Артикуляционная гимнастика презентация для родителей тика. Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников. Сказка о веселых язычках

Слайд 1

Презентация на тему: «Артикуляционная гимнастика»

Презентацию подготовила: учитель-логопед Манжосина Наталья Зурабовна детский сад № 102 г. Калининград.

Слайд 2

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Слайд 3

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Слайд 4

Начнем выполнять артикуляционную гимнастику:

1. «Окошко» -Широко открыть рот – «жарко» -Закрыть рот – «холодно»

Слайд 5

2. «Чистим зубки» -Улыбнуться, открыть рот -Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

3. «Месим тесто» -Улыбнуться -Пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя-пя» -Покусать кончик языка зубками (Чередовать эти два движения)

Слайд 6

4. «Чашечка» -Улыбнуться -Широко открыть рот -Высунуть широкий язык -Придать ему форму «чашечки»

5. «Дудочка» -С напряжением вытянуть губы (зубы сомкнуты)

Слайд 7

6. «Заборчик» -Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

7. «Маляр» -Губы в улыбке -Приоткрыть рот -Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо

Слайд 8

8. «Грибочек» -Улыбнуться -Покоцать языком, (будто едешь на лошадке) -Присосать к небу широкий язык

9. «Киска» -Губы в улыбке, рот открыт -Кончик языка упирается в нижние зубы -Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Слайд 9

10. «Поймаем мышку» -Губы в улыбке -Произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

11. «Лошадка» -Вытянуть губы -Приоткрыть рот -Покоцать узким «языком» (как цокают копытами лошадки)

Слайд 10

12. «Пароход гудит» -Губы в улыбке -Открыть рот -С напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

13. «Слоник пьет» -Вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хоботок слоника». «Набирать водичку»

Слайд 11

14. «Индюки болтают» -Языком быстро двигать по верхней губе «бл-бл-бл-бл»

15. «Орешки» -Рот закрыт -Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки -На щеках образуются твердые шарики- «орешки»

Слайд 12

16. «Качели» -Улыбнуться -Открыть рот -Кончик языка за верхние зубы -Кончик зыка за нижние зубы

17. «Часики» -Улыбнуться, открыть рот -Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Слайд 13

18. «Блинчик» -Улыбнуться -Приоткрыть рот -Положить широкий язык на нижнюю губу

19. «Вкусное варенье» -Улыбнуться -Открыть рот -Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

Дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения .

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 5 годам. Однако, статистика показывает, что лишь половина дошкольников к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Недостатки звукопроизношения оказывают негативное влияние на эмоционально-психическое состояние малыша, мешают не только его развитию, но и , полноценной социализации.

Поэтому необходимо как можно раньше начать работу по устранению имеющихся речевых нарушений. Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики . Артикуляционную гимнастику проводят как специалисты, так и родители ребенка.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. А чтобы этот процесс не наскучил малышу, нужен творческий подход и разнообразие со стороны взрослого. Мы предлагаем вам использовать артикуляционную гимнастику в картинках . Посмотрите «Сказку о веселых язычках». Она поможет превратить сложный процесс работы над звуками в игру и увлекательное путешествие.

Сказка о веселых язычках

Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц

1. Покусать язык.

2. «Наказать непослушный язык».

(Чередовать упражнения №1 и №2)

3. «Лопаточка»

4. Загнать мяч в ворота.

«вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

5. Почистить зубки.

6. «Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта.

Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».

2. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

3. «Маляр»

4. «Чашечка»

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

5. «Вкусное варенье»

6. «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на кончик носа, на котором лежит кусочек ватки. Сдувать ватку с кончика носа.

7. «Грибок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка грибка»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

8. «Гармошка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута. Открывать и закрывать рот, как будто растягивать меха гармошки.

Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль

1. «Наказать непослушный язык»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».

2. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.

3. «Индюк»

4. «Качели»

5. «Лошадка»

6. «Пароход гудит»

Улыбнуться, открыть рот и с напряжением произносить долгое «ы-ы-ы…»

Артикуляционная гимнастика для звуков Р, Рь

1. «Наказать непослушный язык»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».

2. «Почистить зубки»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

3. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

4. «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.

5. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.

6. «Индюк»

Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»

7. «Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д-д-д-д», постепенно убыстряя темп.

Артикуляционная гимнастика для звуков Т, Ть; Д, Дь

1. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

3. «Иголочка»

4. «Почистить зубки»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние, а затем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

7. «Качели»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка за нижние зубы, а затем широкий кончик языка за верхние зубы. Поочередно менять положение языка.

5. «Горка»

6. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

1. Покусать язык.

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

2. «Наказать непослушный язык»

3. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

4. «Горка»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

5. «Горку построим — горку разрушим»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

Игра-презентация «Артикуляционная гимнастика»

Актуальность

На протяжении всей логопедической работы мы тренируем мышцы артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики. Дети с проблемами в речевом развитии быстро утомляются, им надоедает делать одни и те же упражнения. На помощь логопеду приходит ИГРА. Книг с веселыми картинками и стихами по артикуляционной гимнастике можно найти на полках книжного магазина, собрать картотеку картинок с упражнениями речевой гимнастики. Но детям 21 века нравятся гаджеты и от этого никуда не уйти. В своей работе я часто использую игры-презентации.

Пояснительная записка.

Игра-презентация «Артикуляционная гимнастика» предназначена для индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения. В игре обучение происходит без принуждения, весело, радостно и наиболее эффективно. Благодаря красочному оформлению и анимации, презентация становится интересна ребенку, и ему хочется еще и еще раз поиграть в эту игру.

Цель артикуляционной гимнастики - развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

1 слайд: Заголовок

2 слайд: упражнение «Улыбка». Логопед читает стишок, затем нажимает 1 раз на мышку - солнышки начинают вращаться, ребенок удерживает губы в улыбке, пока вращаются солнышки.

3 слайд: упражнение «Заборчик». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, выстраивается заборчик около дома.

4 слайд: упражнение «Лопаточка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, появляются лопатки около грядок.

5 слайд: упражнение «Трубочка». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку. Пока вращается трубач, ребенок удерживает язык трубочкой.

6 слайд: упражнение «Бублик». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, на столе появляются бублики.

7 слайд: упражнение «Почистим зубки». Читая стишок, логопед нажимает 1 раз на мышку, смайлик начинает двигаться.

8 слайд: упражнение «Часики». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку. Дети под маятник выполняют упражнение.

9 слайд: упражнение «Иголочка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, появляются иголочки в клубке.

10 слайд: упражнение «Горка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, малыш 5 раз скатывается с горки.

11 слайд: упражнение «Качели». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, качели начинаются качаться, а ребенок выполняет упражнение.

12 слайд: упражнение «Чашечка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, появляются на столе 5 чашек

13 слайд: упражнение «Лошадка». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, лошадка двигается, а ребенок выполняет упражнение

14 слайд: упражнение «Грибок». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, появляется 5 грибов, в это время ребенок удерживает язык вверху, не щелкая языком.

15 слайд: упражнение «Вкусное варенье». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, медвежонок начинает качаться, ребенок выполняет упражнение.

16 слайд: упражнение «Маляр». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, маляр начинает увеличиваться, ребенок выполняет упражнение.

17 слайд: упражнение «Индюк». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, индюк начинает ходить по дорожке, ребенок выполняет упражнение.

18 слайд: упражнение «Барабанщик». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, зайчик начинает двигаться по дорожке, ребенок выполняет упражнение.

19 слайд: МОЛОДЕЦ!

Во время проведения артикуляционной гимнастике при помощи презентации дети легче усваивают и закрепляют знания, так как обучение происходит в игровой форме, появляется мотивация в достижении цели.

Использование игры-презентации «Артикуляционная гимнастика» позволяет:

Направить интерес к гаджетам в нужное русло.

Повышать игровую активность.

Эффективно решать коррекционно-развивающие задачи.

Разнообразить виды деятельности детей на индивидуальных занятиях.

Повышать эмоциональный тонус.

Информационные ресурсы.

  1. 1. З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии», Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999. 2. Абрамова Л. В "Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком". (ресурсы портала ИНФОУРОК)
    3. Картинки и фоны к презентации: