Поездной электромеханик иот. Поездной электромеханик иот Как стать поездным электромехаником

Должностная инструкция № 22
поездного электромеханика

г. Москва 2015-01-03

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность поездного электромеханика.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается
генеральным директором по представлению непосредственного руководителя .

1.3. На должность поездного электромеханика назначается лицо, имеющее среднее
специальное образование и опыт работы по специальности не менее трех лет .

1.4. Поездной электромеханик в своей деятельности руководствуется:

<>-действующими нормативно-правовыми и техническими документами по вопросам выполняемой работы; <>----технические характеристики отдельных деталей и узлов, установок и устройств вагонов; <>------технологию обслуживания и контроля технического состояния вагонов и их экипировки; <>-расположение пунктов технического обслуживания и экипировки вагонов по пути следования пассажирского поезда; <>----2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Поездной электромеханик обязан:

2.1. Производить техническое обслуживание в пути следования пассажирских поездов,
состоящих из вагонов без электроотопления или кондиционирования воздуха.

2.2. Проверять техническое состояние, наблюдать за работой, выявлять по приборам
дефекты и устранять возникающие неисправности в работе ходовых частей, автосцепных
устройств, пневмо- и электротормозного оборудования, систем контроля нагрева буксов с роликовыми подшипниками, редукторно-карданных приводов, аккумуляторных батарей, устройств водоснабжения и отопления, внутривагонного электрического и холодильного оборудования, сети электрического освещения, генераторов, преобразователей тока, выпрямителей, компрессоров, конденсаторов, сигнализаторов налива воды, приборов обогрева, междувагонных электрических соединений, хвостовых сигнальных и посадочных фонарей, антенны радиопункта, вентиляционных установок, аппаратуры внутрипоездной телефонной связи, радиосвязи и радиовещательной сети в обслуживаемых вагонах всех типов.

2.3. Проверять качество и объем ремонтных работ, выполняемых в пунктах формирования и оборота составов пассажирских поездов.

2.4. Вести установленную документацию.

2.5. Проводить инструктаж работников поездной бригады по техническому обслуживанию эксплуатируемых ими установок и оборудования пассажирских вагонов, технике безопасности и приемам действий в аварийной ситуации.

2.6. Ремонтировать электрооборудование вагонов в пути следования.

Поездной электромеханик вправе:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства , касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о
недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить
предложения по их устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и
документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Поездной электромеханик несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных
действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере
необходимости, но не реже одного раза в пять лет .

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все работники организации , на которых распространяется действие этой инструкции.

Характеристика работ . Техническое обслуживание в пути следования пассажирских поездов, состоящих из вагонов без электроотопления или кондиционирования воздуха. Проверка технического состояния, наблюдение за работой, выявление по приборам дефектов и устранение возникающих неисправностей в работе ходовых частей, автосцепных устройств, пневмо- и электротормозного оборудования, системы контроля нагрева букс с роликовыми подшипниками, редукторно-карданных приводов, аккумуляторных батарей, устройств водоснабжения и отопления, внутривагонного электрического и холодильного оборудования, сети электрического освещения, генераторов, преобразователей тока, выпрямителей, компрессоров, конденсаторов, сигнализаторов налива воды, приборов обогрева, междувагонных электрических соединений, хвостовых сигнальных и посадочных фонарей, антенны радиопункта, вентиляционных установок, аппаратуры внутрипоездной телефонной связи, радиосвязи и радиовещательной сети в обслуживаемых вагонах всех типов. Проверка качества и объема ремонтных работ, выполняемых по заявке поездного электромеханика в пунктах формирования и оборота составов пассажирских поездов.

Ведение установленной документации. Инструктаж работников поездной бригады по техническому обслуживанию эксплуатируемых ими установок и оборудования пассажирских вагонов, технике безопасности и приемам действий в аварийной ситуации. Ремонт электрооборудования вагонов в пути следования.

Должен знать: кинетические, электрические схемы и устройство обслуживаемого оборудования и установок пассажирских вагонов всех типов; технические характеристики отдельных деталей и узлов, установок и устройств вагонов; правила, технические указания, инструкции заводов-изготовителей, допуски и нормы износа, допускаемые при эксплуатации и ремонте деталей и узлов вагонов; устройство и конструкцию контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструментов, применяемых при обслуживании, ремонте и испытании узлов пассажирских вагонов и правила пользования ими; основы электротехники и механики; порядок технической подготовки вагонов поезда в рейс, приемки и сдачи состава; способы выявления, предупреждения и устранения неисправностей в работе деталей и узлов вагонов; технологию обслуживания и контроля технического состояния вагонов и их экипировки; расположение пунктов технического обслуживания и экипировки вагонов по пути следования пассажирского поезда; расписание движения пассажирских поездов; инструкции по обеспечению безопасности движения и мер пожарной безопасности пассажирских поездов. При техническом обслуживании в пути следования пассажирских поездов, состоящих из вагонов с электроотоплением или кондиционированием воздуха — 6-й разряд.

I. При приёмке состава:

1. Ознакомиться с вновь поступившими телеграммами и распоряжениями ОАО «РЖД» и ФПД по безопасности движения и соблюдению правил технического обслуживания вагонов.

2. Ознакомиться с заявочным ремонтом ПЭМа, сдавшего состав и совместно с работниками электроцеха убедиться в его выполнении.

3. Проверить состояние аккумуляторных батарей (АБ), работоспособность оборудования, системы аварийной защиты (нажатием на кнопку «АВАРИЯ», СКНБ, комплектность и работоспособность СПС, комплектность и натяжение ремней ТРКП и ТК-2, наличие пломб на заливных пробках редукторов привода генераторов, состояние сигнальных фонарей хвостового и отцепных вагонов.

4. Проверить укомплектованность технической аптечки, наличие запасных частей и материалов.

II. В пути следования:

1. Контролировать величину тока зарядки АБ. При длительном повышенном зарядном токе, на стоянке не менее 15 минут, проверить АБ и при выявлении «глухих» элементов исключить их из схемы.

Снизить ток зарядки АБ до требуемой величины при помощи «Ручного режима» регуляторов заряда АБ. Если ток зарядки не снижается в вагонах с электроснабжением сети 54 В изъять оба предохранителя (60А) дополнительной обмотки генератора.

В случае если зарядный ток АБ не снижается в течении 2 часов принять меры к отключению генератора (кнопкой «Авария», либо на стоянке путём изъятия предохранителя «+» генератора). Далее следовать с питанием от АБ, но с периодической её подзарядкой через каждые 4-5 ч путём включения на 2 ч в работу генератора (цепь генератора восстанавливать только на стоянках). Можно также перевести электросеть вагона на питание от соседнего исправного вагона с последующей подконтрольной эксплуатацией.

2. При возникновении аварийных ситуаций на ходу поезда обесточивание вагона производится нажатием на кнопку «АВАРИЯ» с контролем по амперметрам тока генератора и АБ (стрелки амперметров должны подойти к «О»), после чего дополнительно изъять предохранитель «+» генератора. Если вагон кнопкой «Авария» не обесточивается, то предварительно тумблерами и кнопками отключаются все потребители (кроме аварийного освещения), после чего изъять предохранитель «+» генератора. Предохранитель (+) АБ не изымается до момента полной эвакуации пассажиров, т.к. обеспечивает аварийное освещение вагона.

3. Перед постановкой аварийного вагона на питание от соседнего исправного нужно убедиться в отсутствии утечек тока на корпус в обоих вагонах. Проверить целостность головок межвагонных соединений. Правильность постановки на питание аварийного вагона, в положении главного пакетного переключателя «Питание из магистрали», проверить путём пробного включения системы СКНБ аварийного освещения и хвостовых сигналов. Если питание от исправного вагона отсутствует, СКНБ и аварийное освещение не работают.

4. В пути следования ПЭМ обязан контролировать и обеспечить работоспособность СКНЪ, СКНР и СПС вагонов. Каждый случай аварийного отключения указанных систем безопасности должен быть оформлен актом соответствующей формы с подписями ЛНП, ПЭМ и проводников вагона.

5. При возникновении на ходу поезда повышенной вибрации, заклинивания колёсной пары (идёт юзом), посторонних шумов и ударов принять незамедлительные меры к остановке поезда стоп-краном. После остановки поезда произвести осмотр подвагонного оборудования. При обнаружении ослабления или обрыва болтов крепления карданного вала, обрыва болтов крепления редуктора, повышенного нагрева хвостовика редуктора привода от средней части оси - демонтировать карданный вал. При заклинивании редукторной колёсной пары, вывести блок малой шестерни редуктора из зацепления.

При не отпуске тормозов, произвести отпуск тормоза вручную. Если колодки не отходят, отключить воздухораспределитель (ВР) вагона с помощью разобщительного крана, вывернуть пробку тормозного цилиндра (ТЦ) и вручную развести колодки. Осмотреть поверхность катания колёсной пары на наличие ползунов и наваров, по результатам осмотра совместно с локомотивной бригадой принимается решение о дальнейшем следовании поезда до ближайшего ПТО.

6. При повреждении тормозной магистрали устранить утечку воздуха с помощью деревянной пробки или металлической пробки из техаптечки.

7. При остановке поезда по показаниям приборов безопасности на нагрев колёсных пар со шкивами ТРКП и ТК-2 демонтировать ремни. На стоянке поезда не менее 10 мин убедиться в отсутствии заклинивания генератора или редуктора путём проворота ведомого шкива и только после этого установить комплект ремней на место, проконтролировать их натяжение.

Приложение № 12

к приказу ФПД № 282

от « 10 » сентября 2008 года

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Поездной электромеханик 5-го разряда" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - полное или базовое общее среднее образование. Профессионально-техническое образование. Повышение квалификации. Стаж работы по технологически смежной или родственной профессии 4 разряда не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- кинематические, электрические схемы и строение оборудования и установок пассажирских вагонов всех типов, обслуживаемых;
- технические характеристики отдельных деталей и узлов, установок и устройств вагонов;
- правила, технические указания, инструкции заводов-изготовителей, допуски и нормы срабатывания, которые допускаются во время эксплуатации и ремонта деталей и узлов вагонов;
- строение и конструкцию контрольно-измерительных приборов, устройств и инструментов, применяемых во время обслуживания, ремонта и испытания узлов пассажирских вагонов, правила пользования ими;
- основы электротехники и механики;
- порядок технической подготовки вагонов поезда в рейс;
- прием и сдача состава;
- способы выявления, предотвращения и устранения неисправностей в работе деталей и узлов вагонов;
- технологию обслуживания и контроля технического состояния вагонов и их экипировка;
- размещение пунктов технического обслуживания и экипировки вагонов на пути следования пассажирского поезда;
- расписание движения пассажирских поездов;
- инструкции по обеспечению безопасности движения и пожарной безопасности пассажирских поездов.

1.4. Поездной электромеханик 5-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Поездной электромеханик 5-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Поездной электромеханик 5-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Поездной электромеханик 5-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Проводит техническое обслуживание во время следования пассажирских поездов, которые состоят из вагонов без электроотопления или кондиционирования воздуха.

2.2. Проверяет техническое состояние, следит за работой, выявляет по показаниям приборов дефекты и устраняет неисправности, возникающие в работе электрооборудования, системы контроля нагрева букс с роликовыми подшипниками, редукторно-карданных приводов аккумуляторных батарей, устройств водоснабжения и отопления, внутривагонного электрического и холодильного оборудования, сети электрического освещения, генераторов, преобразователей тока, выпрямителей, компрессоров, конденсаторов, сигнализаторов налива воды, приборов обогрева, межвагонных электрических соединений, хвостовых сигнальных и посадочных фонарей, антенны радиопункта, вентиляционных установок, аппаратуры внутреннепоездной телефонной связи, радиосвязи и радиовещательной сети в вагонах всех типов, которые обслуживаются.

2.3. Проверяет качество и объемы ремонтных работ, выполняемых по заявкам поездного электромеханика в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов.

2.4. Ведет установленную документацию.

2.5. Инструктирует работников поездной бригады по техническому обслуживанию установок, которые эксплуатируются ими, и оборудование пассажирских вагонов, и принимает решение и действует в аварийной ситуации.

2.6. Ремонт электрооборудования вагонов в пути следования.

2.7. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.8. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.