Московский государственный университет печати. Финансовые ресурсы предприятия как основной инструмент финансовой логистики С. Е. Барыкин

В данной статье показана зависимость между максимальным и эффективным использованием, определенным движением финансовых потоков и деятельностью компаний. Рассмотрены определенные схемы функционирования финансовых потоков, которые обеспечивают беспрепятственное обращение денежных средств и других активов. Проанализированы такие инструменты финансовой логистики, как авальный, вексельный и акцептный кредит, системный комплекс и факторинг, которые должны рассматриваться компаниями для уменьшения затрат.

Ключевые слова: финансовая логистика, авальный кредит, акцептный кредит, вексельный кредит, системный комплекс, факторинг, секъюритизация

E.S. Panina,

student,

E. V. Romanyuk,

candidate of economics, associate professor of economics department,

Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol , Russia

Transport logistics of Crimea region

This article shows the relationship between the maximum and effective use of, certain financial flows and the activities of companies. We consider the different operations of the scheme of financial flows that provide unimpeded circulation of cash and other assets. We analyzed the financial logistics tools such as aval, bill and acceptance credit, factoring and complex system, which should be considered by companies to reduce costs.

Key words : financial logistics, aval credit, acceptance credit, bill loan, complex system, factoring and securitization

Современная финансовая логистика характеризуется определенными положениями:

- "сопутствующим" термином является финансовый поток (трактовка согласно Паспорту специальности ВАК РФ). Хотя, по мнению экспертов, определенный финансовый поток в виде предоплаты за будущую поставку является первичным, но термин «сопутствующий» имеет характер второстепенности. А вот материальный поток считают второстепенным. В основном, целесообразно будет говорить о определенном триедином потоке, в котором 3 вида потоков являются равноправными. Это такие потоки, как финансовый, материальный и информационный;

В работах большинства экономистов финансовая логистика не имеет никаких отличий от финансов и финансового менеджмента. Можно отметить, что эти понятия намного шире, чем финансовая логистика. Если финансовый менеджмент - система управления финансами предприятия, то финансовая логистика - это аппарат, который позволяет повысить определенную эффективность финансовым потокам на предприятии;

Финансовая логистика - определенный вид по объекту анализа. Но анализируя научную и учебную литературу, что отсутствует анализ конкретного инструментария финансовой логистики, определенных методов и некоторых моделей для эффективного использования их в деятельности предприятий .

Объектом финансовой логистики являются финансовые потоки в контуре логистического цикла (дебиторская, кредиторская задолженности), которые тесно связаны с материальными потоками. Определенная связь финансового и материального потока - критерий отнесения финансового потока к сфере финансовой логистики. Предметом финансовой логистики выступают регулирующие финансовые потоки, которые поступают из внешней финансовой среды.

Существуют три направления эффекта финансовой логистики:

- сокращение транзакционных затрат по привлечению финансовых ресурсов (сделки акцептного, авального, вексельного кредитов, взаимодействия фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой в виде банка);

- сокращение логистического цикла (сделки форфейтинга, факторинга);

- высвобождение оборотных средств (сделки складскими свидетельствами).

Каждый инструмент финансовой логистики рассмотрим более детально.

Суть авального кредита направлена на повышение качества долга со стороны покупателя. Это происходит, когда поставщик не имеет определенного доверия к покупателю и он вносит предложение, чтобы до начала поставки ему предоставлялась гарантия в виде аваля, на котором ставится подпись и печать авалиста, т.е. определенного гаранта, на простом векселе покупателя. Покупатель несет некие логистические издержки в виде определенной платы за аваль (0-2% от суммы долга)

С помощью переводного векселя осуществляется акцептный кредит. Банк должен оплатить вексель их кредитных денег заемщика, т.е. присутствует безресурсный характер кредитования в случае, если срок возврата по кредиту меньше или равен сроку, который указан на векселе. Это дает возможность банку резко снизить процентную ставку.

Сочетание предыдущих сделок отражается в вексельном кредитовании. Предметом кредитования является простой срочный вексель, который дает банк для погашения задолженности, а также перемещения от одного участника логистической цепи к другому (операции 1,2) (рис. 1). Объектом кредита выступает исследуемое предприятие, которое погашает долг (1), т.е. финансирует в оборотные средства в логистической цепи. Определенное снижение затрат происходит из-за безденежного характера сделки. Но одним из основных элементов затрат является дисконт, что является платой за неденежную форму расчета. Оценивая эффективность вексельного кредита следует оценивать и сокращать разные по направлению в динамике суммарные затраты: дисконт увеличивается при увеличении срока и уменьшаются транзакционные расходы на определенную финансовую поддержку банка (рис. 2).

Рис. 1. Cхема вексельного кредита

Данная оптимизационная задача построена на нахождении такого значения потока-«инъекции» в логистическую цепь исследуемого предприятия в виде наилучшего срока вексельного кредитования t*. При этом получаем определенный экономический резерв в виде сокращения логистических издержек при привлечении финансовых ресурсов (рис. 2):

Рис. 2. Графическая постановка задачи оптимизации вексельного кредита

Подытожив, можно сказать, что инструментарием банковской логистики, которая является одной из видов финансовой логистики, являются сделки акцептного, вексельного и авального .

Рассмотрим в заимодействие фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой , в основе которой будет банк. Системный комплекс представляет собой совокупность участника цепи поставок им банка как определенного регулятора отклонений в параметрах его финансовых потоков (рис. 3).

Рис. 3. Системный комплекс «фокусная компания-банк»: (1) - поставка сырья; (2) - поставка готовой продукции; (3) - оплата готовой продукции; (4) - оплата сырья; (5) - предоставление финансовых ресурсов; (6) - возврат ресурсов.

Особенностями этого комплекса является некое отсутствие аффилированных отношений участников. Заметим определенное отличие от ФПГ и цепи поставок, имеющие вертикальную интеграцию, мобильный состав участников, контрактные отношения участников. Комплекс имеет возможность «сдвигаться» по цепи вверх или вниз в зависимости от наличия «узких звеньев». Между собой должны быть согласованы пары потоков (1) и (4) в функционале «Снабжение»; (2) и (3) в функционале «Сбыт». Ключевые резервы устойчивости заключены в согласовании пары потоков (3) и (4). Их несоответствие является причиной образования кассового разрыва. Современные банковские продукты направлены на снижение затрат на увеличение продаж за счет ускорения оборота капитала (факторинг), на формирование оборотного капитала (вексельный кредит). Подытожив можно сделать определенный вывод, что банк - финансовая инфраструктура цепи поставок промышленного предприятия, которая генерирует потоки-«инъекции» в «узкие звенья» фондов обращения, а этим обеспечивает непрерывность и устойчивость, а также определенной снижение затрат по всей цепи .

При факторинговой сделке предприятие-поставщик преследует цель ускорения логистического цикла за счет досрочной продажи долга. А вот вырученные средства направляются в новую сделку, которая является более доходной. Оценивая эффективность факторинговой сделки, необходимо оценивать и сокращать разнонаправленные в динамике суммарные затраты: при увеличении срока увеличиваются затраты на инсоринг (затраты на омертвление капитала в дебиторской задолженности, логистические риски, запасы готовой продукции в контуре логистического цикла) и уменьшаются затраты на аутсоринг при управлении долгом (транзакционные расходы на финансовую поддержку фактор-компании) (рис. 4).

Рис. 4. Организация факторинга

Имеется оптимизационная задача, которая предполагает нахождение такого значения учетной ставки потока-«инъекции» от фактор-компании в логистическую цепь исследуемого предприятия. При этом получим экономический резерв в виде сокращения логистических издержек и сокращение логистического цикла на определенную величину (t-t*) (рис. 5) .

Рис. 5. Графическая постановка задачи оптимизации факторинга

Подытожив все вышесказанное можно сделать вывод, что определенная значимость этих моделей заключаются в том, что они позволяют повысить качество управления финансовыми потоками в направлении ускорения оборота капитала и сокращения определенных затрат, что является одним из самых главных целей в менеджменте предприятий, а также формирование неких методических основ управления финансовыми потоками в концепциях финансовой и инновационных логистик. В современном обществе финансовая логистика играет важную роль для многих предприятий, ведь цель каждого это уменьшение затрат на производство продукции с целью получения более высокой прибыли предприятием, что и достигается за счет этих инструментов.

Библиографический список

1.Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. -СПб: Питер, 2013.- 432 с.

2.Бутрин А.Г. Логистика для финансового директора: учебное пособие/А.Г. Бутрин.- Челябинск, 2009.-180 с.

3.Бутрин А.Г. Управление фондами обращения в цепи поставок промышленного предприятия: монография/А.Г.Бутрин, С.А.Суслов.- Челябинск, 2009.- 99 с.

4.Бутрин А.Г. Инструменты управления фондами обращения промышленного предприятия/А.Г.Бутрин, Е.И.Рогожников// Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент».-2011.- № 28..- C.165-169.

Введение

В настоящее время российские предприятия функционируют в условиях значительной нестабильности экономической среды, что вызывает необходимость поиска высокоэффективных методов и способов управления деятельностью промышленных предприятий. Одним из таких методов является логистика, позволяющая выйти на качественно новый уровень управления материальными, финансовыми и информационными потоками предприятия в целях улучшения конечных результатов его производственно-хозяйственной деятельности и обеспечения стабильного положения на рынке.

В условиях перехода к рыночной экономике повышение эффективности производства и реализации продукции определяет необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей, которые в процессе перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому могут рассматриваться в качестве соответствующего товарного потока. При этом его движение обусловлено выполнением целого ряда логистических операций.

Переход к рыночным отношениям, расширение масштабов хозяйственной деятельности, возросшая потребность в усилении всех видов взаимосвязей в процессах управления финансовыми потоками, порожденных сбытовыми товарными потоками, обусловили основные требования к новым формам и методам повышения эффективности управления деятельностью предприятий, увеличения результативности их деятельности, улучшения финансового состояния. Формирование финансовых потоков логистики на предприятиях, использование логистических принципов и методов, позволит подойти на новой основе к решению традиционных задач, повысить эффективность их производственно - хозяйственной деятельности.

Финансовая логистика

Понятие и сущность финансовой логистики

Финансовая логистика является наименее изученной областью. Это происходит, в основном, по двум причинам: по объективным, слишком долго в России длился переход к рыночной идеологии, когда по мере развития рынка постепенно к ученым и практикам приходит понимание важнейшей роли финансов в логистической системе; и по субъективным, так как управление финансовыми потоками требует высокого профессионализма и сопряжено со значительными рисками для каждого предприятия или компании.

Впрочем, нельзя сказать, что западные "рыночники", на которых нередко по привычке ориентируются отечественные экономисты, ушли далеко вперед, хотя они намного раньше занялись исследованием основных взаимозависимостей между логистикой и финансовыми целями фирм, а также рассмотрением доли управления цепью поставок в общей стоимости производственных затрат фирм. И это неудивительно, так как они уже давно стали перед необходимостью соответствующей информации для управления процессом инвестирования.

Говоря о вкладе логистики в прибыль предприятия, Д.М.Ламберт, отмечает необходимость проведения анализа всех логистических решений как с точки зрения их затратной эффективности, так и полученной выгоды.

Ключевым фактором является при этом обслуживание клиентов (логистический сервис) и его влияние на величину прибыли. Но следует, справедливо предупреждает он, избегать крайностей, в частности, предоставления очень высокого уровня обслуживания без уверенности в том, что клиент оценит стоимость такого суперсервиса и будет готов за это платить.

Другая крайность состоит в понимании логистики единственно как источника затрат и в стремлении к их снижению любым способом. По мнению американского экономиста М.Кристофера, "снижение затрат в любой сфере бизнеса является стоимостным фактором, однако оно целесообразно только тогда, когда ведет к повышению прибыли".

Финансовая логистика, признает он, способствует также эффективному использованию капитала. Логистические переменные существенным образом формируют отдельные составные части баланса, а именно:

Наличные средства в кассе и задолженность. Благодаря эффективному логистическому управлению достигаются более короткие циклы реализации заказов: чем короче цикл, тем быстрее происходит поступление наличности от реализации; важным является также степень реализации заказа;

Запасы. Уровень запасов в виде сырья, компонентов, готовых изделий является результатом стратегии предприятия в сфере логистического обслуживания и эффективности системы мониторинга и управления запасами;

Недвижимость, основные средства и оборудование. Оптимизация дистрибьютерской сети, достигнутая благодаря найденному соответствию размещения и параметров распределительных узлов структуре спроса, может привести к высвобождению капитала;

Текущие платежи. Их уровень можно повысить за счет ограничения объема и частоты заказов, что может быть результатом внедрения таких систем, как планирование материальных потребностей или дистрибьюторских потребностей.

Зарубежные специалисты изначально ориентированы на то, что основной целью предприятия должна стать максимизация его стоимости, следовательно, стратегия предприятия должна быть направлена на достижение этой цели. А это в свою очередь невозможно без введения новых методов управления - управления посредством стоимости. Для использования такого метода управления следует определить какие процессы и в какой степени формируют величину этой стоимости и какую роль при этом играет логистика.

При определении стоимости фирмы главную роль играют свободные потоки наличных средств, составляющие основу выплаты дивидендов для акционеров, роста цен акций и источников финансирования роста фирм. Важное значение имеет и процентная ставка, величина которой отражает стоимость капитала.

Проведенный анализ отечественных научных публикаций, учебно-методической литературы, учебных курсов различных вузов говорит о том, что, в отличие от Запада, в практике нашего хозяйствования продолжается фетишизация материального потока и сведение логистики только к транспорту, складу, производству, снабжению, сбыту, запасам.

В большинстве существующих определений логистики отсутствует четкое определение финансовой логистики. Неслучайно поэтому финансовое движение многими рассматривается только как сопутствующее материальному потоку. Хотя, совершенно очевидно, что движение финансов является серьезным ограничителем выгод предприятия и активным "рычагом" управления материальными потоками.

Возможно, именно поэтому до сих пор не выработаны показатели оценки эффективности финансовых потоков. Попытки ряда экономистов свести их к классическим показателям финансового менеджмента совершенно не обоснованы. Так, при этом не обнаруживается взаимосвязь, а точнее взаимозависимость финансового менеджмента и финансовой логистики. Как известно, финансовый менеджмент - это искусство управления финансами предприятия. Что же касается финансовой логистики (логистики финансовых потоков), то это понятие более узкое и представляет собой комплекс методов, средств, инструментов, направленных на повышение эффективности финансовых потоков.

Финансовые аспекты функционирования логистических систем слабо представлены в экономической литературе как ключевые в обеспечении принятия оптимальных решений. Из этого можно сделать вывод о том, что существует острый дефицит методических материалов по финансовым потокам. Среди них: основы теории управления финансовыми потоками в логистической системе; регулирование потоков финансовых ресурсов; организация структурирования, формирования и управления финансовыми потоками в мезо-, государственных и социально-ориентированных логистических системах; финансовые потоки в банковских, биржевых, интернет-трейдинговых системах.

Изучение вопросов финансовой логистики требует оставаться на принципах научности, предполагающих усиление расчетного начала на всех стадиях управления финансовым потоком - от планирования до анализа. Этот подход может быть соблюден при условии конкретности, предполагающем четкое определение конкретного результата цели перемещения финансового потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями хозяйствующего субъекта, а также принципа конструктивности, заключающемся в непрерывном отслеживании перемещения финансового потока и оперативной корректировке его движения.

И, наконец, все финансовые логистические функции и процесс движения финансовых потоков должны выполняться с максимальной степенью автоматизации, что возможно только при условии его компьютеризации.

Важно иметь в виду, что, с точки зрения логистики финансов, прогрессивность хозяйственных систем достигается не столько наращиванием их материально-технической базы, сколько совершенствованием ее обеспечения финансовыми ресурсами.

Реализация этих принципов ведет к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции, повышению сбалансированности в управлении хозяйственной деятельностью транспортных систем, ритмичности функционирования структур и подразделений, входящих в финансовую логистическую систему. Кроме того, принципы логистики финансов позволяют совершенствовать методологию и повысить качество оргпроектирования, обеспечить системный подход к проектированию региональных транспортных систем.

Основные принципы финансовой логистики должны быть дополнены принципами маркетинга, менеджмента и других научно-прикладных дисциплин, которые синтезирует теория и практика логистики.

Исследование имеющихся материалов и литературы дают основание также сделать вывод о том, что себестоимость интерпретируется управленческим персоналом и топ-менеджерами ряда предприятий исключительно как часть процесса налогообложения. Поэтому фактор себестоимости не используется в качестве объективного критерия повышения активности и конкурентоспособности основного производства.

Управление потоками можно считать эффективным, если оно позволяет решать в автоматическом режиме основные производственно-хозяйственные задачи предприятия. К ним относятся: согласование производственных и финансовых планов, установление необходимого уровня запасов, объемов и сроков требуемых ресурсов. Через воздействие на потоки можно обеспечивать логистическую систему финансовыми и материальными ресурсами, осуществлять привлечение и возврат денежных средств, их распределение по направлениям использования. К функциям управления потоками следует также отнести контроль за соответствием параметров финансовых и материальных потоков, их влияния на эффективность логистической деятельности, проверку оптимальности схем движения ресурсопотоков.

При управлении движением финансовых и материальных потоков нужно стремиться как к экономии ресурсов, затрачиваемых на воздействие, так и к максимизации конечного результата. По возможности надо добиваться того, чтобы одно управляющее действие изменяло параметры как можно большего количества потоков. В этом случае решение проблем будет осуществляться максимально быстро и с наименьшими затратами.

Финансовая логистика - это управление, планирование и контроль финансовых потоков на основе информации и данных о материальных потоках.

Объект управления - логистический финансовый поток.

Под финансовыми потоками понимается направленное движение денежных средств или ресурсов в логистических системах и между ними, необходимое для обеспечения материальных и информационных потоков. Финансовые потоки в логистической системе называются логистическими финансовыми потоками.

Логистические финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

Для достижения указанной цели финансовая логистика решает следующие задачи:

  • - изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования с использованием маркетинговых приемов;
  • - определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским и межбанковским кредитам, а также процентных ставок по ценным и государственным облигациям;
  • - построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;
  • - установление последовательности и звенности движения средств внутри бизнеса и проекта;
  • - координация оперативного управления финансовыми и материальными потоками. Прежде всего оцениваются затраты, например, на доставку товаров транспортным средством. Менеджер по логистике выстраивает материальные потоки с учетом затрат;
  • - формирование и регулирование свободных остатков на рублевых, валютных и бюджетных счетах с целью получения дополнительной прибыли от операций на финансовом рынке с применением высокодоходных финансовых инструментов;
  • - создание операционных систем обработки информации и финансовых потоков.

Финансовая логистика является частью финансового менеджмента и проявляется в выполняемых им функциях, таких как воспроизводственная, распределительная и контрольная. Их научно обоснованная характеристика необходима для эффективной организации управления финансовыми потоками.

Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность товарно-материальных и финансовых ресурсов при минимизации производственных затрат по всей логистической цепи.

Формами проявления воспроизводственной функции являются эффективность использования основных фондов, прибыльность и ликвидность, обоснованность привлечения инвестиций и кредитов участниками логистического процесса.

Распределительная функция заключается в формировании и использовании денежных средств, поддержании их эффективной структуры в логистической системе и направлена на решение задач, связанных с рационализацией имеющихся и привлеченных ресурсов, сокращением потерь от привлечения сторонних источников, повышения ликвидности и оборачиваемости финансовых и материальных активов.

Контрольная функция состоит в контроле за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных потоков в логистической системе, за состоянием ликвидности и платежеспособности и финансовой независимости ее звеньев от внешних источников финансирования.

Управление финансовыми потоками базируется на принципах плановости и системности, целевой направленности, диверсифицированности, стратегической ориентированности.

Плановость и системность - означает условие сбалансированности материальных и финансовых потоков. Финансовая логистика в данном случае имеет внутреннюю ориентацию. Такие элементы, как самоокупаемость, самофинансирование, материальная и имущественная ответственность, материальная заинтересованность, рассматриваются как универсальный способ урегулирования деятельности звеньев логистической системы и элементов логистической цепи.

Целевая направленность - требует, чтобы в организации управления финансовыми потоками учитывались цели каждого участника логистического процесса, в частности: соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат, надежность источников финансирования и обеспечение логистического процесса финансовыми ресурсами, доходность при размещении денежных средств.

Диверсифицированность - предполагает многопрофильность в работе, сочетание различных комбинаций выпускаемых товаров, форм оплаты и видов деятельности. Только такие условия обеспечивают получение стабильных доходов и рост рентабельности, снижают риск банкротства и повышают конкурентоспособность логистической системы.

Стратегическая ориентированностьвыражается в том, что достижение целей, к которым стремятся участники логистического процесса, обусловлено стратегией развития. Задача состоит в отрицании тех вариантов принятия решений, которые могут противоречить основным целям. Финансовое управление в данной ситуации заключается в выявлении пределов, до которых способно расширяться производство, прогнозировании инновационных вариантов развития, выборе новых направлений финансирования. Без этого невозможны устойчивое к положение на рынке и развитие логистической системы.

Реализация указанных принципов ведет к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции, повышению сбалансированности в управлении хозяйственной деятельностью транспортных систем, ритмичности функционирования структур и подразделений, входящих в финансовую логистическую систему.

К настоящему моменту логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистический подход к объекту управления, инструменты и методы логистики применяются в самых различных областях менеджмента. Наличие логистического подразделения в компании уже не является чем-то необычным, а рассматривается как обязательная составляющая оргструктуры успешного предприятия. Область компетенции специалистов в сфере логистики охватывает управление самыми разными объектами - документооборот, людские потоки, информационные, финансовые и, конечно, товарно-материальные. Именно управление товарно-материальными потоками, их оптимизация являются наиболее распространенными задачами менеджмента в среде коммерческих предприятий. логистика финансовый система

В хозяйственной практике и в теории экономических отношений привычным стало использование логистической терминологии в снабжении, производстве, складировании, распределении, в запасах, на транспорте. Несомненно, здесь логистический подход наиболее востребован. Он достаточно хорошо изучен, обеспечен большим количеством публикаций. Регулярно проводятся научные и практические конференции, их вопросы широко освещаются в экономической периодике и представлены в специальных учебных программах.

Появились и относительно новые отраслевые направления логистики - торговая, промышленная, банковская, строительная, таможенная, налоговая, международная, коммерческая, логистика города, обслуживания, гостиничного, ресторанного, туристического бизнеса и др. И финансовые потоки играют важную роль в хозяйственной практике и являются неотъемлемой частью финансовой логистики.

Основные понятия и принципы финансовой логистики

Санкт-Петербург

Специальность 080506 – Логистика и управление цепями поставок

ФИНАНСОВАЯ ЛОГИСТИКА

С. Е. Барыкин

Кафедра логистики и организации перевозок

Санкт-Петербургский государственный

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

инженерно-экономический университетʼʼ

Конспект лекций

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве учебного издания

Составитель

д-р экон. наук, доц. С.Е. Барыкин

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Е.Р. Счисляева

Подготовлено на кафедре

Логистики и организации перевозок

Одобрено научно-методическим советом специальности

080506 – Логистика и управление цепями поставок

представленного составителœем

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 4

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ КАК НАУКИ. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ.......................................................................................................................... 6

ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ЗАПАСАМИ В МИКРОЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ........................................... 19

ТЕМА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЪЕКТАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ.............................................................................. 44

ТЕМА 4. СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ЗАПАСАМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ....................................................... 57

ТЕМА 5. НЕЙРОСЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ЗАПАСАМИ................................................................................................ 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... 79

ВВЕДЕНИЕ

Целью дисциплины ʼʼФинансовая логистикаʼʼ является формирование у студентов знаний о реализации функций финансов в логистических системах, логистических моделях и методах управления финансовыми потоками компании.

Задачами дисциплины являются:

· Формирование понятия финансового потока, его назначения и места в системе логистического менеджмента;

· Изучение основ стратегического управления обеспечением финансовыми ресурсами компании;

· Рассмотрение вопросов распределœения финансовых ресурсов по направлениям вложения;

· Изучение методов группировки объектов финансирования;

· Изучение методики внедрения интегрированного управления финансовыми и материальными потоками в логистической системе;

· Логистические модели формирования денежного запаса компании.

Дисциплина ʼʼФинансовая логистикаʼʼ является дисциплиной специализации ʼʼУправление цепями поставокʼʼ специальности 080506 – Логистика и управление цепями поставок.

Дисциплина ʼʼФинансовая логистикаʼʼ базируется на дисциплинах ʼʼОсновы логистикиʼʼ, ʼʼСтратегический и инновационный менеджментʼʼ, ʼʼФинансовый менеджментʼʼ, ʼʼОперационный (производственный) менеджментʼʼ, ʼʼУправление цепями поставокʼʼ, ʼʼЭкономические основы логистики и управления цепями поставокʼʼ, ʼʼЛогистика снабженияʼʼ, ʼʼЛогистика производстваʼʼ, ʼʼЛогистика распределœенияʼʼ, ʼʼУправление запасами в цепях поставокʼʼ, обеспечивает дисциплины ʼʼУправление проектами в логистикеʼʼ, ʼʼУправление логистическими рисками в цепях поставокʼʼ и ʼʼИнтегрированное планирование цепей поставокʼʼ.

Предлагаемый читателю конспект лекций является основой для самостоятельной работы при изучении дисциплины ʼʼФинансовая логистикаʼʼ направлен на формирование системного представления об интегрированном управлении взаимосвязанными материальными и финансовыми ресурсами в логистических системах.

Рабочая программа дисциплины предусматривает пять тем, по которым в конспекте лекций раскрываются основные знания, умения и вопросы для самоконтроля.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ КАК НАУКИ. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Денежные средства представляют из себячасть оборотных активов предприятия. Без этого актива невозможна операционная и инвестиционная деятельность компании. Денежные средства предприятия включают в себя деньги на расчетном счете в коммерческих банках и в кассе. Различные виды активов обладают разной ликвидностью , под которой понимают временной период, необходимый для конвертации данного актива в денежные средства, и расходы по обеспечению этой конвертации. Только денежным средствам соответствует абсолютная ликвидность. Предприятию крайне важно обладать определœенным уровнем абсолютной ликвидности, чтобы иметь возможность оплачивать счета поставщиков.

Поддержание уровня ликвидности компании связано с некоторыми расходами. В случае если предприятие обладает минимальным запасом денежных средств, то возникают издержки по пополнению этого запаса, так называемые ʼʼиздержки на привлечение финансовых ресурсовʼʼ. В случае если же компания накапливает значительный денежный запас, то увеличиваются издержки, связанные с неиспользованными возможностями (издержки хранения запаса). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникает проблема определœения оптимального денежного запаса.

Не всœе потребности предприятия в денежных средствах обеспечиваются исключительно за счёт средств на счетах предприятия. Часть этих потребностей может обеспечиваться ликвидными ценными бумагами, представляющих собой активы, почти эквивалентных деньгам. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют из себяодин из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. По этой причине к ним применимы общие требования, которые предъявляются к материальным запасам. Мотивы предприятий следует разделить на три группы:

1) компании необходим базовый запас денег для выполнения текущих расчетов;

2) необходимы определœенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов;

3) компания заинтересована во владении определœенным объёмом денежных средств для планируемого расширения своей деятельности.

Следовательно, к денежным средствам бывают применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Компании следует решить следующие задачи в процессе управления денежным запасом:

– определить общий объём денежных средств;

– сроки, когда следует переводить денежные средства в ценные бумаги и наоборот.

Рассмотрим наиболее известные модели формирования инвестиционного портфеля.

1. Модель Г. Марковица. В соответствии с этой моделью инвестируемый капитал распределяется по различным типам активов: акциям, облигациям, недвижимости и т.д. Модель Марковица применяется на первом этапе формирования портфеля активов.

2. Модель У. Шарпа. В 1963 ᴦ. учеником Г. Марковица У. Шарпом была предложена однофакторная модель рынка капиталов, в которой впервые появились ʼʼальфа-ʼʼ и ʼʼбета-ʼʼ характеристики акций. Однофакторная модель Шарпа применяется на втором этапе формирования инвестиционного портфеля, когда капитал, инвестируемый в определœенный сегмент рынка активов, распределяется между отдельными конкретными активами.

3. Модель оценки капитальных активов (САРМ). Следует согласиться с мнением Ю. Ф. Касимова, что основным результатом модели САРМ явилось установление соотношения между доходностью и риском актива для равновесного рынка . При этом при выборе оптимального портфеля инвестор учитывает систематический риск, а не весь уровень риска, связанного с активом, как по модели Марковица. Этот риск количественно представляется коэффициентом ʼʼбета-ʼʼ (введенным Шарпом в его однофакторной моделиʼʼ.Остальная чать уровня риска – несистематический риск, который зависит от выбора инвестиционного портфеля.

4. Арбитражная модель оценки активов (АРМ). В 1977 ᴦ. С. Россом была предложена альтернативная модель оценка капитальных активов – арбитражная модель. По мнению сторонников этой модели, ее преимуществом является то, что она в большей мере, чем модель САРМ, допускает эмпирическую проверку. Модель АРМ строится на базе принципа, который состоит по сути в том, что соотношение между доходностью и риском должно быть таким, чтобы ни один индивидуальный инвестор не получил неограниченный доход от сделки, не учитывая риска вложения денег в приобретение актива.

5. Модель Блека-Шоулса. В 1973 ᴦ. М. Шоулсом и Ф. Блеком разработана модель опционов, основанная на возможности осуществления безрисковой сделки с одновременным использованием акции и выписанным на нее опционом. Цена такой сделки должна совпадать с оценкой безрисковых активов на рынке. Вероятностная оценка стоимости опциона зависит от динамики рыночной цены акции.

6. Модели управления денежным запасом. Финансовый менеджмент включает изучение действий, связанных с приобретением, слиянием, финансированием, управлением активами, но не уделяет достаточно внимания исследованию формирования оптимального запаса денежных средств. Одно из направлений исследования денежных потоков является изучение возможностей управления запасами денежных средств аналогично управлению запасами материальных ресурсов .

При этом следует детально рассмотреть применение моделœей и методов теории логистики в процессе управления денежными запасами. Логистические модели управления финансами позволяют сочетать методы финансового менеджмента (дисконтирования и наращения денежных потоков) и методы и модели теории логистики.

Логистическое управление финансами компании рассматривает взаимодействие трех базовых потоков (финансового, информационного и материального) и не ограничивается инструментарием финансового менеджмента. Методологический аппарат финансовой логистики включает три базовых принципа:

1. Принцип исследования взаимодействия потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов в микрологистической системе с учетом их взаимосвязи и взаимовлияния.

2. Принцип сходства аналитического описания материальных, финансовых и информационных потоков.

3. Принцип поиска компромисса между издержками на привлечение материальных и финансовых ресурсов и затратами на их содержание.

В процессе изучения дисциплины ʼʼФинансовая логистикаʼʼ будем опираться на определœение логистической системы, приведенное В. С. Лукинским :

Логистическая система - ϶ᴛᴏ сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками.

Следует рассматривать финансовые потоки, сопутствующие материальным потокам, как подсистему логистической системы. Сформулируем определœение логистической системы управления финансами компании, опираясь на категории ʼʼвещьʼʼ, ʼʼсвойствоʼʼ и ʼʼотношениеʼʼ. Система определяется как множество объектов, на которых реализуется определœенное отношение с фиксированными свойствами. Пусть S означает свойство вещи m быть логистической системой. Тогда определœение системы можно выразить в следующем виде:

где P – свойство; R – отношение, обладающее этим свойством.

Правило перехода от одной переменной к другой формулируется следующим образом: значения переменной, стоящей вне квадратной скобки, выбираются произвольно; значения переменной, стоящей внутри квадратной, но вне круглой скобки, выбираются таким образом, чтобы удовлетворить внешней переменной, а, символ вещи, стоящей в круглых скобках, может иметь только такие значения, которые согласуются со значениями двух других переменных.

В логистическую систему управления финансами (финансовую логистическую систему) компании входят финансовый, материальный и информационный потоки, функционирование которых направлено на достижение главной цели логистической системы. Выберем в качестве интегрирующего признака степень взаимосвязи движения финансовых, информационных и материальных ресурсов. Материальные, информационные и финансовые потоки корпорации взаимосвязаны и взаимозависимы. Высокая степень взаимозависимости позволяет говорить о высокой степени ʼʼсистемностиʼʼ исследуемого единого логистического потока.

Определив свойство, можем определить отношение, обладающее этим свойством. Все элементы финансовой логистической системы находятся в отношениях, обладающих определœенным свойством – поддержание структуры логистической системы. Можно предусмотреть несколько вариантов организации финансовых потоков для каждой схемы движения материальных ресурсов компании. Финансовый поток, сопутствующий материальному потоку, направлен на реализацию логистической деятельности компании. Цель финансового потока подчинœена главной цели логистической деятельности компании.

Под микрологистическими системами принято понимать компании – корпорации (юридические лица) или группа юридических лиц, взаимосвязанных общим бизнесом (корпоративные структуры в форме финансово-промышленных групп, холдинги).

Основные понятия и принципы финансовой логистики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные понятия и принципы финансовой логистики" 2017, 2018.

Бутрин Андрей Геннадьевич д-р эк.н., профессор кафедры экономики и финансов факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск

Ярушин Дмитрий Леонтьевич доцент кафедры экономики и права ф-ла ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), начальник экономического управления ООО Златоустовский электрометаллургический завод

Несмотря на уже достаточный срок развития науки и практики логистики и концепции SCM в России, финансовая логистика остается наименее изученной областью. Вместе с тем значительные резервы сокращения затрат заключаются не только в функционалах материального потока «Снабжение», «Производство», «Сбыт», но и во взаимодействии предприятия с субъектами финансового рынка как финансовой инфраструктуры логистической системы. Существенный задел в этом направлении автор отразил в статьях . В настоящее время состояние финансовой логистики характеризуется следующими положениями:

Финансовый поток рассматривается лишь как «сопутствующий» (трактовка согласно Паспорту специальности ВАК РФ). Термин «сопутствующий» имеет характер некой ущербности, второстепенности. При этом в рамках вытягивающей логистической системы (по принципу вытягивания работает большинство предприятий реального сектора экономики) финансовый поток в виде предоплаты будущей поставки является, наоборот, первичным; вторичным же при этом является материальный поток. На наш взгляд, целесообразнее говорить об управлении триединым потоком, в котором материальный, финансовый и информационный потоки равноправны;

В работах большинства авторов финансовая логистика ничем не отличается от финансов и финансового менеджмента. Так, в некоторых работах уважаемых коллег из Санкт-Петербурга обычный, широко известный банковский кредит является предметом банковской логистики! Транспортировка инкассаторами денежных средств также подводится под финансовую логистику! Деятельность фондовой биржи раскрывается как логистическая! На наш взгляд, такой подход является профанацией финансовой логистики. Необходимо четко определить объект исследования. Очевидно, что последние два понятия шире финансовой логистики. Если финансовый менеджмент в широком смысле можно трактовать как систему управления финансами предприятия, то финансовая логистика – это аппарат (комплекс методов и средств), позволяющий повысить эффективность финансовых потоков на предприятии;

Финансовая логистика признана функциональным видом по объекту анализа. Вместе с тем анализ учебной и научной литературы показал практически полное отсутствие анализа конкретного инструментария финансовой логистики, методов и моделей их оптимального использования в деятельности предприятий .

Считаем целесообразным понимать под объектом финансовой логистики существующие финансовые потоки в контуре логистического цикла (дебиторская, кредиторская задолженности), тесно связанные с материальными потоками. Именно неразрывная связь с материальными потоками является критерием отнесения финансового потока к сфере финансовой логистики! Предметом финансовой логистики являются регулирующие (регулирующие рассогласования в логистическом цикле) финансовые потоки (потоки-«инъекции»), поступающие из внешней финансовой среды. Эффект финансовой логистики образуется по трем направлениям: во-первых, сокращение транзакционных затрат по привлечению финансовых ресурсов (сделки авального, акцептного, вексельного кредитов, взаимодействия фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой в виде банка); во-вторых, сокращение логистического цикла (сделки факторинга и форфейтинга); высвобождение оборотных средств (сделки секъюритизации векселями и складскими свидетельствами расчетов между контрагентами цепи поставок). Рассмотрим каждый инструментарий подробно.

1. Авальный кредит направлен на повышение качества долга со стороны покупателя, когда поставщик не доверяет покупателю и просит до начала поставки предоставить банковскую гарантию в виде аваля – печати и подписи авалиста (гаранта) на простом векселе должника. В этой схеме покупатель несет логистические издержки в виде платы за аваль (от 0% до 2% от суммы долга).

2. Акцептный кредит предполагает использование переводного векселя (в отличие от простого в предыдущей сделке). Имеет место безресурсный характер кредитования, когда срок возврата по кредиту меньше или равен сроку по векселю, т.е. банк оплачивает вексель из кредитных денег заемщика, не вкладывая собственных средств. Это позволяет банку резко снизить процентную ставку по кредиту, что означает сокращение логистических затрат исследуемого предприятия. Недостаток – сокращение срока погашения кредиторской задолженности, когда первоначальный срок погашения задолженности поставщику, равный сроку по векселю, заменяется на меньший срок задолженности перед банком. Это снижает устойчивость.

3. Вексельный кредит сочетает особенности предыдущих сделок. Предметом кредита являются не денежные средства (как при классическом кредите), а простой срочный вексель банка, который имеет ярко выраженную потоковую природу, что позволяет ему погашать задолженность, перемещаясь от одного участника логистической цепи к другому (операции 1,2) (рис. 1). Объект кредита – покупатель (исследуемое предприятие). Объект кредитования – погашение долга (1), т.е. финансирование его оборотных средств в логистической цепи. Безресурсный (безденежный) характер сделки аналогично предыдущей сделке, что снижает логистические затраты. Однако существует второй, самый значительный элемент затрат – дисконт поставщика как плата за неденежную форму расчетов. Поэтому при оценке эффективности вексельного кредита необходимо оценивать и сокращать разнонаправленные в динамике суммарные затраты: при увеличении срока увеличиваются логистические затраты в виде дисконта поставщика в контуре логистического цикла и уменьшаются процентные (транзакционные) расходы на финансовую поддержку банка (рис. 2).

Рис. 1. Cхема вексельного кредита

Таким образом, имеем оптимизационную задачу: найти такое значение потока-«инъекции» в логистическую цепь исследуемого предприятия в виде наилучшего срока вексельного кредитования t*, при котором получим экономический резерв в виде сокращения логистических издержек при привлечении финансовых ресурсов (рис. 2):

Рис. 2. Графическая постановка задачи оптимизации вексельного кредита

Сделки авального, акцептного и вексельного кредитов целесообразно трактовать как инструментарий банковской логистики, являющейся разновидностью финансовой .

4. Взаимодействие фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой в виде банка. В нашем исследовании системный комплекс – это совокупность участника (узкого звена) цепи поставок им банка как регулятора отклонений в параметрах его финансовых потоков (рис. 3).

Рис. 3. Системный комплекс «фокусная компания–банк»: (1) – поставка сырья; (2) – поставка готовой продукции; (3) – оплата готовой продукции; (4) – оплата сырья; (5) – предоставление финансовых ресурсов; (6) – возврат ресурсов

Особенности комплекса: отсутствие аффилированных отношений участников. Этим он отличается от ФПГ и цепи поставок, которые могут иметь вертикальную интеграцию; контрактные отношения участников; мобильный состав участников, когда комплекс может «сдвигаться» по цепи вверх или вниз в зависимости от наличия «узких звеньев». Между собой должны быть согласованы пары потоков (1) и (4) в функционале «Снабжение»; (2) и (3) в функционале «Сбыт». Ключевые резервы устойчивости заключены в согласовании пары потоков (3) и (4). Их несоответствие является причиной образования кассового разрыва (поток-«утечка»), например, задержка оплаты продукции 3) и диктует необходимость согласования за счет организации регулирующих потоков – потоков-«инъекций» (поток 5). В их качестве выступают современные банковские продукты, направленные на снижение затрат на формирование оборотного капитала (вексельный кредит) и на увеличение продаж за счет ускорения оборота капитала (факторинг). Таким образом, банк является финансовой инфраструктурой цепи поставок промышленного предприятия, генерируя потоки-«инъекции» в «узкие звенья» фондов обращения, обеспечивая тем самым в зависимости от типа цепи, во-первых, ее непрерывность и устойчивость, во-вторых, снижение затрат по всей цепи. Моделирование и внедрение было произведено в Челябинском филиале банка ВТБ и ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Баланс интересов банка и фокусной компании был достигнут при процентной ставке 18% годовых, при этом величина экономического эффекта комплекса (добавленной стоимости в цепи поставок) составила 2,2 млрд руб. .

5. Факторинг . Исследуемое предприятие-поставщик в факторинговой сделке преследует цель ускорения логистического цикла за счет досрочной продажи долга, когда вырученные средства направляются в новую, более доходную сделку. При оценке эффективности факторинговой сделки необходимо оценивать и сокращать разнонаправленные в динамике суммарные затраты: при увеличении срока увеличиваются затраты на инсоринг (затраты на омертвление капитала в дебиторской задолженности, логистические риски, запасы готовой продукции в контуре логистического цикла) и уменьшаются затраты на аутсоринг при управлении долгом (транзакционные расходы на финансовую поддержку фактор-компании) (рис. 4).

Рис. 4. Организация факторинга

Имеем оптимизационную задачу: найти такое значение учетной ставки потока-«инъекции» от фактор-компании в логистическую цепь исследуемого предприятия, при котором получим экономический резерв в виде сокращения логистических издержек и сокращение логистического цикла на величину (t-t*) (рис. 5) .

Рис. 5. Графическая постановка задачи оптимизации факторинга

6. Секъюритизация. Сегодня предприятие располагает тремя основными инструментами структурирования финансовых потоков: вексель, складское свидетельство, правовой институт перемены лиц в обязательствах (сделки переуступки прав требования и сделки перевода долга) (табл. 1) .

Таблица 1 Сравнительная характеристика инструментов секъюритизации

Признак сравнения

Складское
свидетельство

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

1. Тип инструмента

Ценная бумага

Ценная бумага

2. Способность служить расчетным средством

3. Способность служить инструментом коммерческого кредита

Требования держателя не обеспечены залогом имущества
должника

Да. Требования держателя обеспечены залогом товара, что улучшает его положение в очереди кредиторов

4. Способность служить инструментом низко-затратного пополнения оборотных средств

5. Возможность извлечения прибыли при операциях

6. Природа

Долговой инструмент

Отношения хранения

7. Форма погашения

Деньги, товар,
услуги

Запланированный товар

8. Наполняемость

Может не быть

Всегда реальная

9. Предмет наполнения

Вещь, работы, услуги

10. Риск для держателя

Высокий в силу предпринимательских рисков эмитента

Низкий в силу
отсутствия пред­принимательских рисков склада

11. Риск для эмитента

Высокий, т.к. может быть предъявлен к оплате деньга­ми, что не планировалось эмитентом

Низкий, т.к. «погашение» происходит запланированной продукцией

12 Способ обращения

Посредством индоссамента (односторонняя сделка)

Посредством передаточной надписи» – договора цессии (двусторонняя сделка)

13. Развитость рынка

14. Регулируемость

Секъюритизация основывается на синтезе инновационной и финансовой видов логистик, согласно которой реструктурируются финансовые потоковые процессы посредством внедрения инноваций для достижения дополнительного эффекта. Развитие товарных рынков, средств и методов своевременного и полного удовлетворения спроса на товар привели к необходимости оптимизации материальных и финансовых потоков через совершенствование инструментов их структурирования. В результате этого пополнился класс товарораспорядительных документов.

По своей экономической природе складские свидетельства являются инновационным инструментом трансформации материального потока в финансовый и обратно. На рис. 6 предложен процесс образования сети поставок, образованной в результате мультипликации базисной («горизонтальной») ЦП 1 (функционирующей в режиме вытягивания поставки) и «вертикальной» цепи поставок ЦП 2 (функционирующей в режиме выталкивания поставки). В предложенной сети поставок капитал ускоряется одновременно по двум цепям: в границах «горизонтальной» цепи ускоряется движение финансовых потоков (связи 11, 12 и 15); в границах «вертикальной» цепи – движение материальных потоков (13). Это ускорение ведет к образованию положительного эффекта синергии, заключающегося в увеличении объема сбыта и, как следствие, прибыли предприятия.

Рис. 6. Алгоритм формирования сети поставок на основе финансовой и инновационной логистики. Условные обозначения: ДCC – двойное складское свидетельство, CЧ – складская часть; ЗЧ – залоговая часть

Предметом оптимизации является запаздывание между заказом на готовую продукцию и поставкой продукции потребителю. Критерием оптимизации являются интегральные затраты. Моделирование на крупном предприятии Челябинской области – ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» – позволило получить следующие результаты: минимальное значение затрат достигается при величине предоплаты i = 50 % (логистический рычаг мультипликации) и оптимальном запаздывании поставки 64 дня . Это означает, что за счет внедрения инновационной финансовой логистики можно увеличить сбыт на 50%. В этом случае коэффициент соответствия цепей поставок в сети достигает максимального значения (1).

Таким образом, научная значимость предложенных моделей в том, что они формируют методические основы управления финансовыми потоками в концепциях финансовой и инновационных логистик; практическая значимость в том, что они позволяют менеджменту предприятий повысить качество управления финансовыми потоками в направлении сокращения затрат и ускорения оборота капитала.

Список литературы

1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. –СПб: Питер, 2013.- 432 с.

2. Барыкин С.Е. Теория и методология управления материальными и сопутствующими потоками в микрологистической системе: диссертация на соискание уч. степени доктора экон. наук/С.Е.Барыкин// ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2009.

3. Бутрин А.Г. Критерии управления взаимосвязанными потоковыми процессами/А.Г.Бутрин//Логистика.– 2001.– № 4. -C.29-31.

4. Бутрин А.Г. К интегральной оценке эффективности потоковых процессов/А.Г.Бутрин//Логистика. – 2002.– № 1.– C. 29.

5. Бутрин А.Г. Об оптимальном запаздывании финансового потока /А.Г.Бутрин//Логистика. – 2002.– № 3.– C. 21.

6. Бутрин А.Г. О cлужбе логистики на предприятии/А.Г.Бутрин//Логистика. – 2003. – №3. – С. 13.

7. Бутрин А.Г. О преподавании финансовой логистики /А.Г. Бутрин//Логистика.– 2008.– № 1. –C.39-40.

8. Бутрин А.Г. Вновь о финансовой логистике/А.Г.Бутрин//Логистика.– 2008.– № 2. –C.16.

9. Бутрин А.Г. Управление потоковыми процессами в логистической системе предприятия: монография /А.Г.Бутрин.– Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2008.– 132 с.

10. Бутрин А.Г. Логистика для финансового директора: учебное пособие/А.Г. Бутрин.– Челябинск, 2009.–180 с.

11. Бутрин А.Г. Финансовые потоки в цепи поставок промышленного предприятия/А.Г.Бутрин, А.И.Ковалев, Д.А.Полюнас//Финансы и кредит. –2009.– № 45.–C.22-28.

12. Бутрин А.Г. Управление фондами обращения в цепи поставок промышленного предприятия: монография/А.Г.Бутрин, С.А.Суслов.– Челябинск, 2009.– 99 с.

13. Бутрин А.Г. Моделирование цепи поставок промышленного предприятия: учебное пособие/А.Г.Бутрин.– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010.– 184 с.

14. Бутрин А.Г. Управление взаиморасчетами в цепи поставок промышленного предприятия: монография/А.Г.Бутрин, А.И.Ковалев.– Челябинск, 2010.– 112 с.

15. Бутрин А.Г. Проектирование и оптимизация бизнес-процессов интегрированных предприятий: монография/А.Г.Бутрин.– Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2011.– 313 с.

16. Бутрин А.Г. Методические основы управления цепями издержек интегрированных предприятий: учебное пособие /А.Г. Бутрин.– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.– С. 105

17. Бутрин А.Г. Инструменты управления фондами обращения промышленного предприятия/А.Г.Бутрин, Е.И.Рогожников// Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент».–2011.– № 28..– C.165-169.

18. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров.– 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд-во Юрайт, 2014-734 с.

19. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие по специальности «Логистика»/Н.К.Моисеева.– М.: 2008.