Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Государственные муниципальные унитарные предприятия как субъекты

  • 6. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
  • 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 8. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.
  • 9. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности.
  • 10. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 11. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.
  • 12. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности, их виды и классификации.
  • 13. Способы и этапы создания коммерческих организаций.
  • 14. Государственная регистрация коммерческих организаций.
  • 15. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, принципы, лицензионное законодательство, субъекты лицензионных отношений, лицензионные требования и условия.
  • 16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.
  • 17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц.
  • 18. Понятие органа юридического лица; структура органов и разграничение компетенции. Ответственность.
  • 19. Понятие, виды и порядок реорганизации юридического лица.
  • 20. Понятие, виды и порядок ликвидации юридического лица.
  • 22. Рассмотрение дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд. Право и обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд.
  • 23. Понятие должника для целей Закона о несостоятельности (банкротстве). Понятие, виды, правовое положение кредиторов. Собрание и комитет кредиторов, порядок их формирования и компетенция.
  • 24. Понятие и виды арбитражных управляющих. Обязательные условия членства в сро, требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Права и обязанности, ответственность арбитражного управляющего.
  • 25. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 26. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 27. Внешнее управление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 28. Конкурсное производство как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 29. Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 30. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
  • 31. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
  • 32. Хозяйственные товарищества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 33. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 34. Производственные кооперативы как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 36. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 37. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
  • 38. Правовое положение бирж.
  • 39. Общества с ограниченной ответственностью как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 40. Правовое положение страховых организаций.
  • 41. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда.
  • 42. Паевой инвестиционный фонд: понятие, типы. Возникновение и прекращение, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 43. Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ, холдинговых компаний.
  • 44. Субъекты малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения, государственная поддержка.
  • 45. Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности.
  • 46. Понятие учетной политики организации.
  • 47. Правовой режим основных средств организации.
  • 48. Правовой режим оборотных активов организации.
  • 49. Правовой режим нематериальных активов организации.
  • 50. Правовой режим уставного (складочного) капитала (фонда).
  • 51. Понятие и виды денежных средств организации. Правила хранения, учета и использования наличных денежных средств.
  • 52. Правовой режим акций. Порядок выпуска и продажи акций. Контрольный пакет.
  • 53. Правовой режим прибыли коммерческой организации.
  • 54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием.
  • 55. Обращение взыскания на имущество организации (индивидуального предпринимателя): основания, этапы, очередность.
  • 56. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательство о приватизации. Виды объектов приватизации. Характеристика субъектов процесса приватизации.
  • 57. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 58. Понятие и сфера применения антимонопольного законодательства. Участники отношений, регулируемых антимонопольным законодательством.
  • 59. Государственный антимонопольный орган, его функции и полномочия.
  • 60. Контроль антимонопольного органа за экономической концентрацией.
  • 63. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 64. Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
  • 65. Понятие конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
  • 66. Понятие и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций в соответствии с антимонопольным законодательством.
  • 67. Понятие и принципы технического регулирования. Законодательство о техническом регулировании.
  • 68. Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
  • 69. Понятие, цели, принципы стандартизации. Документы в области стандартизации.
  • 70. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы.
  • 71. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
  • 72. Ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании.
  • 73. Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
  • 74. Предпринимательский договор: понятие, признаки, функции.
  • 75. Особенности заключения предпринимательского договора.
  • 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.

    Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

    В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

    Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

    Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

    Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

    Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

    Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

    Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

    Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

    Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения , создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

    Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

    В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

    Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

    "

    Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть расширено по вкладам (долгам, паям), в том числе и между работниками предприятия, и находится в государственной или муниципальной собственности.

    В условиях развития рыночной экономики унитарные предприятия сохраняются. В определенной степени это связано с приоритетным развитием отдельных отраслей экономики (строительство), которое невозможно без прямых государственных инвестиций.

    Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и отражается на самостоятельном балансе предприятия. Создание унитарного предприятия на основе объединения имущества, относящегося к государственной или муниципальной собственности нескольких субъектов, не допускается. Предприятия, основанные на таком объединении, создаются исключительно в форме хозяйственных обществ.

    Унитарное предприятие является юридическим лицом, имеет фирменное наименование с указанием его организационно-правовой формы и наименованием субъекта, к собственности которого относится имущество предприятия.

    Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

    Учредительным документом унитарного предприятия остается устав, утвержденный органом, уполномоченным собственником, в котором помимо иных сведений, предусмотренных законодательством, должны указываться акт органа государственной и муниципальной власти, являющийся решением о его создании, предмет и цель деятельности предприятия, а также размер уставного фонда предприятия, порядок, источник его формирования.

    Управление унитарным предприятием осуществляется в соответствии с законодательством и уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание. Собственник предприятия или уполномоченные им органы могут полностью или частично делегировать эти права высшему органу управления предприятием, предусмотренному его уставом (совету предприятия, правлению и т.д.).

    Руководитель унитарного предприятия действует по принципу единоначалия и несет ответственность перед собственником предприятия за последствия своих действий в соответствии с законодательством РФ и заключенным с ним контрактом.

    Таким образом, унитарные предприятия имеют следующие особенности по сравнению с другими коммерческими предприятиями: во-первых, в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности - это означает, что соответствующее коммерческое предприятие не наделяется правом собственности на закрепленное за ним имущество, собственником этого имущества остается учредитель; во-вторых, имущество унитарного предприятия является неделимым и ни на каких условиях не может быть распределено по вкладам, долгам и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия; в-третьих, право ответственности сохраняется за учредителем и имущество закрепляется за унитарным предприятием лишь на ограниченном праве; в-четвертых, во главе стоит единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

    В соответствии с Законом о государственных и муниципальных предприятиях унитарные предприятия действуют в следующих организационно-правовых формах: унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

    Федеральное казенное предприятие может быть создано при выполнении одного из следующих условий:

    • 1) если осуществляемая им деятельность допускается федеральными законами исключительно для государственных предприятий;
    • 2) если преобладающая или значительная часть производимой предприятием продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляется для федеральных государственных нужд.

    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 и 297 ГК РФ.

    Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

    Руководитель федерального казенного предприятия является государственным служащим, назначение которого на должность и освобождение от нее осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ для государственных служащих. Руководитель пользуется всеми правами и несет все обязательства, предусмотренные законодательством и уставом предприятия.

    В случаях отказа государства от заключения с казенным предприятием государственного контракта или контрактов, обеспечивающих в совокупности заказ на подряд менее 50% производимой им строительной продукции (работ, услуг), предприятие должно быть в течение шести месяцев в установленном порядке ликвидировано или реорганизовано, в том числе путем преобразования в АО открытого типа.

    Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия является его устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Имущество предприятия формируется за счет средств, выделяемых целевым назначением из соответствующего бюджета, имущества, передаваемого предприятию собственником, доходов от собственной предпринимательской деятельности, других источников.

    В уставе предприятия указывается размер его уставного фонда, который не может быть менее 1000 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда или большей суммы, установленной законодательством РФ на дату регистрации предприятия.

    Унитарное предприятие обязано:

    • -формировать резервный фонд в размере, определяемом его уставом и составляющем не менее 10% от размера уставного фонда, направляя на эти цели остающуюся в его распоряжении прибыль до достижения резервным фондом установленной величины;
    • - использовать средства резервного фонда исключительно на покрытие убытков, а также на возврат бюджетных ссуд и выплату процентов по целевым кредитам в случае недостаточности средств предприятия;
    • -перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и формирования резервного фонда в размерах, определяемых собственником, в пределах 10% чистой прибыли предприятия.

    Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

    Права унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 295 ГК РФ.

    Степень имущественной обособленности у различных предприятий различна.

    Так, степень имущественной обособленности государственных унитарных предприятий, не являющихся собственниками переданного им государственного имущества, выражается в закреплении за ними такого имущества на праве хозяйственного ведения. Ясно, что по отношению к этому имуществу предприятие обладает меньшей совокупностью прав, нежели собственник по отношению к своему имуществу.

    Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

    Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

    Учреждения, не являющиеся собственниками закрепленного за ними имущества, владеют и пользуются им на праве оперативного управления. Права такого юридического лица по отношению к закрепленному за ним имуществу еще выше, чем при осуществлении права хозяйственного ведения. Такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

    Действовавшая ранее схема взаимоотношений государства и хозяйственных субъектов строительной отрасли предполагала возможность управления строительными организациями только через вертикальные структуры и связи управления посредством командно-административного воздействия. В настоящее время такая схема для основной массы функционирующих строительных организаций устарела.

    Командно-административная система требовала от строительных организаций безупречного исполнения указаний "сверху". При этом сами строительные организации обязаны были расходовать заработанные средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных размерах, получать сырье от закрепленных за ними поставщиков и передавать готовую продукцию заранее определенным потребителям по стабильным ценам, установленным вышестоящими органами управления. Потребитель к производителю был привязан планом и создавать конкуренцию в тех экономических условиях не мог.

    При переходе на новые хозяйственные отношения при преобразовании прежних органов управления всех уровней была полностью нарушена управленческая вертикаль. Кроме того, при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества изменились принципы управления ими. Государство (или уполномоченный им орган) может прямо влиять на хозяйственную деятельность акционерного предприятия, владея контрольным пакетом акций.

    Вопрос-ответ Контакты

    Унитарные предприятия как юридические лица имеют следующие характерные особенности:

    • они являются коммерческими организациями;
    • данные предприятия характеризуются отсутствием права собственности на закрепленное за ним имущество, неделимостью имущества предприятия и невозможностью распределения его по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия;
    • имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежность такому предприятию на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления;
    • унитарные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом и не несут ответственности по обязательствам собственника своего имущества;
    • руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества (органом уполномоченным собственником) и подотчетен им.

    Законодательством предусмотрено 2 вида унитарных предприятий: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие). Первое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а второе - по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Казенные предприятия значительно ограничены в имущественных правах. С другой стороны, казенные предприятия, в отличие от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не могут быть банкротами, а государство несет дополнительную ответственность по обязательствам таких предприятий при недостаточности их имущества.

    Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устанавливает правовое положение государственного унитарного и муниципального предприятия, права и обязанности собственников их имущества, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия. Кроме того, в нем также регламентируются отношения, связанные с имуществом и уставным фондом унитарного предприятия, особенности управлением унитарным предприятием, ответственность унитарного предприятия и другие ключевые моменты функционирования унитарных предприятий.

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    Дата размещения статьи: 14.08.2017

    Актуальные вопросы реформирования унитарных предприятий (Золотько Т.А.)

    Утверждение о негативном влиянии унитарных предприятий на развитие добросовестной конкуренции в Российской Федерации и противоречия, возникшие при определении их организационно-правовой формы, стали весомым аргументом при принятии решения об их реорганизации и ликвидации. Однако приведенные доводы, по нашему мнению, не так однозначны, проанализируем их.

    Дата размещения статьи: 01.06.2017

    Унитарные предприятия в контрактной системе (Конышева Т.А.)

    Согласно ст. 1 Закона N 321-ФЗ действие Закона N 44-ФЗ с 1 января 2017 года распространяется теперь и на государственные и муниципальные унитарные предприятия, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации (Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.12.2016 N 474-ФЗ).

    Дата размещения статьи: 11.04.2017

    Переход унитарных предприятий под сферу действия Закона N 44-ФЗ (Храмкин А.А.)

    С 2017 года унитарные предприятия переходят на режим закупок контрактной системы, то есть начинают применять Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (ст. 113 ГК РФ).

    Дата размещения статьи: 22.01.2016

    Казенные предприятия и налог на имущество (Денисова М.О.)

    Муниципальное казенное предприятие (далее - МКП) получило в оперативное управление объекты движимого и недвижимого имущества. Как должен уплачиваться налог по данным объектам? Какую дату считать датой принятия объектов к учету: дату получения имущества в оперативное управление или дату приобретения (создания) этого имущества учредителем предприятия (собственником имущества)? Вправе ли казенное предприятие воспользоваться льготой из п. 25 ст. 381 НК РФ и не облагать налогом движимое имущество, полученное в оперативное управление позднее 01.01.2013?

    Дата размещения статьи: 14.03.2015

    О выделении филиала унитарного предприятия (Архангельская О.М.)

    Обособления филиала унитарного предприятия в отдельное юридическое лицо можно достичь путем реорганизации предприятия. Решение о реорганизации и форме, в которой она будет проводиться, принимается собственником имущества унитарного предприятия. Наиболее привлекательна для этих целей реорганизация в форме выделения, в результате которой прежнее предприятие продолжает существовать, а на базе филиала создается новое унитарное предприятие.

    Дата размещения статьи: 14.03.2014

    Согласие собственников имущества на совершение юридически значимых действий учреждениями и унитарными предприятиями (Болдырев В.А.)

    Участие учреждений и унитарных предприятий в гражданском обороте ограничивается целым рядом правил о совершении сделок и иных юридически значимых действий с согласия собственника. Ограничение возможности совершать важные юридически значимые действия согласием собственника имущества является конституирующим признаком правосубъектности названных лиц и одновременно свидетельствует о серьезно ограниченной автономии воли организаций несобственников.

    Государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Также стоит отметить, что унитарным предприятие может считаться еще и потому, что его имущество является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.

    В чем заключается суть данного предприятия?

    Стоит отметить, что унитарное предприятие представляет собой довольно специфическую форму организации деятельности. В частности, унитарность характеризуется следующим:

    • Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.
    • Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.
    • Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.
    • Имущество является абсолютно неделимым.
    • В компании полностью отсутствует возможность членства.
    • Органы управления являются единоличными.

    Почему их создают?

    Среди основных причин, почему руководители предпочитают создать именно унитарное предприятие, следует выделить следующие:

    • Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.
    • Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящися к категории первой необходимости.
    • Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.

    Цель, которую ставит перед собой унитарное предприятие – решение тех или иных задач государства на коммерческой основе.

    Особенности работы

    Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в муниципальной или государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах, описанных далее.

    В фирменном наименовании, которое имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией.

    Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества. Помимо этого стоит отметить, что государственные и муниципальные унитарные предприятия всецело отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного имущества.

    Орган унитарного предприятия – это ответственный руководитель, который назначается непосредственно самим собственником или же каким-либо уполномоченным собственником органом, который ему является подответным.

    Какие есть формы?

    В соответствии с действующим Гражданским Кодексом унитарные предприятия формируются исключительно в форме муниципальных и государственных компаний, которые основываются на разных правах.

    Основанные на праве хозяйственного ведения

    Федеральное государственное унитарное предприятие, которое основывается на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.

    В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли. Устав, которым руководствуется федеральное государственное унитарное предприятие, должен включать в себя, помимо стандартной информации, которая является необходимой для каждого юридического лица, также информацию о конкретном предмете и различных целях деятельности данного предприятия и информацию о размере уставного фонда. Стоит отметить тот факт, что предприятие унитарного типа представляет собой единственную коммерческую организацию, у которой есть гражданские права и обязанности, непосредственно связанные с деятельностью, обозначенной уставом.

    Уставной фонд, который имеет муниципальное унитарное предприятие, должен быть больше суммы, равной 1000-кратной сумме минимальной зарплаты в месяц, в то время как государственное предприятие должно иметь фонд, превышающий сумму, 5000-кратную размеру МРОТ. Также стоит отметить, что собственник должен всецело оплатить уставной фонд на протяжении трех месяцев после того, как зарегистрируется данная организация.

    Собственник имущества, которое закрепляется за данным предприятием, не отвечает по обязательством компании за исключением тех случаев, когда банкротство компании является прямым следствием указаний со стороны собственника данного имущества. Учредитель же определяет, каким составом будет руководствоваться муниципальное унитарное предприятие, а также кто именно будет назначен его руководителем.

    Основанные на праве оперативного управления

    Предприятия такого типа основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ. Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

    Таким образом, государственное унитарное предприятие не может распоряжаться любым имуществом, если на то нет разрешения непосредственно собственника данного имущества.

    Фирменное наименование компании, которое основывается на праве оперативного управления, в любом случае должно включать в себя указание на то, что данное предприятие казенное.

    Российская Федерация, какой-либо ее субъект или же муниципальное образование в данном случае несут субсидиарную ответственность по конкретным обязательствам, которые имеет федеральное унитарное предприятие, если присутствует недостаточность его имущества. Также стоит отметить тот факт, что решение о реорганизации или полной ликвидации таких предприятий принимает непосредственно правительство, субъект РФ или определенный орган местного самоуправления.

    Вопросы имущества

    Имущество унитарного предприятия может использоваться следующими способами:

    • Оперативное управление.
    • Хозяйственное ведение.

    Стоит отметить, что имущество данного предприятия представляет собой собственность РФ, ее субъекта или же определенного муниципального образования, а также находится в его распоряжении на разных правах, указанных выше.

    Если речь идет о хозяйственном ведении, то в данном случае права унитарного предприятия включают в себя возможность распоряжения данным имуществом, а также доходами и выпускаемой продукцией полностью самостоятельно, учитывая различные ограничения, которые устанавливаются законодательством и другими правовыми актами.

    В случае оперативного управления предприятие может распоряжаться имуществом, собственной продукцией и доходом исключительно в том случае, если на это было получено согласие со стороны собственника.

    Собственник имущества полностью решает вопросы касательно создания предприятия, выбора определенного предмета, а также задач, которые ставит перед собой его деятельность, ликвидации и реорганизации. Помимо этого, им осуществляется контроль над использованием по определенному назначению и надлежащей сохранностью имущества, принадлежащего предприятию. Стоит отметить, что производственное унитарное предприятие может получить имущество от собственника исключительно в качестве вклада в уставной фонд или же сверх определенного уставного фонда.

    Управление унитарным предприятием не предусматривает возможности учреждать какие-либо дочерние предприятия, так как присутствует законодательный запрет на то, чтобы выступать учредителем каких-либо других унитарных предприятий посредством передачи им определенной доли своего имущества в хозяйственное ведение. Необходимость в использовании данного запрета обуславливается тем, что нельзя вывести из-под контроля имущество предприятия посредством создания дочерних компаний.

    Откуда берется имущество?

    Финансовые ресурсы, которые имеет государственное или частное унитарное предприятие, имеют такие же источники, как и все остальные коммерческие предприятия.

    В частности может быть несколько возможных источников формирования имущества такой компании:

    • Имущество, которое передается компании по личному решению собственника в качестве оплаты уставного фонда;
    • Другое имущество, которое по собственному желанию передается собственником в управление компании;
    • Прибыль, которая была получена вследствие хозяйственной деятельности;
    • Различные заемные средства, включая также кредиты банков;
    • Амортизационные отчисления;
    • Дотации из бюджета и различные капитальные вложения;
    • Доходы, которые были получены от различных хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых принимает участие данное предприятие;
    • Пожертвования от предприятий, организаций, граждан или же учреждений;
    • Другие источники, которые являются не противоречащими действующему законодательству РФ, включая также доходы тот сдачу в аренду определенного имущества.

    У унитарного предприятия есть право самостоятельно распоряжаться активной частью средств. В частности такая компания может продавать другим предприятиям, учреждениям или же организациям различные транспортные средства, оборудование, сырье или же инвентарь, а также прочие материальные ценности для того, чтобы получить доход от реализации данных активов.

    У такой компании нет возможности каким-либо образом распоряжаться недвижимым имуществом, и в случае необходимости его продажа может осуществляться только в том случае, если на это было получено непосредственное согласие со стороны собственника данного имущества.

    Согласование различных сделок предприятия с любым имуществом, цена которого является более 150 000 000 рублей, проводится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, причем данное управление в процессе своей работы основывается на решении правительства РФ или же тех решениях, которые по его поручению принимаются заместителем председателя правительства.

    В соответствии с действующим постановлением правительства различные сделки, связанные с продажей федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на правах хозяйственного ведения, проводится посредством продажи данного имущества через аукцион. Организатором в данном случае должно выступать само предприятие или же то лицо, которое действует на основании договора с определенным предприятием.

    Программы деятельности

    Взаимоотношения между государственным предприятием и собственником его имущества полностью регламентируются действующими постановлениями правительства.

    В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.

    Особенности финансов

    Особенности финансов в данном случае основываются на методах формирования источников получения денежных ресурсов компании. Финансы, которые присутствуют у того или иного унитарного предприятия, значительно отличаются от финансов организаций и, в первую очередь, финансов акционерных обществ. Данные отличия заключаются в формировании уставного капитала, получении и дальнейшем использовании полученной прибыли, а также привлечении сторонних бюджетных источников финансирования или же заемного капитала.

    Уставной капитал, который имеют унитарные предприятия, формируется посредством закрепленных оборотных и основных активов, а его размер отображается в балансе компании на дату утверждения данного устава. Уставной фонд унитарного предприятия выполняет точно такие же функции, как и уставной капитал каких-либо других коммерческих организаций. Помимо того, что данный фонд рассматривается как материальная основа для осуществления предприятием хозяйственной деятельности, именно он используется в качестве базового индикатора ее эффективности.

    Если в конце финансового года цена чистых активов данного предприятия окажется меньше того минимального размера, который был установлен на дату государственной организации, и при этом на протяжении последующих трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена хотя бы до этого уровня, в таком случае собственником муниципального предприятия в обязательном порядке должно быть принято решение о его окончательной ликвидации.

    Государственное и муниципальное унитарное предприятие - коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, т.е. это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия.

    Правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

    В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

    Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Вместе с тем есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

    Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

    Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

    Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

    Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

    Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

    В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

    Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

    Собственник решает вопросы:

    создания, реорганизации и ликвидации предприятия;

    определения предмета и целей его деятельности;

    контроля за использованием и сохранностью имущества.

    Собственник имеет право на получение части прибыли.

    В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.

    Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

    Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), выполняет следующие функции:

    владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника;

    распоряжается имуществом лишь с согласия собственника;

    Самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами;

    Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование.

    Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.

    Государственное предпринимательство в странах с рыночной экономикой довольно широко представлено прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений, в которых частные и коллективные формы не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства.

    В унитарных предприятиях в отличие от хозяйственных товариществ и обществ руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собственником - государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему.

    Типовым уставом казенного завода, созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия, и другими нормативными актами установлены жесткая отчетность руководителя предприятия и персональная ответственность за результаты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия.

    Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным хозяйственным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам. В зарубежных странах в отличие от наших госпредприятий все субъекты государственного предпринимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости - подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

    Практика показывает, что глубокое обновление госсобственности может успешно осуществляться путем ее реформирования, разгосударствления. Оно предполагает переход от монополии государственных предприятий к многообразию организационно-правовых форм.

    Еще по теме 5.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия:

    1. 6.6. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    3. 5.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    4. Постановление Уставного Суда Свердловской области от 3 октября 2002 года «По делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 23 Положения "О муниципальном унитарном предприятии города Екатеринбурга", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 9 декабря 1997 года № 30/3, и Постановления Главы муниципального образования "Город Екатеринбург" от 23 января 2002 года № 74 "О повышении стоимости проезда в городском пассажирском транспорте"»
    5. Раз дел II ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ Глава 12 ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    6. § 1. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
    7. § 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
    8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ