Электронное правосудие в гражданском процессе. Электронное правосудие: на бумаге и в жизни. Что по плану

В связи с развитием новых медиа, актуально стало говорить и о применении их в правовой сфере, а именно в отправлении правосудия. В настоящей статье (что важно) мы будем анализировать не зарубежный опыт (что стало традиционным), а собственный опыт, который уже дал определенные результаты. Поэтому цель сводится к следующему - через анализ достоинств и недостатков отечественного опыта применения новых медиа в судопроизводстве, определить степень эффективности электронного судопроизводства в России. Мы рассмотрим технические новинки, которые уже начали применяться на различных стадиях судопроизводства, нас будут интересовать положительные и отрицательные результаты их использования.

Наиболее активно информатизация внедряется в систему арбитражных судов России. Так, в арбитражных судах:

функционируют системы автоматизации процессов судопроизводства и делопроизводства, позволяющие оптимизировать процессы судебного и общего делопроизводства, а также сбора и обработки судебной статистики;

применяется электронное распределение дел;

созданы WEB-сайты, содержащие регулярно обновляемую информацию о деятельности каждого суда;

установлены информационно-справочные киоски c автоматизированной информационной системой, подключенные к сети Интернет, использование которых позволяет посетителям арбитражных судов оперативно получить информацию о суде, графиках судебных заседаний и принятых судебных актах;

внедрена автоматизированная информационная система публикации судебных актов «Банк решений арбитражных судов» (БРАС), являющаяся единым централизованным ресурсом, содержащим в себе тексты принятых судебных актов;

в свободном режиме доступны информационные сервисы, размещенные на WEB-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: «Картотека ___|C<_арбитражных дел» (содержит сведения обо всех делах, рассматриваемых арбитражными судами), «Мобильная картотека» (обеспечивает доступ к картотеке дел для пользователей мобильных устройств);

«Электронный страж» (позволяет оперативно отслеживать информацию о регистрации новых дел и прохождении рассматриваемых дел по конкретному участнику спора (указанная информация доставляется адресату посредством электронной почты);

введена система подачи процессуальных документов в электронном виде «Мой арбитр»;

на WEB-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации доступны сервисы «Календарь судебных заседаний»; «Президиум онлайн» (позволяет любому заинтересованному лицу посмотреть процесс рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ) а также возможно использование нового механизма распространения информации - твиттера, который позволяет пользователям существенно упростить процесс получения информации;

функционирует веб-сервис «Система подачи жалоб на действия судей и работников аппарата арбитражных судов», предназначенный для подачи жалоб и отслеживания их прохождения в суде, при этом предусмотрена анонимность подобного обращения.

Высший Арбитражный Суд, как мы наблюдаем, является передовым в техническом оснащении, а точнее в развитии электронного правосудия. Электронные ресурсы других высших судов, которые существует в сети Интернет, не могут похвастаться таким же набором функций, посмотрим, что имеют они, так же будут рассмотрены сайты некоторых городских и областных судов.

Электронный ресурс Верховного Суда РФ имеет «Электронную справочную», где можно найти тексты судебных актов, справочную информацию по делам и по жалобам, расписание судебных дел, результаты обжалования НПА.

К сожалению, сайт Конституционного Суда не имеет того, что указано выше у ВС РФ, здесь электронное правосудие не находится даже в зачаточном виде.

К примеру, на электронном ресурсе Курганского областного Суда так же имеется возможность поиска рассмотренных дел и расписание назначенных дел к слушанию.

В Курганском городском Суде используется система получения извещений через электронную почту или смс-рассылку.

Анализ технических достижений в других судах не является столь обширным, как у ВАС РФ, поэтому далее будем обсуждать новшества, используемы именно в Высшем Арбитражном Суде, что поможет сделать вывод, нужны ли нам подобные новшества во всей судебной системе или нет.

Начнем с первого этапа - подача искового заявления в электронном виде.

Достоинства: позволяет сэкономить временной ресурс, так как отправка возможна при помощи сети Интернет, не выходя из дома, вместе с тем, экономия денежных средств, особенно, в случае нахождения в разных городах.

Недостатки: Они связаны с техническими недоработками некоторых моментов, пока не нашли способ идентификации предоставленных исковых заявлений (вынуждены просить предоставления оригинала в качестве подтверждения или лично прийти лицу, подавшему исковое заявление), самим работникам суда приходится распечатывать их в целях приобщения к материалам дела, так как ещё не развит электронный документооборот, при чем не все заявления разрешено подавать таким образом.

Извещения

Достоинства: Извещения посредством электронной почты или смс - рассылки, конечно, более оперативные и менее затратные, в этой связи они представляют меньше сомнений в их применении, где недостатки не столь значительны.

Недостатки: Возникает проблема неравенства участников, которые получают электронное извещение, и обычное - почтовое, думается, что это незначительная проблема. Сложнее с тем, как определить дошло ли сообщение и как считать в таком случае лиц извещенными надлежащим образом, в этой связи следует совершенствовать технические возможности.

Электронные доказательства

Достоинства: Упрощенность их предоставления, что способно сэкономить денежные средства, и время.

Недостатки: С другой стороны, чтобы признать электронное доказательство имеющим юридическую силу, необходимо использовать технические разработки, как электронная цифровая подпись, что пока не является общедоступным, вместе с тем в законе нет указаний на необходимую форму (реквизиты) таких доказательств, что требует законодательных доработок.

Видеоконференц-связь при рассмотрении дела в суде

Достоинства: Экономия временного и денежного ресурса, особенно, для участников иного места жительства.

Недостатки: Считается, что такой способ судебного разбирательства ведет к нарушению принципа непосредственности, что может грозить вынесением решения суда, основанного на недостоверных доказательствах, ведь реальной возможности ознакомления с доказательствами, предоставляемыми стороной через видеоконференц-связь у суда нет. Так же остается пока неясным, как решать вопрос о взятии подписки свидетеля о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний, и другие вопросы, где необходимо реальное присутствие лица.

Происшедшие изменения, о которых речь шла выше, значительны, все они призваны обеспечить экономность, доступность и мобильность судебного процесса, что на сегодняшний день является приоритетным в его развитии. Однако, внедрение технических новинок, зачастую, усложняют тот или иной процесс, в силу его недоработки до логического завершения.

Остальным судам Российской Федерации следует пойти по пути, проложенному Высшим Арбитражным Судом по внедрению информационных технологий, при этом учитывать не только достоинства, но и недостатки этих процессов, в целях их исключения. В первую очередь, необходимо продумать работу технических изобретений до мелочей (с учетом отечественного опыта), после разработать новое процессуальное законодательство (опять же опираясь на данный опыт), и после этого - непосредственно применять. Только в таком виде технические новинки себя оправдают, создадут, действительно, эффективное судопроизводство. Стоит отметить, что начинать следует с первых уровней судебной системы - мировых судей, что даст первый опыт в небольших масштабах.

Список литературы

    Лазарева И.В. «Актуальные вопросы развития электронного судопроизводства в России» // информационный ежемесячник «Верное решение» № 1, 2013.

    Князев С.Н., Бержанин А.А. «Проблемы становления электронного судопроизводства в Республике Беларусь» // «Проблемы управления» № 2 (23), 2007.

28 октября 2015 г. 11:10

Карина Кассис, Synerdocs

Что по плану?

В целях развития ИТ в Верховном суде РФ и в судах общей юрисдикции Программа предлагает:

· создать комплекс сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также перевести судебные архивы в электронный вид;

· создать условия для электронного судопроизводства: упростить процедуру подачи исковых заявлений, жалоб путем их перевода в электронный вид;

· оснастить суды программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения ЭДО с применением ЭП и т.п.

В целях развития ИТ в арбитражных судах Программа предусматривает:

· создание «облачной» системы для использования специализированного ПО в целях автоматизации делопроизводства в судах;

· развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти;

· сканирование всех поступающих в арбитражные суды документов и формирование электронных дел и т.п.

Интересно, что количество арбитражных судов, использующих систему электронного правосудия, должно увеличиться с 1-го до 113 единиц к 2020-му году:

Также Программа предлагает ряд мероприятий по информатизации Конституционного суда РФ, исполнительного производства, повышение уровня оперативности проведения судебных экспертиз.

Так выглядит развитие электронного правосудия в России на бумаге. Давайте посмотрим, что на деле.

А что по факту?

Февраль

Март

Президент России подписал Федеральный закон N 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» , который направлен на совершенствование вопросов использования электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. В частности:

· «Исполнительный лист вместе с копией приговора может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью…».

· «Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа».

Июнь

Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон N 5-ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О конституционном суде РФ». С 1 августа 2015 года обращения и прилагаемые к ним документы можно подать в Конституционный суд в электронном виде. Для этого достаточно воспользоваться специальной формой на сайте суда или отправить документы по электронной почте. Во втором случае потребуется квалифицированная электронная подпись.

Октябрь

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев сообщил, что российские суды в следующем году будут максимально задействовать систему электронного правосудия. Лебедев считает, что электронные технологии позволят ускорить правосудие и сделают его максимально открытым для общества.

«Создан информационный центр, задача которого – замкнуть всю правовую информацию, которая исходит не только от судов, но и от других правоохранительных органов, чтобы все судьи могли получить всю информацию, а также и работники правоохранительных органов могли быстро найти информацию о правовой позиции Верховного суда», – добавил председатель Верховного суда.

Интересно, что в октябре кассация разъяснила, как все-таки работать с электронными оригиналами в арбитражном суде, обязательно ли их печатать. В соответствии с абз. 12 п. 12 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ материалами судебного разбирательства могут быть электронные документы или электронные образы документов. Согласно п. 3.3.6 этой же Инструкции изучение электронных документов осуществляется судьями с помощью технических средств суда, если такие имеются. По требованию судьи электронные оригиналы могут быть распечатаны специалистами суда.

Важно понимать, что отсутствие в деле бумажных копий электронных документов не говорит о процессуальных нарушениях.

***

Хочется отметить, что на протяжении всего года каждый месяц появлялись новости, связанные с развитием электронного правосудия. Есть Программа развития, появляются поправки в нормативные акты, громкие заявления о том, что электронное правосудие заработает уже с 2016 года, но так ли это на практике? Узнаем еще больше новостей и выясним, работают ли нововведения в жизни, в ходе онлайн-семинара 29 октября 2015 г. в 11:00 (мск) . Не пропустите!

В качестве одной из главных целей, сформулированных в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, говорится о развитии гражданского общества и устойчивой демократии, обеспечивающей права человека, гражданские и политические свободы.

Современное общество нуждается в создании эффективных механизмов электронной демократии, способных установить партнерские отношения и обоюдную ответственность между гражданами и властью.
В связи с этим актуальным посылом является обсуждение проекта Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года (Единый портал электронной демократии).

В законодательных новеллах, направленных на укрепление демократических институтов общества, содержатся меры и по совершенствованию системы правосудия в свете потребностей общества и государства.
Россия делает уверенные шаги в направлении развития и укрепления демократических основ правосудия. Система функционирования электронного государства, и в частности электронного правосудия, в России базируется на следующих принципах: открытости, обеспечения права на доступ к информации о деятельности судов, транспарентности. Механизмы реализации указанных принципов отражены в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы (далее - Программа до 2012 года), Концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Концепция до 2020 года). Принят ряд федеральных законов, например Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". В процессе совершенствования системы правосудия учитывается и международный законодательный опыт по соблюдению демократических принципов, применению новых механизмов их реализации. В основу национального законодательства в сфере развития судебной системы России легли и базовые рекомендации (G 46 - G 50) Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров) (Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (Приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров)).

Для решения поставленных задач применяются информационные технологии, уровень развития которых позволил осуществить переход от "традиционного процесса" отправления правосудия к системе электронного правосудия. Так, например, в системе арбитражных судов полностью реализована электронная процедура от подачи заявления в суд, предоставления документов и до решения суда, опубликованного на сайте.

Примечание. Электронное правосудие - это использование ИКТ в реализации правосудия всеми заинтересованными сторонами в юридической сфере с целью повышения эффективности и качества государственных служб, в частности для частных лиц и предприятий. Оно включает в себя электронное общение и обмен данными, а также доступ к информации судебного характера. См.: Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров). Единый портал электронной демократии.

Раскроем основные преимущества электронного правосудия:
- открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- достоверность информации о и своевременность ее предоставления;
- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;
- соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;
- соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
- невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
Приведем основные результаты информатизации судебной системы в соответствии с положениями Программы до 2012 года:
- созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- созданы автоматизированные рабочие места, которые интегрированы в информационные системы федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- в арбитражных судах внедрена система автоматической публикации судебных решений, которые принимались судами. Эти данные доступны на портале "Банк решений арбитражных судов", в структуру которого входят подсистемы: "Календарь судебных заседаний", "Картотека арбитражных дел", "Банк решений арбитражных судов". Заработали модуль "Мобильная картотека арбитражных дел" и сервис "Электронный страж";
- предоставлена возможность подачи заявлений в электронном виде в арбитражные суды;
- оцифрованы и в открытом доступе размещены решения Конституционного Суда Российской Федерации;
- осуществляется создание системы судебных архивов в электронном виде для ознакомления с материалами дел.
Изначально система электронного правосудия имела в своем арсенале лишь необходимый набор механизмов, позволяющих ей работать в тестовом режиме. По мере использования системы происходила отладка отдельных модулей и наблюдалась потребность в создании новых подсистем, сервисов, которые в полной мере могли бы обеспечить процесс отправления правосудия "нового электронного формата". Так, за последнее время были разработаны и внедрены в эксплуатацию следующие сервисы:
- "Интернет-приемная", в которой ведется прием официальных обращений в адрес суда в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- "Гостевая книга председателя", в которой ведется онлайн прием жалоб, отзывов, можно задать вопрос и предложить меры по эффективной работе суда;
- внедрен новый модуль - "видеоприемная" посредством использования программы IP-телефонии Скайп (Skype).
В зданиях судов заработали "Информационные киоски", предоставляющие информацию по делам и жалобам, находящимся в производстве Верховного Суда Российской Федерации. В данных киосках размещена информация о делах, назначенных к слушанию, интегрирован банк судебных документов Верховного Суда Российской Федерации, содержится справочно-правовая информация. Безусловно, данное средство доступа к информации востребовано гражданами, но, по мнению автора статьи, необходимо создавать "универсальные информационные киоски", в которых интегрировалась бы информация в формате открытых данных, и не только судебная информация, но и из иных сфер и отраслей, которые располагались бы в общедоступных местах, так как физический доступ в здание судов ограничен и не все граждане могут использовать данное средство. Более того, часть граждан используют свои собственные "гаджеты", что гораздо удобнее для различных операций в системе электронного правосудия, и не прибегают к "Информационным киоскам". Размещая "универсальные информационные киоски" в общедоступных местах, можно решить проблему цифрового неравенства и обеспечить бесплатный доступ к запрашиваемым открытым данным.
Возможности видеоконференцсвязи также наращиваются. Если раньше эта технология использовалась для обеспечения дистанционного присутствия в зале судебного заседания отдельных участников процесса, то на сегодняшний день применяется при опросе потерпевших по программе защиты свидетелей, а специально разработанное программное обеспечение позволяет изменить голос, скрыть лицо человека.
Акцентируя внимание на совершенствовании демократических институтов и процессов в контексте новых возможностей перехода на "электронную систему правосудия" и вызовах, которые возникают вследствие развития общества, следует по-новому взглянуть на механизмы реализации общепринятых принципов правосудия.
Под демократическими основами (принципами) правосудия следует понимать общие руководящие, закрепленные в законодательных актах положения, которые определяют наиболее значимые стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения составляют основу законодательства в сфере отправления правосудия, а также содержат предписания о деятельности соответствующих органов.
Совокупность принципов образует каркас, который является опорой для законодательных предписаний, регулирующих правосудие.
Принципы правосудия в основе своей базируются на демократических столпах Конституции РФ, конституционных и федеральных законах. Базовые положения были закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которых отражены положения по вопросам организации и осуществления правосудия, Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и др.
Понятие общепризнанных принципов международного права, общепризнанных норм международного права и разъяснение роли международных договоров России даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

К принципам правосудия следует отнести: принцип законности; принцип осуществления правосудия только судом; принцип равенства граждан перед законом и судом; принцип независимости судебной власти; принцип независимости судов и судей; принцип презумпции невиновности; принцип обеспечения беспристрастного и компетентного суда; принцип состязательности и равноправия сторон; принцип открытости и гласности судопроизводства; принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина; принцип обязательности судебных решений; принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона; принцип государственного или национального языка в судах; принцип свидетельского иммунитета; принцип диспозитивности судопроизводства; принцип государственного языка судопроизводства; принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда; принцип участия граждан в отправлении правосудия; принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.
Проанализируем демократическую природу отдельных принципов правосудия.
Например, принцип состязательности является важным показателем демократичности правосудия, предусматривающим возможность эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов. Принцип состязательности закреплен в положениях гражданского, уголовно-процессуального, арбитражного процессуального законодательства. Так, в ст. 15 УПК РФ отражены следующие положения.
1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
4. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Или, скажем, суть презумпции невиновности, изложенная в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Данное положение также подчеркивает демократические начала отправления правосудия.

Рассматривая основные положения принципа законности, закрепленного в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы", следует подчеркнуть предоставленную законодателем возможность суда не всегда безоговорочно следовать предписаниям законов и указов (в случае, если они, например, противоречат Конституции РФ).
С признанием особой роли в отечественной правовой системе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "...если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора") понятие законности как правового принципа проявляет свою демократическую природу. Так, согласно положению Международного пакта о гражданских и политических правах, у судов появилась возможность приема жалоб граждан на незаконное задержание по подозрению в совершении преступления, а ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности данных действий.

Примечание. Подобные положения закреплены в ст. 6 Конституции США, в ст. 25 Конституции Германии, в ст. 96 Конституции Испании (см.: Конституции зарубежных государств. М., 1997. С. 28 - 29, 165, 323).

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия наглядно отображает картину демократизации современного российского общества. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина - ценности, которые в первую очередь должны соблюдаться при отправлении правосудия. В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Несмотря на законодательное закрепление демократических основ правосудия, сложившиеся механизмы (правовые, организационные, технические), которые закладывались столетия, дают существенные трещины и не отвечают уже современным потребностям общества и государства. Возможности же системы "Электронного правосудия" практически в полной мере обеспечивают соблюдение гарантий демократической составляющей принципов правосудия. Например, если обратиться к ч. 4 ст. 7 УПК РФ, законодатель отмечает, что "определение суда, постановление судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными". Через систему "Электронного правосудия" участники судопроизводства, общественность смогут дать оценку процессуальным решениям, действиям участников процесса и обжаловать их в случае нарушения закона.

Активно набирающий обороты процесс информатизации правосудия, который, по данным мониторинга, безусловно делает данную систему более эффективной, порождает и ряд сопутствующих проблем. В частности, угрозы информационной безопасности автоматизированных информационно-телекоммуникационных систем, используемых в судах; установление правового режима информационных ресурсов; возникает необходимость совершенствования механизма размещения информации о деятельности судов на официальных сайтах, в том числе и в формате "открытых данных". Так, возникают вопросы соблюдения паритета между предоставлением доступа к информации об участниках процесса, их процессуального статуса, действиях, иной информации и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, т.е., с одной стороны, речь идет об обезличивании персональных данных, а с другой - правоохранительные органы предоставляют информацию СМИ о лицах, попавших в сферу судопроизводства. Следует определиться и с понятийным аппаратом, ибо многие термины, пришедшие из информационной сферы, не закреплены законодательно или наблюдаются разночтения в их трактовке в различных нормативных правовых актах (например, под понятием "электронное правосудие" достаточно долгое время понимали информатизацию деятельности арбитражных судов). Необходимо также преодолеть цифровое неравенство с целью обеспечения доступа к информации о деятельности судов и др.
В статье рассмотрены новые электронные механизмы реализации демократических основ (принципов) российской системы правосудия в соответствии с потребностями современного общества. Таким образом, дальнейшее развитие системы правосудия осуществляется через призму новых информационных технологий, обеспечивающих открытость, транспарентность и доступность для граждан.

Что же понимается под термином электронное правосудие и какие возможности она представляет нам. Электронное правосудие - это способ осуществления правосудия, основанный на использование информационных технологий. Оно включает в себя целый ряд систем, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов, систем автоматизации судопроизводства. Электронные инструменты обеспечивают абсолютную открытость и доступность судов, улучшение качества судейской работы, сокращение издержек и максимальное удобство для участников спорных правоотношений.

Электронное правосудие предоставляет участникам судебного процессы различные возможности: подача обращений и отправка необходимых документов в суд в электронной форме, отслеживание движения дела в суде, в электронном виде, через сеть интернет, получение уведомлений о решении суда с помощью электронных средств связи, проведение судебных заседаний с использованием видеоконференц связей, транслирование заседаний при режиме онлайн в сети интернет и ряд других возможностей. Также необходимо отметить такой важный показатель, как экономия времени как работников суда и судей, так и участников судебных разбирательств, при использовании электронного правосудия. У сотрудников аппарата сокращается время на обслуживание посетителей, а участники процесса могут, не выходя из дома подавать заявления, отслеживать движение дела в суде, оперативно получать уведомления суда, участвовать в заседаниях суда в режиме онлайн.

Таким образом, следует стоит сделать вывод о том, что электронное правосудие к Казахстане развивается причем достаточно быстро, так как опыт его применения является исключительно положительным. В связи с этим, считаю необходимым уделять достаточно внимание проблемам электронного правосудия, так как именно оно обеспечивает прозрачность и доступность судебного делопроизводства.

Государство, внедряя информационные технологии в гражданский процесс, реализуя модели электронного правосудия в целом, в основу ставит в качестве стратегической задачи доступность правосудия. Немаловажным является наличие в сервисе виртуальных услуг СМС оповещение участников процесса, а также аудио протоколирование хода судебного заседания. На сегодняшний день плюс электронного правосудия для всех наиболее очевидна. Во первых- это удобство для участников процесса, многим из которых приходится не по одному разу преодолевать сотни км, чтобы подать те или иные документы через канцелярию суда либо направлять документы почтой. Соответственно, это экономия на почтовых расходах, снижение роли человеческого фактора в судебном процессе, повышение его эффективности, приобщение к стандартам, которые приняты в цивилизованном мире. Во - вторых, изменен порядок извещения участников процесса. Информация о времени, месте и дате очередного слушания ныне поступает сторонам прямо на мобильный телефон в виде СМС сообщений.

Таким образом, последовательно наращиваются возможности суда как главного правозащитного института, полагаю, что наше современное судопроизводство по законодательному регулированию и практике его применения обладает многими признаками характерными для правосудия стран с развитой демократической правовой системой.

Судья

Есильского районного суда

Акмолинской области Саян Жилхайдаров

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

И.Ю. НОСКОВ, и.о. помощника судьи 54-го отделения Арбитражного суда г. Москвы Рассматриваются цели и возможности внедрения электронного правосудия в работу органов судебной системы России. Анализируются проблемы, проявившиеся в процессе применения электронного правосудия в арбитражных судах страны, предлагаются меры по их разрешению.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 120-123

И.Ю. НОСКОВ,

и.о. помощника судьи 54-го отделения Арбитражного суда г. Москвы

Рассматриваются цели и возможности внедрения электронного правосудия в работу органов судебной системы России. Анализируются проблемы, проявившиеся в процессе применения электронного правосудия в арбитражных судах страны, предлагаются меры по их разрешению.

Ключевые слова: электронное правосудие, совершенствование судебной системы, судебная практика, арбитражные суды.

Introduction of the e-justice system as the most important area of improvement the judicial system of the Russian Federation

Noskov I.

In this article are considered purposes and possibilities of application of electronic justice in judicial system of Russia. Are analysed the problems which have proved in the course of practice of application of electronic justice in arbitration courts of the country. Some measures under their permission are offered.

Keywords: electronic justice, perfection of judicial system, judiciary practice, arbitration courts.

Одним из направлений политики нынешнего руководства страны является внедрение современных информационных технологий в работу государственных органов всех ветвей власти.

Внедрение информационных новшеств направлено прежде всего на повышение эффективности деятельности государственных органов. Использование информационных технологий объединяется термином «электронное государство», что, в свою очередь, включает такие понятия, как «электронное правительство», «электронный парламент» и «электронное правосудие».

Под электронным правосудием (e -justice ) понимается способ отправления правосудия, основанный на использовании технических систем с цифровой обработкой данных.

Тенденция внедрения информационных технологий в работу органов судебной системы наблюдается не только в Российской Федерации, но и в других развитых странах. Проводятся различные международные конференции и форумы, на которых обсуждаются проблемы и перспективы такого внедрения. Так, с 25 по 28 октября 2010 г. в Пекине состоялась 4-я сессия Форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона по судебному реформированию, тема которой формулировалась как «Использование технологий для улучшения работы судов». В сессии приняли участие представители многих стран, в том числе и России. Делегацией от Российской Федерации освещались вопросы: обеспечения всеобщей доступности судебных актов, размещаемых в базе решений арбитражных судов; внедрения информационных сервисов арбитражных судов, обеспечивающих значительную экономию времени для сторон в процессе; а также онлайн сервисов, таких как прямая трансляция заседаний Президиума ВАС РФ, создание личных кабинетов в сети Интернет в рамках онлайн-сервиса «Мой суд», позволяющих консолидировать и оперативно отслеживать информацию по делам, находящимся в производстве.

Внедрение электронного правосудия получило законодательное закрепление в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.08.2006 № 1082-р), а также в Федеральном законе от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее - Закон № 262-ФЗ). Президентом РФ 15.12.2010 дано поручение № Пр-3645 по дальнейшему развитию информационных технологий в целях повышения открытости и доступности правосудия в Российской Федерации.

Законом № 262-ФЗ закреплена одна из главных целей функционирования электронного правосудия, а именно основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, к которым относятся:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

Лидером в работе по внедрению электронного правосудия стала система арбитражных судов страны, на примере которой лучше всего заметны возможности электронного правосудия, его плюсы и минусы, влияние на работу системы, а также перспективы развития.

Необходимость электронного правосудия обусловлена, кроме всего прочего, резко выросшей в последние годы нагрузкой на суды. Только за 2010 год в арбитражные суды Российской Федерации поступило 1 208 737 исковых заявлений!

Электронное правосудие применительно к арбитражному судопроизводству законодательно закреплено в Федеральном законе от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Хотелось бы отметить, что не следует путать понятия «электронное правосудие» и «информатизация судов». Н.Н. Федосеева совершенно верно отмечает, что «информатизация судов предполагает, что суды используют в своей деятельности компьютеры и иную технику в качестве подсобного средства, но не как процессуальное средство».

В отличие от электронного правосудия, «информатизация судов» - понятие более узкое. Электронное правосудие включает в себя информатизацию судов, оно в настоящее время позволяет:

Производить аудио- и видеозапись судебных заседаний;

Проводить судебные заседания при помощи видео-конференц-связи;

Подавать жалобы на действия судей и работников аппарата арбитражных судов при помощи системы подачи жалоб;

Просматривать судебные акты арбитражных судов в электронном виде;

Подавать исковые заявления и другие документы в электронном виде;

Получать по электронной почте информацию об изменениях по конкретному делу;

Переводить сайты арбитражных судов на иностранные языки при помощи специализированной программы;

Распределять поступающие исковые заявления при помощи электронной программы, в которой учитывается график работы судей, их загруженность, специализация и другие факторы.

Всеми перечисленными возможностями участники арбитражного процесса могу беспрепятственно пользоваться уже сейчас. В отличие от зарубежных стран, использование системы электронного правосудия в Российской Федерации носит безвозмездный характер, только отдельные услуги являются платными.

Активно ведется деятельность по дальнейшему усовершенствованию функций электронного правосудия. Так, появилась возможность ознакомления с судебными актами посредством мобильных устройств с операционной системой Android , смартфонов iPhone .

Благодаря внедрению информационных технологий осуществление правосудия становится более открытым, доступным. Например, использование видео-конференц-связи позволяет участникам арбитражного процесса участвовать в судебном заседании, несмотря на отдаленность от суда, в котором рассматривается дело, экономя свое время и денежные средства.

Доступ сторон к судебным актам, размещенным на сайтах арбитражных судов, дает им больше времени на подготовку к судебным заседаниями, так как не приходится ожидать получения судебного акта по почте. Более того, электронное правосудие позволило обязать стороны предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи в случае получения первого судебного акта по рассматриваемому делу.

Аудио- и видеозаписи также способствуют повышению качества правосудия. Это и дисциплинирует стороны процесса, и позволяет освежить в памяти некоторые моменты того или иного судебного заседания. Информационные технологии помогают создать единую информационную систему, объединяющую суды, Федеральную службу судебных приставов, налоговые инспекции и другие государственные органы.

Однако наряду с достоинствами электронного правосудия на стадии его внедрения был выявлен и ряд недостатков. Так, некоторые заявители дублируют подачу исковых заявлений в электронном виде еще и их представлением непосредственно в суд, опасаясь, что по тем или иным причинам электронное заявление в суд не попадет. Таким образом в суде оказывается два дела по спору между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям, одно из которых судьям приходится оставлять без рассмотрения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ. Все это приводит к дополнительным затратам времени (которого и так недостает), как судьей, так и сотрудников аппарата суда. Данный недостаток заставляет задуматься о необходимости создать специальную систему, которая бы позволила отслеживать поступающие исковые заявление на предмет их дублирования.

Еще одной проблемой по внедрению электронного правосудия являются трудозатраты по переводу судебных актов и иных документов в электронный вид. Достаточно много времени у судей, их помощников и других сотрудников аппарата судов занимает размещение документов в программном комплексе. Более того, на данный момент размещаются только судебные акты, а не все материалы, имеющиеся в деле. Впоследствии планируется создание так называемого электронного дела, которое будет представлять собой судебное дело в электронном виде. Создание электронного дела потребует сканирования или иного способа перевода всех имеющихся материалов дела в электронный вид, что повлечет за собой еще большее количество трудовых затрат и затрат времени.

Единого подхода к данной проблеме нет, и множество специалистов работают над ее решением. В качестве примера одного из таких решений можно привести зарубежный опыт: в ряде иностранных государств суды обязывают заявителей представлять документы не только в бумажном, но и в уже отсканированном виде, тем самым снимая с суда работу по переводу документов в электронный вид. Каким образом будет решен этот вопрос в России, покажет время.

Очень важен, по нашему мнению, вопрос защиты тех документов, которые принимают электронный вид. Как показывает всемирная практика, электронные системы, имеющие ценную информацию, периодически подвергаются нападению различных вредоносных программ. Защите электронного правосудия необходимо уделить достаточно внимания, чтобы польза от него не перешла в свою противоположность. По этому поводу Е.В. Цыганова, начальник отдела информатизации и связи Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, и А.В. Иванов, специалист отдела информатизации и связи того же суда, пишут: «Рост степени автоматизации обработки данных, интеграция в базах данных информации больших объемов, различного назначения и принадлежности, долговременное хранение сведений, расширение круга пользователей, имеющих доступ к ресурсам автоматизированных систем, важность и ответственность решений, принимаемых на основе автоматизированной обработки, широкая территориальная расположенность и повышение циркуляции информации между автоматизированными системами - все это способствует их уязвимости. Появляется угроза нарушения конфиденциальности, возрастает возможность изменения и искажения информации, ее блокирования и уничтожения. Вследствие вышесказанного необходимо выработать единую техническую политику, организационные и координирующие работы по защите информации, особенно передающейся по телекоммуникационным каналам связи».

Несмотря на существующие трудности и проблемы по внедрению электронного правосудия, работа по его созданию является современным и очень перспективным средством совершенствования судебной системы Российской Федерации.

Несомненно, для достижения более эффективного и правильного функционирования системы электронного правосудия необходимо время. Время требуется не только создателям системы для ее совершенствования и развития, но и самим пользователям - для того, чтобы ее освоить и привыкнуть к ней.

Электронное правосудие в России еще достаточно молодо, что является несомненным плюсом. Начальник Управления информатизации и связи ВАС РФ И.С. Соловьев в своем интервью для информационного портала Право.ru отмечает: «Мы в силу своей “юности” очень заряжены на все самое современное, креативное, высокотехнологичное в своей области деятельности. Я бы сказал, что мы, в хорошем смысле этого слова, амбициозны и даже несколько агрессивны в стремлении продвигаться вперед, занимать лидирующие позиции».

Важно отметить, что внедрение электронного правосудия положительно влияет не только на работу судебной системы, но и на функционирование других государственных органов. В арбитражном процессе участвуют не только физические и юридические лица, но зачастую и государственные органы. Это подтверждает то известное положение общей теории систем, что внесение изменений в функционирование одного из элементов системы влечет за собой изменение также в других ее элементах, с которыми он взаимодействует.

Библиография

1 Федосеева Н.Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы перспективы // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 9. С. 3.

2 Цыганова Е.В., Иванов А.В. Информационные грани арбитражной судебной системы // Арбитражные споры. 2009. № 3. С. 5.

Поделитесь статьей с коллегами: