Лев толстой - афоризмы, цитаты, высказывания. Мысли мудрых людей на каждый день собраны Л. Н. Толстым Январь Толстой мысли мудрых людей

Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние.

Алкоголизм

Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении.

Афоризм

Афоризмы - едва не лучшая форма для изложения философских суждений.

Беда

Бедствие - это оселок для человеческой жизни.

Безделье

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Бессмертие

Бессмертие, разумеется, неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве.

Благо

Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.

Бог

Где любовь, там и Бог.

Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный.

Душа ― стекло. Бог ― это свет, проходящий через стекло. Говорят тоже, что Бог это разум, или разум это Бог.

Брак

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.

Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, то есть жениться не по чувственной любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.

Брак истинный только тот, который освещает любовь.

Вера

Верующим в троичность бога нельзя доказать того, что этого нет, но можно показать им, что утверждение их есть утверждение не знания, а веры, что если они утверждают, что богов три, то я с таким же правом могу утверждать, что их 17 1/2.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.

Власть

Я серьезно убежден, что миром правят совсем сумасшедшие.

Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.

Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями - самое страшное рабство.

Война

Последствиями войны всегда будут всеобщее бедствие и всеобщее развращение.

Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире.

Воспитание

Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Время

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе.

Гнев

Как ни неприятнее для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Гордость

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству.

Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства.

Дети

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

Добро

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.

Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.

Живут лишь те, кто творит добро.

Какая необходимая приправа ко всему - доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

Долг

Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.

Друг

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Желание

Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание.

Женщины

Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина.

Жизнь

Благо людей в жизни. А жизнь в работе.

Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать… и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

Для того чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.

Ценность жизни обратно пропорциональна квадрату расстояния до смерти.

Жизнь есть неперестающее изменение: ослабление плотской и усиление, увеличение духовной жизни.

Для того чтобы продолжать жить, зная неизбежность смерти есть только два средства; одно - не переставая так сильно желать и стремиться достижению радостей этого мира, чтоб всё время заглушать мысль о смерти, другое - найти в этой временной жизни, короткой или долгой, такой смысл, который не уничтожался бы смертью.

Жизнь истинная - есть только та, которая продолжает прошедшую, содействует благу жизни современной и благу жизни будущей.

Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени.

Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен.

Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.

Жизнь должна и может быть неперестающей радостью.

Зло

Есть только один способ положить конец злу - делать добро злым людям.

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали.

Злоба, как и любовь, не химическое вещество, а органическое, как дрожжи - закваска. Крошечная доля заквашивает все.

Знания

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира.

Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

Знание без нравственной основы - ничего не значит.

Знание - орудие, а не цель.

Идеал

Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни.

Как скоро идеал, более высокий, чем прежний, поставлен перед человечеством, все прежние идеалы меркнут, как звезды перед солнцем, и человек не может не признать высшего идеала, как не может не видеть солнца.

Искусство

Много нужно для искусства, но главное - огонь!

В искусстве все чуть-чуть.

Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.

Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.

Испытания

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое как на испытание.

Истина

Все истины - парадоксы. Прямые выводы разума ошибочны, нелепые выводы опыта - безошибочны.

Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.

Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей.

Величайшие истины - самые простые.

Клевета

Всякая клевета получает только больше значения от возражения на нее.

Книги

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.

Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее.

Красота

Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.

Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.

Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельности жизненной энергии.

Критика

Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно.

Любовь

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.

Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.

Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.

Главное - ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку.

Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни.

Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви.

Люди

Все люди живут и действуют отчасти по своим мыслям, отчасти по мыслям других людей. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою.

Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство.

Общественный прогресс истинный - в большем и большем единении людей.

Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?

Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей.

Люди, которые признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью.

Люди различаются тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».

Мечты

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого.

Молодость

Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.

Молчание

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том. что не промолчал.

Мудрость

Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.

Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.

Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира.

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.

Мужчины

Есть такие минуты, когда мужчина говорит женщине больше того, что ей следует знать о нем. Он сказал - и забыл, а она помнит.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых они сами не стоят.

Музыка

Музыка - это стенография чувств.

Мысли

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой.

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.

Настроение

Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно.

Несчастье

Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.

Нравственность

Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей. Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград, ни стыда, ни справедливости, ни даже страха.

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.

Образование

Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

Пессимизм

Пессимизм - глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим.

Пессимизм всегда казался мне не только софизмом, но глупостью, и вдобавок глупостью дурного тона... Мне всегда хочется сказать пессимисту: «Если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим».

Поступки

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Правда

Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.

Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.

Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы ее.

Предательство

Когда тебя предали - это все равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже НИКОГДА не получится.

Преступление

Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершены под влиянием вина.

Природа

Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, - это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это - сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

Никакое самолюбивое волнение не может устоять против успокоительного, чарующего влияния прекрасной и спокойной природы.

Прогресс

Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы.

Не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы.

Работа

Работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна.

Разговоры

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.

Разум

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.

Если разум не указывает тебе твоего места в мире и твоего назначения, то знай, что виновато в этом не дурное устройство мира, не твой разум, а ложное направление, которое ты дал ему.

Семья

Цель обеда есть питание и цель супружества - семья.

Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жён и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

Скромность

Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру.

Слова

Время проходит, но сказанное слово остается.

Смерть

Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!

Соблазны

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».

Сострадание

Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства - сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, - и, переступая через себя, ожесточает свое сердце.

Спокойствие

Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

Старость

Старость - самая большая неожиданность в жизни.

Страдания

Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.

Страх

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

Стыд

Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

Судьба

В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу.

Счастье

У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье...

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть.

Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными.

Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Тщеславие в горести выражается желанием казаться или огорчённым, или несчастным, или твёрдым; и эти низкие желания, в которых мы не признаемся, но которые почти никогда - даже в самой сильной печали - не оставляют нас, лишают её силы, достоинства и искренности.

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесённое в мнение других - он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.

Улыбка

В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Церковь

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Цивилизация

Человек

Если человек научился думать, - про что бы он ни думал, - он всегда думает о своей смерти.

Ничто так не ослабляет силы человека, как надежда в чем-либо, кроме своего усилия, найти спасение и благо.

Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу.

Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват, и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

Ошибки и недосмотры ясно сознающего человека могут быть более полезны, чем полуправды людей, предпочитающих оставаться в неопределенности.

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.

В человеке вложена потребность счастья; стало быть, она законна.

на другие темы

Если можно признать, что бы то ни было важнее чувства человеколюбия, хоть на один час и хоть в каком-нибудь одном, исключительном случае, то нет преступления, которое нельзя бы было совершать над людьми, не считая себя виноватым.

Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви.

Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.

Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?

Кто научился размышлять, тому трудно веровать.

На одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее мучение, и смотреть просто и даже весело.

Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.

Нет большего подспорья для эгоистичной, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство... Когда люди восхищаются Шекспиром, Бетховеном, они восхищаются своими мыслями, мечтами, вызываемыми Шекспиром, Бетховеном. Как влюбленные любят не предмет, а то, что он вызывает в них. В таком восхищении нет настоящей реальности искусства, но зато есть полная беспредельность.

Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.

Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.

Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.

Что же делать? Отбросить все те усовершенствования жизни, все то могущество, которое приобрело человечество? Забыть то, что оно узнало? Невозможно. Как ни зловредно употребляются эти умственные приобретения, они все-таки приобретения, и люди не могут забыть их.

Что может быть ужаснее всех этих вновь выдуманных средств истребления - пушек, ядер, бомб, ракет с бездымным порохом, торпед и других орудий смерти?

Я всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой. Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале.

На своиx лекцияx Владимир Набоков использовал следующий приём. Он закрывал в помещении все шторы, добиваясь полной темноты. «На небосклоне русской литературы вот это Гоголь», - и в конце зала вспыхивала лампа. «Вот это Чехов», - на потолке загоралась еще одна звезда. «Это Достоевский», - щелкал выключателем Набоков. «А вот это Толстой!» - лектор распахивал драпировку окна, и помещение заливал слепящий солнечный свет.

Он был первым, кто отказался от авторского права, был противником государственной системы, а за отклонение религиозных авторитетов отлучен от церкви. Он отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян. Таким его не знал еще никто. Его имя - Лев Толстой.

Лев Николаевич оставил нам 165 000 листов рукописей, полное собрание сочинений в 90 томах, написал 10 тысяч писем. На протяжении всей своей жизни он искал смысл жизни и всеобщего счастья, которые нашел в простом слове - добро.

«Мысли на каждый день» от Льва Толстого

Говорят, человек не свободен, потому что все, что он делает, имеет свою предшествующую во времени причину. Но человек действует всегда только в настоящем, а настоящее вне времени; оно только соприкосновение прошедшего и будущего, и потому в момент настоящего человек всегда свободен.

Не беспокойся о завтрашнем, потому что нет завтра. Есть только нынче; живи для него, и если твое нынче хорошо, то оно добро всегда.

Растут люди только испытаниями. Хорошо знать это и так принимать выпадающие на нашу долю горести, облегчать свой крест тем, чтобы охотно подставлять под него спину.

Если признаешь жизнь не в теле, а в духе, то нет смерти, есть только освобождение от тела.

Мы сознаем в душе нечто такое, что не подлежит смерти. Отдели только в своей мысли то, что не телесно, и ты поймешь, что в тебе не умирает.

Мы не имеем никакого права быть недовольными этой жизнью. Если нам кажется, что мы недовольны ею, то это значит только то, что мы имеем основание быть недовольными собою.

Истинно знает закон Бога человек только тогда, когда делает то, что считает законом Бога.

Есть обязанности к ближнему, и есть у каждого человека обязанность к себе, к тому духу, который живет в нем.

Отгоняй от себя все то, что мешает тебе видеть свою связь со всем живым.

Необходимость признания Бога чувствуется яснее всего тогда, когда мы отказываемся от Него, забываем Его.

Не заботьтесь о том, чтобы другие любили вас. Любите, и вас будут любить.

Дело человеческое, оправдывать свой грех - дело грешить дьявольское.

Половое чувство во всех животных и в человеке вложено для великого дела продолжения рода, и потому грех думать, что чувство это дано человеку только для удовольствия.

Настоящее я человека - духовно. И это я одно во всех. Так как же могут быть не равны между собою люди?

Только тот, кто не верит в Бога, может верить в то, что такие же люди, как и он сам, могут устроить его жизнь так, чтобы она была лучше.

Убийство всегда убийство, кто бы ни разрешал его, и какое бы ни было его оправдание; и потому те, кто убивают, или готовятся к тому, чтобы убивать, преступники, как бы они ни назывались.

Истинным законом Бога может быть только тот закон, который один для всех людей.

Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать не можем, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Доброй жизнью может жить только тот, кто постоянно об этом думает.

Приучайся видеть доброе во всех людях, только не в себе, и также приучайся осуждать только себя, а не других людей.

Мудрецу сказали о том, что его считают дурным человеком. Он отвечал: хорошо еще, что они не все знают про меня, они бы еще не то сказали».

Не хвали себя, не осуждай и не спорь. Все начала грехов в мыслях.

Я живу хорошо — пишу, все тороплюсь, можетъ быть и ошибаюсь, сказать до смерти то, что знаю и считаю нужнымъ. Цѣлую. васъ. Любящій васъ Л. Т.

Мудрые мысли от Л.Н. Толстого

В человеке вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

Знание без нравственной основы - ничего не значит.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет.

Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения.

Осуждение за добро есть единственная проверка искренности служения добру.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Делая добро, будь благодарен за это.

Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Доброта для души — то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею.

Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Уничтожь один порок, а десять исчезнут.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда.

Физический труд улучшает здоровье и поощряет умственную деятельность.

Единение только тогда благо для человека, когда это — единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.

Не есть ли единение с десятками — разъединением с тысячами и миллионами?

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, неперестающим духовным усилием... Собраться же вместе не поможет познанию истины.

Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, от того, в чем они видят благо и в чем зло жизни.

Искусство — одно из средств различения доброго от злого.

Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, высокие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник нравственный человек, то и искусство его будет нравственным.

Нет большего подспорья для эгоистической, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство.

У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.

Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным — если оно благое — воздействием, которое произведет художественное произведение.

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,— не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.

Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.

Две науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.

Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше — смертью.

Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.

Что может быть безумнее и мучительнее того положения, в котором живут теперь европейские народы, тратя большую часть своих богатств на приготовление к истреблению своих соседей...

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.

Корень злых дел в дурных мыслях.

Думай хорошо — и мысли созреют в добрые поступки.

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать.

Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других.

Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.

Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.

Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.

Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.

Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.

Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность.

Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему.

Совесть — это память общества, усвояемая отдельным лицом.

Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.

Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.

Если жизнь не приходится по совести, то одурманиванием совесть сгибается по жизни.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват.

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок.

Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится.

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы.
Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава — злоречием, богатство — обманом. Основанное на добродетели счастье — ничем.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть.

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.

Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

Любить — значит делать доброе.

Любовь есть сила жизни. Любовь есть правило для исполнения всех правил.

Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.

В последние годы своей жизни Л. Н. Толстой собрал самые важные для себя мысли великих людей и Писаний, и систематизировал их в виде афоризмов на каждый день. Несомненно то. что Лев Толстой был великим русским философом, и его выбор из множества мудрых и великих познаний прошлого - делает этот сборник квинтэссенцией мудрости. На этой странице сайта Вы всегда можете прочитать мудрость на каждый день, на текущий месяц. Для сентября Лев Толстой записал следующие афоризмы:

СЕНТЯБРЬ

1.

Одни говорят: войди в самого себя и ты найдешь покой. В этом еще не вся правда.

Другие, напротив, говорят: выйди из самого себя; постарайся забыться и найти счастье в развлечениях. И это несправедливо, хотя бы только потому, что этим путем нельзя избавиться, например, от болезней.

Покой и счастье – не внутри нас, не вне нас; они – в Боге, Который и внутри и вне нас.

Паскаль

2.

Душа человека подвержена четырем главным соблазнам, против которых ты должен быть всегда готов бороться. Пусть разум твой неотложно вступает с ними в бой. Вот эти соблазны: воображение – сдержи его, сказав себе: то, о чем я помышляю в настоящую минуту, праздно; самолюбие – то, что я предпринимаю, Противно общему благу; ложь – то, что я собираюсь сказать, будет против совести моей, а потому и против правды; наконец, чувство сладострастия – подавляй его сознанием, что ты наносишь неисправимый вред Божественному началу твоему, разнуздывая плоть и помогая слепому животному естеству стать выше духовной сущности твоей.

Марк Аврелий

3.

Человек увеличивает свое счастье в той мере, в которой он доставляет его другим.

Бентам

Воля Бога в том, чтобы мы жили счастьем и жизнью друг друга, а не взаимным несчастьем и смертью. Люди помогают друг другу своей радостью, а не горем.

Джон Рескин

4.

Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления.

Мф. XV, 19

Действия не так добры или порочны, как наши желания.

Вовенарг

Вдаль несутся бестелесные помыслы, тихо крадутся они, глубоко сокровенные; кто подчинит их себе, кто обуздает их, тот освободится от их соблазна.

Буддийская мудрость

5.

Подобно кругу (бесконечное) есть правда; она способна облекаться формою. Когда она облечена формою, тогда она и обнаруживается. Обнаруживаясь правда очевидна для всех. Очевидное движет; движущее – изменяет; изменяющее – преобразует.

То, что совершает преобразование, есть мировая правда.

Конфуций

6.

Искусный военный не воинственен. Искусный боец не бывает сердит. Тот, кто искусен в пользовании людьми, бывает смирен. Это называется добродетелью непротивления. Это называется согласованием с Небом.

Лао-Цзы

Ветвь, отрезанная от своего сучка, тем самым отделилась от целого дерева. Так и человек при раздоре с другим человеком отрывается и от всего человечества. Но ветвь отсекается постороннею рукою, человек же сам отчуждает себя от ближнего своего ненавистью и злобой, не ведая, правда, что он тем самым отрывает себя от всего человечества.

Марк Аврелий

7.

Добродетель человеколюбия недалеко от нас, стоит только пожелать иметь человеколюбие, и оно само придет к тебе.

Будьте строги к самим себе и снисходительны к другим, и вы не будете иметь врагов.

Китайская мудрость

8.

Первая отличительная черта доброго и мудрого человека заключается в сознании, что он знает очень мало, что есть много людей, гораздо умнее его, причем он всегда желает узнать, научиться, а не учить.

Желающие же поучать или управлять не могут хорошо ни учить, ни управлять.

Джон Рескин

9.

Плоть моя подвержена всяким внешним бедствиям и страданиям; пускай же плоть и жалуется, если ей нанесен вред. Но покуда разумом своим я не признаю за вред то, что приключилось с плотью, сущность моя пребывает невредима.

Не будь опрометчив, неси свое бремя, пусть оно послужит тебе к добру; извлеки из него то, что нужно для разумной жизни твоей, как желудок извлекает из пищи все нужное для плоти, или как огонь, который разгорается светлее когда в него что-нибудь бросят.

Марк Аврелий

10.

С самого утра надо следить за собой и сказать себе: я могу сейчас прийти в столкновение с человеком дерзким, неблагодарным, наглым, лицемерным, докучливым или озлобленным, ибо такими пороками одержим всякий, не знающий, что именно хорошо и что дурно. Но если я сам твердо знаю, в чем добро и зло, понимаю, что зло для меня есть только то дурное дело, которое я сам делаю, то никакой обидчик не может повредить мне, ибо никто не может заставить меня, против воли моей, делать зло. Если же я вдобавок помню еще и то, как близок мне всякий человек, не по плоти и крови, а по духу, который в каждом из нас от Бота и составляет ту сущность нашу, которая выше плоти, то я не могу сердиться или негодовать на столь близкое мне существо, ибо мы сотворены друг для друга, призваны помогать друг другу, как рука – руке, нога – ноге, как глаза и зубы, которые всегда заодно помогают друг другу. Поэтому отворачиваться от ближнего, оскорбившего нас – противно истинной природе нашей. Однако против этого грешит всякий человек, ненавидящий другого за обиду.

Марк Аврелий

11.

Претерпевший же до конца спасется.

Мф. XXIV, 13

Слава человеку, не поддающемуся искушению. Бог испытывает всякого: одного богатством, другого бедностью, – богатого – откроет ли он руку нуждающемуся, бедного же – снесет ли он безропотно, с покорностью Провидению, свои страдания.

Талмуд

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое как на испытание.

12.

Самое низменное из всех положений знания, в которых современные сирены стараются убедить людей, состоит в их усилии указать на иной источник жизни, чем любовь.

Сентиментально проповедуя устами заповедь о "любви к ближнему, как к самому себе", люди на деле, словно дикие звери, вцепляются когтями в этих ближних и попирают их ногами, причем, кто только может, живет трудами других.

Джон Рескин

13.

Благочестие всегда начинается со скромности. Вы должны сперва почувствовать, что вы очень ничтожны и потому вам лучше делать то, что вам велят, затем задуматься над тем, что вам велят и кто вам велит, и вы найдете всегда, что в вас есть всегда ясное понятие о том, что дурно и хорошо, которому вы по своему желанию можете всегда следовать.

Джон Рескин

14.

Кто говорит: буду грешить и буду каяться, тому не дают (свыше) каяться; кто говорит: буду грешить и день покаяния искупит мои грехи, – того день покаяния не искупляет от грехов. Проступки в отношении к Богу день покаяния искупляет; проступков же в отношении к ближнему день покаяния не искупляет, пока ближний не будет удовлетворен.

Талмуд

Покаяние только тогда действительно, когда человек воздержится от того, в чем каялся.

15.

То, что реки и моря властвуют над всеми долинами, по которым текут, происходит от того, что они ниже их.

Поэтому святой человек, если он хочет быть выше народа, он должен в своих речах быть ниже его Если он хочет руководить им, то он должен быть позади него.

Поэтому святой человек живет выше народа, но народ не чувствует этого. Он находится впереди народа, но народ не страдает от этого. Поэтому мир, не переставая, восхваляет его. Так как он не спорит ни с кем, никто в мире не спорит с ним.

Лао-Цзы

16.

Тупоумие всегда в основе сделок Иуд. Мы крайне несправедливы к Искариоту, считая его выдающимся дурным человеком. Он был обыкновенным любителем денег и, как все подобные люди, не мог понимать Христа, не мог оценить Его, но мог уяснить себе Его значения. Он никогда не думал, что Христа казнят, а когда увидел, что Иисуса осудили, то ужас напал на него, он бросил деньги, пошел и удавился.

Много ли, думаете, вы, найдется теперь таких людей, из числа любителей денег, кторые повесились бы из сострадания к кому бы то ни было, казненному из-за них?

Джон Рескин

17.

У мудреца спросили: "В чем, состоит добродетель человеколюбия? Он сказал: "В том, чтобы любить людей". У него спросили также: "Что такое наука?" Он сказал: "То, чтобы знать их (людей)".

Мудрец уважает три вещи: он уважает законы Неба, уважает великих людей и слова святых. Ничтожные люди не знают законов Неба и поэтому не уважают их, не ценят великих людей и смеются над словами святых.

Китайская мудрость

18.

Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Мф. VII, 21

Тот, кто знает правила здравого разума, ниже того, кто их любит. Тот, кто их любит, ниже того, кто их исполняет.

Китайская мудрость

19.

Когда дождевая вода течет по желобам, то нам кажется, что она вытекает из них, тогда как в действительности она падает с неба. То же и с святыми поучениями, которые высказывают нам божественные люди. Кажется, что они исходят от них, в действительности же они исходят от Бога.

Для того, чтобы вынуть занозившую ногу спицу, берут другую, чтобы извлечь ее; когда же это сделано, бросают и ту и другую.

Точно так же ум нужен только для того, чтобы устранить безумие, затемняющее зрение божественного Я, но, поистине, как ум, так и безумие не составляют истинного откровения. Тот, кто достиг истинного откровения, того нельзя называть ни умным, ни безумным, потому что он освобождается от всякой двойственности и всех отношений.

Браминская мудрость

20.

Есть люди, которые, оказав какую-нибудь услугу, тотчас считают себя вправе ожидать за нее награду; другие, не рассчитывая на прямую награду, ни на минуту, однако, не забывают оказанной услуги и в душе своей признают, что у них есть должники; наконец, бывают и такие, которые всегда готовы услужить, почти невольно, по одному влечению сердца; эти подобны виноградной лозе, которая, вырастив свои грозди, вполне удовлетворена тем, что созрел на ней ей одной свойственный плод ее.

Марк Аврелий

21.

Воздержание не означает подавления или неразвития энергии, не означает приостановки в добре, как, например, в проявлении любви или веры, но, наоборот, силу и энергию, препятствующую делать то, что человек считает дурным.

Джон Рескин

Достигший добродетели, хотя бы он и не был умен, тверд в своих действиях. Он слаб (телом), но силен (духом).

Конфуций

22.

Злом воздаст тебе твой враг, больно отплатит ненавистник, но несравненно горшее зло принесет тебе заблуждающийся ум.

Ни отец, ни мать, ни родные, ни близкие не сделают тебе, так много доброго, как твой ум, избравший верный путь.

Буддийская мудрость

Одни легко совершают добрые дела, другие – помощью разных приспособлений и, наконец, третьи – посредством многих трудов, но совершение добрых дел у тех и у других одно и то же.

Конфуций

23.

Знание есть умственная пища и представляет для ума то же, что пища для тела (разница только в том, что ум нуждается в разнообразной пище, знание же есть только один из многих родов его пищи), и подлежит таким же злоупотреблениям. Оно может быть подмешано и подделано так, что становится нездоровым, может быть до того рафинировано, подслащено и вкусно, что в конце концов теряет всякое питательное значение. И даже самой лучшей умственной пищей можно пресытиться так, что наживешь болезнь и смерть.

Джон Рескин

24.

Иди и убедись в различии между земными и божественными предметами. В земных только пустой сосуд наполняется, в божественных же – сердца. Полные сердца хотя уже проникнуты божественным, однако, способны воспринимать новое учение, пустые же сердца глухи к нему.

Талмуд

Покой душе вашей вы найдете, если возьмете на себя иго Христа, но радость Его найдете только, когда понесете это иго так долго, как Он того от вас потребует, и только тогда вы истинно войдете в радость Господина своего.

Джон Рескин

25.

Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Ин. III, 3

Свет разума, рождающийся от нравственного совершенства, называется естественной добродетелью. Нравственное совершенство, рождающееся от света разума, называется приобретенной святостью. Для нравственного совершенства необходим бвет разума, для света разума необходимо нравственное совершенство.

Китайская мудрость

Любовь и разум суть две стороны, с которых можем созерцать Бога.

26.

Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если же он ошибается, то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание.

Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать.

Эпиктет

27.

"Познай самого себя" есть основное правило. Но неужели вы думаете, что можно познать себя, всматриваясь в себя? Нет. Вы можете познать себя, только присматриваясь к тому, что вне вас. Сравнивайте ваши силы с силами других, ваши интересы с их интересами; старайтесь понять, чем вы кажетесь им и они вам, и судите о себе, как о чем-то второстепенном, исходя из уверенности, что в вас, вероятно, нет ничего особенного.

Джон Рескин

28.

Любовь не есть основное начало нашей жизни. Любовь – последствие, а не причина. Причина любви – сознание в себе Божеского духовного начала. Это сознание требует любви, производит любовь.

Жизнь есть то, что открывается через сознание, и она всегда и везде есть. Наше заблуждение в том, что то, что закрывает от нас жизнь, мы признаем жизнью.

29.

Работа только тогда хорошо сделана, когда выполнена с охотой, но ни один человек не может охотно работать, если не сознает, что делает именно то, что нужно в данную минуту.

В глазах Творца всего великого и малого самая ничтожная вещь имеет такое же значение, как и самая великая, и день как тысячи лет, и все самые ничтожные, как и самые великие, вещи полны неизъяснимой тайны Великого Духа.

Полезнее всего было бы составить описание жизни тех людей, о которых мир и не думал и не слышал, но которые теперь исполняют главную долю всех его работ и от которых мы можем лучше всего научиться, как исполнять их.

Джон Рескин

30.

Дела праведных, это семена, которые иногда долго лежат в почве истории неподвижно, но, получив тепло и влагу, впитав в себя новые, здоровые соки, свежие силы, начинают произрастать, цвести и приносить плоды; посеянное же насилием и неправдой гниет, чахнет и бесследно исчезает.

Всякое поколение почитай своих выдающихся людей и не говори "предшественники их были достойнее".

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.

В деле хитрости глупый человек проводит более умных.

В народной речи живут и всегда действуют законы рождения языка.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

Едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.

Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как.

Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.

Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.

Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей.

Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо.

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию.

Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, и самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей.

Сила войска зависит от его духа.

Сильные люди всегда просты.

Слово есть поступок.

Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом.

Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей…

Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно.

Тщеславие… Должно быть, оно есть характерная черта и особенная болезнь нашего века.

У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Человек должен быть рабом. Выбор для него только в том, чьим: своих страстей, а значит, и людей, или же своего духовного начала.

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Человек немыслим вне общества.

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь.

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

Чем больше мы любим, тем обширнее, полнее и радостнее становится наша жизнь.

Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.

Эстетическое и этическое - два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.

Язык есть орудие мышления.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе.

Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.

Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры.

Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками.

Двумя вещами человек никогда не должен огорчаться: тем, чему он может помочь, и тем, чему не может помочь.

Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет
с ним.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный.

Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.

Женщины, особенно прошедшие мужскую школу, очень хорошо знают, что разговоры о высоких предметах - разговорами, а что нужно мужчине - тело и все то, что выставляет его в самом обманчивом, но привлекательном свете; и это самое и делается.

Знание без нравственной основы - ничего не значит.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Из страстей самая сильная, злая и упорная - половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти, и последняя, самая сильная из них - плотская любовь, то исполнится пророчество: люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута и ему незачем будет жить.

Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

Корень злых дел в дурных мыслях.

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.

Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.

Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Люди, живущие только своими чувствами, - это звери.

Мудрость - знать, в чем дело жизни и как исполнять его.

Музыка - это стенография чувств.

Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их.

Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна.

Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Не столько вреда бывает от того, что мы делаем не то, что должно, сколько от того, что мы не удерживаемся от того, чего не должно делать.

Нет в мире виноватых.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.

Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

    Большое спасибо и за биографию и за цитаты! Подобрано кратко, лаконично, легко разбивается по тематике.

    очень много но мне кажется что это не толстой более современы афоризмы