Вмф ссср эсминцы. Первый советский эсминец: тупиковая ветвь кораблестроения. Что такое и зачем он нужен

Не худшее наследие царизма - эсминцы-новики на маневрах. На переднем плане - «Артем», за ним - «Володарский». Видны «Калинин» (справа) и «Карл Маркс» (слева). 1928 г.

Эсминец проекта 7У «Сообразительный». 1944 г.

Всем моим друзьям-соратникам и однодельцам, живым и уже ушедшим из жизни: С.А. Бевзу, С.С. Бережномуу В.А. Дубровскому, А.М. Коногову, Н.Г. Масловатому и уже не друзьям по ряду причин, но людям, долгое время бывшими рядом и продолжающим беззаветно любить флот В. Гурову, В.Н. Данилову, Е.И. Иванову, С.Р. Мягкову посвящаю эту книгу.

Прежде чем приступить к освещению содеянных в Советском Союзе миноносцев, следует хоть как-то попытаться классифицировать их типы и обосновать их дальнейшее развитие. Сам класс корабля впервые появился в Англии и получил название destroyer - истребитель. Имеющий сначала очень небольшое водоизмещение и предназначенный для обороны собственных баз, корабль начал быстро расти по водоизмещению, на него возлагались все новые и новые функции, вплоть до действий в составе эскадр в открытом море. К началу Первой мировой войны, а особенно в ее ходе сформировались два типа: первый - собственно миноносец, так как основным его оружием были самодвижущиеся мины-торпеды, для действий в зоне закрытых морей вблизи собственного побережья; второй - более крупный - эскадренный миноносец, предназначенный не только для охранения собственных эскадр, но и для набегов в составе больших групп на неприятельские эскадры во время боевого соприкосновения, что и было наиболее эффективно продемонстрировано в 1916 г. во время Ютландского сражения.

В период между двумя мировыми войнами данный класс кораблей бурно совершенствовался, еще больше делясь на подклассы. Увеличился калибр артиллерийских орудий, появились сдвоенные, строенные, четырех- и пятитрубные торпедные аппараты, увеличился калибр торпед, увеличилась и дальность их действия. В дополнение к миноносцам и эскадренным миноносцам появился подкласс лидеров, по идее, обязанных выводить в атаку эскадренные миноносцы и прикрывать их отход. Но он быстро угас, так как эскадренные миноносцы по водоизмещению и вооружению быстро догнали лидеры, а французские контрминоносцы (можно сказать - еще один подкласс) даже и перегнали. Апофеозом французских контрминоносцев стали «Могадор» и «Вольта», корабли водоизмещением почти 4000 т и вооруженные восемью 138-мм орудиями в четырех башнях и большим количеством торпедных аппаратов. По сути дела, это были уже крейсера со значительно расширенными функциями - эдакие минные крейсера с великолепной мореходностью и большим радиусом действия.

Разразившаяся Вторая мировая война отшлифовала данный класс корабля, расставив все по местам.

Эскадренные миноносцы постепенно превратились в «рабочих лошадок» флота, став по сути универсальными кораблями. Поскольку о лихих набегах на неприятельские эскадры никто уже и не мечтал, то видоизменялся и сам тип корабля. Здесь законодателями стали американцы. Сократилось количество торпедных аппаратов (остался один пятирубный), увеличилось количество артиллерийских орудий - как правило, три сдвоенных 127-мм универсальных башенных установки. На всех кораблях были установлены противолодочные бомбометы, в том числе и реактивные. Постепенно принимали на вооружение и противолодочные торпеды.

Вторая мировая война выявила насущную необходимость появления еще одного типа - эскортного миноносца для охранения большого количества конвоев, идущих с небольшой скоростью, охранять которые можно и не такими скоростными кораблями, как эскадренные миноносцы. Это были корабли водоизмещением около 1500 т с сильным зенитным и противолодочным оружием и большим радиусом действия. Довольно многочисленный класс, но который следует отнести все-таки к сторожевым кораблям.

Так что, для определения типа советского эскадренного миноносца примеров было хоть отбавляй, а Вторая мировая война показала необходимость каждого типа корабля и его вооружения.

Мы же, как всегда, пошли своим путем. На пр. 1, 7, 7У и 38 останавливаться не стоит. О них написано достаточно много и славы они нашему флоту дали мало, поскольку за основу были взяты давно устаревшие итальянские проекты. Мало чем отличался и пр. 30. О пр. 30бис сам Николай Герасимович Кузнецов позднее признался, что «это была его самая большая ошибка», несмотря на то, что корабль был построен большой серией уже после войны, абсолютно без учета военного опыта.

Вся беда была в том, что Сталин абсолютно не желал строить трехбашенные эсминцы большого водоизмещения. И вообще многим было не понятно, для какой войны проектировались все корабли. Все это, видимо, делалось на дальнюю перспективу. Делалось бессистемно, без учета военных требований, из того, что было. Порой закладывалось и то, чего еще и не было (вооружение, оборудование). Военные моряки не участвовали в стратегическом планировании и жили обособленно, замыкаясь только на Сталина.

С другой стороны и Сталина можно было понять. До эскадр еще было ох как далеко, а для внутренних морей сгодились бы эсминцы и небольшого водоизмещения. Главное было готовить кадры. Вот только во Второй мировой войне этот флот особо не показал себя, а с 1943 г. Сталин вообще запретил большим кораблям выходить в море.

На долгие годы был выбран эдакий усредненный тип корабля: компактный, двухбашенный, с небольшой дальностью действия. Никаких малых эсминцев, никаких больших. Есть подозрение, что и в угоду промышленности. Строить серию кораблей значительно легче.

Был и еще один великолепный пример для подражания. Дело в том, что так называемая «миссия Исакова» в США в 1938 г. занималась не только возможностями проектирования линейных кораблей и поставки в СССР необходимого для флота оборудования, не производимого в стране, но и был заказан фирме «Джибби энд кокс» (а не «Гиббс», как у нас пишут в ряде изданий) проект эскадренного миноносца, который и был быстро реализован.

Так называемый «проект 1939 года». При водоизмещении 1800 т корабль был великолепно вооружен. На нем было шесть 127-мм орудий (в трех двухорудийных башнях), восемь 37-мм орудий, восемнадцать 12,7-мм крупнокалиберных пулемета и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Эдакая классика. Решались вопросы о строительстве линкоров и миноносцев как в США, так и с их помощью на наших верфях.

А в конце 1939 г. в связи с нападением СССР на Финляндию, наша страна была с позором исключена из Лиги Наций. Со стороны США в том числе было наложено на СССР «моральное эмбарго». Все сотрудничество в военно-морской сфере было прекращено. Но ведь разработанные проекты остались.

Тайное сотрудничество вяло продолжалось, но это был уже совсем другой уровень.

И так продолжалось до нападения Германии на СССР.

Единственным положительным результатом, достигнутым в этот период, была закупка механической установки фирмы «Вестингауз» для доработанного проекта эсминца пр.30, получившего индекс 30А. Да и то, изготовление и доставка закупленных механизмов затянулась, а начавшаяся война поставила на всей работе крест. При эвакуации из Николаева часть оборудования была утрачена, реализовать пр. 30А не удалось и пришлось вновь корректировать проект, заодно повысив прочность корпуса и усилив зенитное вооружение.

Единственным кораблем, соответствующим мировому уровню на то время, построенным в довоенный период, стал лидер пр.20 «Ташкент», построенный в Италии фирмой «Орландо» для Советского Союза. Это было апогеем сотрудничества с фашистской Италией в области военно-морской тематики, которое началось в начале 30-х гг. с так называемой «миссии Бжезинского». Тогда была приобретена масса чертежей практически всех типов кораблей, заказана масса оборудования и вооружения и были куплены два сторожевых корабля для Дальнего Востока в 1935 г., названные впоследствии «Киров» и «Дзержинский».

Эсминцы проекта 56

В соответствии с техпроектом ЭМ пр. 56 имел водоизмещение: стандартное- 2662 т, полное-3230 т. Наибольшие главные размерения корпуса: длина- 126,1 м, ширина - 12,7 м, осадка - 4,2 м. Скорость хода: полного - 38 уз, оперативно-экономического - 17,9 уз. Дальность плавания 685 миль при 37,9 уз и 388O миль при 14,7 уз. Автономность 10 суток. Экипаж 284 человека. Для компенсации снижения остойчивости пришлось искать пути уменьшения весовой нагрузки. Поэтому пошли на применение алюминиево-магниевых сплавов типа АМГ. Как показало времд, такое решение было ошибочным из-за низкой пожаростойкости конструкций

Из АМГ. Однако в какой-то мере применение легких сплавов объясняло то обстоятельство, что они в те годы стали «модными» во всех ведущих флотах мира.
Как уже упоминалось, вооружение пр. 56 было почти аналогичным вооружению . Различие заключалось в установке совмещенных четырех 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ, которые разместили ромбом: в носу, в корме и побортно (в районе гротмачты), отказались от 25-мм автоматов, вместо СПН-500 установили стабилизированный командио-дальномерный пост СВП-42-50 со стрельбовой РЛС «Якорь-М», а навигационную РЛС «Риф» заменили на РЛС «Нептун».
Головной корабль пр. 56-эсминец «Спокойный» - был предъявлен на испытания в 1953 г. Первые пробы показали, что проектной скорости и на этом корабле достичь не удалось. Более глубокий и детальный анализ причин этого привел к выводу, что размещение рулей, кронштейнов гребных валов и вообще компоновка комплекса «корпус-винт» были неоптимальны.

Комиссия под руководством выдающегося ученого специалиста в области теории корабля инженер-контр-адмирала В. Г. Власова рекомендовала: парные рули, размещенные за винтами, заменить одним, установив его в диаметральной плоскости, а на гребные валы смонтировать обтекатели, взамен трехлопастных винтов использовать четырехлопастные. Внедрение этих рекомендаций позволило «Спокойному» достичь желанных 38 уз.
Одинокий «Неустрашимый» в это время заканчивал почти четырехлетние государственные испытания. Судьба этого уникального корабля сложилась неудачно. Он сравнительно немного плавал и совсем не покидал Балтики, а в 70-е был разобран на металлолом. С позиции же сегодняшнего дня переход от к пр. 56 был не совсем оправдан. Недостатки , включая мореходность, были устранимыми. Кроме того, этот корабль имел большие запасы по водоизмещению на модернизацию. Напротив, на пр. 56 ухудшили живучесть, обитаемость, вдвое уменьшили автономность, существенно-дальность плавания. Замечу: такое суждение базируется на выводах активных участников создания этих кораблей - М. А. Янчевского и В. Н. Бурова. Тем не менее в серию пошел эсминец пр. 56.
Головной корабль этого проекта - «Спокойный» - после длительных испытаний в 1956 г. был передан флоту, а строительство всей серии из 27 кораблей осуществлялось в период с 1955 по 1958 г. Ленинградские корабелы завода имени А. А. Жданова сдали флоту 13 из них в такой очередности: в 1955 г. - «Светлый», «Спешный», «Скромный»; в 1956 г. - «Спокойный» (головной), «Сведущий», «Смышленый» (позднее - «Московский комсомолец»), «Скрытный», «Сознательный», «Справедливый» (позже, после передачи ВМФ ПНР, получил название «Варшава»); в 1957 г.-«Несокрушимый», «Находчивый» и «Настойчивый»; в 1958 г.-«Неуловимый».
В Николаеве на заводе имени 61 коммунара было построено 10 таких кораблей: в 1955 г.-«Блестящий»; в 1956 г.-«Бывалый», «Бравый», «Бедовый», «Бесследный»; в 1957 г.-«Бурливый», «Благородный», «Пламенный», «Напористый»; в 1958 г.-«Прозорливый».
В Комсомольске-на-Амуре со стапелей завода имени Ленинского комсомола сошло 8 эсминцев пр. 56: в 1955 г.-«Вызывающий», «Веский»; в 1956 г.-«Вдохновенный», «Возмущенный»; в 1957 г.-«Возбужденный», «Влиятельный» и «Выдержанный» (позднее переименован в «Дальневосточный комсомолец»); в 1958 г. - «Неудержимый». На этом их строительство было прекращено.
Эскадренные миноносцы пр. 56 стали последними торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте. Все более зримо проявлялось их несоответствие развивавшимся новым средствам и способам ведения войны на море, и если судить с позиции сегодняшнего дня, они опоздали со своим появлением примерно на десять лет. «Новое» все больше теснило «старое», хотя в указанный период торпедно-артиллерийские эсминцы строились и в США-типа «Форрест Шерман» (1955-1958 гг.), и во Франции-типа «Сюркуф» и «Дюпре» (обе серии 1955-1958 гг.), и в Голландии-типа «Холланд» и «Фрисланд» (1954-1958 гг.). Более решительными оказались англичане, прекратившие строительство классических эсминцев несколько раньше остальных.
Сравнение основных элементов эсминцев-ровесников различных стран показывает, что идеология и основные технические решения, на базе которых создавались эти корабли, были тогда примерно одинаковыми, однако качество отдельных видов вооружения имело существенные различия. Например, наша, новая тогда, полуавтоматичсская двухорудийная 130-мм артустановка СМ-2-1 по сравнению со 127-мм од-ноорудийной американской Мк.42 имела существенно ограниченные боевые возможности при стрельбе по воздушным целям (в основном из-за системы управления огнем) и значительно меньшую (в 3,5 раза) скорострельность, в результате чего уступала американской по боевой эффективности более чем в два раза. Поэтому по артиллерии главного калибра трехорудийный «Форрест Шерман» превосходил четырехорудийный «Спокойный».


К усилению противолодочного вооружения эсминцев пр. 56 по пр. 56-пло приступили уже в 1958 г. Одиннадцать кораблей этой серии («Смышленый», «Блестящий», «Бывалый», «Бесследный», «Бурливый», «Благородный», «Пламенный», «На-пористый», «Вызывающий», «Вдохновенный» и «Возмущенный») прошли модернизацию, в ходе которой были сняты второй торпедный аппарат и бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-6000 или РБУ-2500. Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как противокорабельными, так и противолодочными торпедами. Еще ряд эсминцев («Скромный», «Сведущий», «Сознательный», «Справедливый», «Скрытный», «Несокрушимый», «Находчивый», «Настойчивый» и «Возбужденный») в 1969-1971 гг. модернизировали по пр. 56-а более кардинально. В ходе переоборудования с кораблей демонтировали все установленное в корму от первого торпедного аппарата оружие (второй торпедный аппарат ПТА-53-56, три автомата СМ-20-ЗИФ, кормовую башню СМ-2-1), а также грот-мачту с установленны-ми на ней антеннами. Вместо этого там разместили зенитный ракетный комплекс «Волна» с двухбалочной пусковой установкой и шестнадцатью ЗУР в погребе, а так-же систему управления огнем «Ятаган», антенну которой смонтировали на башенно-подобном основании, установленном вместо грот-мачты. В районе кормовой дымовой трубы побортно были смонтированы по два новых 30-мм спаренных зенитных автомата АК-230 с системой управления «Рысь». На фок-мачте появилась антенна трехкоординатной РЛС общего обнаружения МР-310 (на некоторых ЭМ пр. 56-а РЛС МР-300).
В архитектурном отношении эти корабли выглядели довольно своеобразно, но в значительно большей степени стали отвечать своему предназначению. Поскольку модернизация по пр. 56-а (усиление ПВО) по срокам затянулась, оказалась трудоемкой и дорогой, оставшиеся в серии эсминцы переоборудованию не подвергались и дослужили свой век в первоначальном виде. На одном из них - эсминце «Светлом» позднее оборудовали кормовую взлетно-посадочную площадку, на которой впервые отрабатыва-лись полеты легкого вертолета Ка-15. Эсминец «Бравый» позже был переоборудован по пр. 56-к, а ЭМ «Неуловимый» и «Прозорливый» - по пр. 56-у. ЭМ «Бедовый» и «Неудержимый» еще до ввода в состав ВМФ достроили по пр. 56-м.
В 70-е годы эсминец «Справедливый», переоборудованный по проекту 56-а, был передан ВМФ Польше и получил там новое название - «Варшава». Других передач за границу эсминцев пр. 56 не производилось. В те же 70-е годы в Китае было развернуто строительство эсминцев типа «Люйда», практически повторивших проект 56, но вооруженных вместо торпедных аппаратов пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет.



Наши эсминцы типа «Спокойный» около тридцати лет очень интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах, пока не начали выводиться из боевого со-става.
В 1986-1989 гг. из состава ТОФ вывели ЭМ пр. 56 «Блестящий», «Бесследный», «Бурливый», «Вдохновенный», «Вызывающий», «Веский», «Возмущенный», «Влиятельный», «Дальневосточный комсомолец»; из состава СФ-«Московский комсомолец» (1986 г.), «Бывалый» (1988 г.), «Скромный» (1989 г.) и «Спокойный» (1990 г.); «Светлый» и «Спешный» (оба в 1989 г.) покинули БФ. Из состава ЧФ выведены «Напористый» (1987 г.) и «Пламенный» (1991 г.).
Эсминцы пр. 56-а «Возбужденный» и «Скрытный» покинули ТОФ в 1989 г. В том же году вывели из состава БФ «Настойчивый», а из состава ЧФ- «Находчивый»;«Сознательный» (ЧФ) «вьшел в запас» в 1988 г.
Списаны из состава ЧФ ЭМ «Бравый» (1987 г.) -корабль пр. 56-к, ЭМ пр. 56-у «Неуловимый» (1990 г.), а из БФ выведен в 1991 г. ЭМ пр. 56-у «Прозорливый».
Завершая обзор послевоенного развития эскадренных миноносцев, хотелось бы еще раз отметить, что, несмотря на ошибки и отдельные неудачи, корабли и 56 явились этапными не только в своем классе, но и в отечественном кораблестроении вообще. Многие крупные технические решения, полученные и отработанные на них, стали базовыми при разработке и создании надводных кораблей основных клас-сов следующих поколений.

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 1» состояла из 3 единиц — «Ленинград», «Москва» и «Харьков». «Ленинград» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1936 г. «Москва» и «Харьков» были построены на Николаевском заводе №198 и в 1938 г. включены в состав Черноморского флота. Эсминцы «Москва» и «Харьков» погибли в 1941 и 1943 гг. соответственно. «Ленинград» был затоплен в 1958 г. после расстрела в качестве мишени. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 613 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 2х1 – 76-мм зенитных орудия; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 12 глубинных бомб.

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 38» состояла из 3 единиц — «Минск», «Баку» и «Тбилиси». Эсминец «Минск» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1938 г. Эсминец «Баку» был заложен на заводе №199 Комсомольска-на-Амуре как «Киев». В 1938 г. переименован в «Серго Орджоникидзе» и принят в строй Тихоокеанского флота, а в 1940 г. получил наименование «Баку». Эсминец «Тбилиси» (Тифлис) был построен на заводе №199 и принят в строй Тихоокеанского флота в 1940 г. «Минск» потоплен в 1958 г. как мишень, «Баку» списан в 1963 г., а «Тбилиси» — в 1964 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,9 тыс. т., полное – 2,5 — 2,7 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,1 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 621 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 — 310 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 3х1 – 76-мм зенитных орудия; 4-8х1 – 37-мм зенитных автомата; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 36 глубинных бомб.

Корабль был построен на итальянской верфи «OTO» по заказу СССР и зачислен в состав Черноморского флота в 1939 г. Эсминец погиб в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –2,8 тыс. т., полное – 4,2 тыс. т.; длина – 133 м, ширина – 13,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 42,7 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 3×2 — 130-мм орудия; 1х2 – 76-мм зенитное орудие; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 6х1 – 12,7-мм пулеметов; 3х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 110 мин.

Эсминец «Новик» был построен на Путиловском заводе Петербурга и введен в строй Балтийского флота в 1913 г. В 1926 г. корабль переименован в «Яков Свердлов». В 1929 г. эсминец прошел перевооружение. Корабль погиб в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –1,7 тыс. т., полное – 1,9 тыс. т.; длина – 100,2 м, ширина – 9,5 м; осадка – 3,5 м; скорость – 32 узл.; энергетические установки — 3 паротурбинные установки и 6 паровых котлов; мощность – 36 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 – 76-мм зенитное орудие; 1х1 – 45-мм зенитный автомат; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 450-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 58 мин; 8 глубинных бомб.

Из первой серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц («Фрунзе» (Быстрый), «Володарский» (Победитель), «Урицкий» (Забияка), «Энгельс» (Десна), «Артем» (Азард), «Сталин» (Самсон). Эсминец «Фрунзе» был построен на Херсонском заводе А. Ваддона и принят в состав Черноморского флота в 1915 г. Остальные корабли строились на Петербургском металлическом заводе и были введены в состав Балтийского флота в 1915-1916 гг. Первую модернизацию корабли прошли в 1923-1927 гг., вторую в 1938-1941 гг. Эсминцы «Фрунзе», «Володарский», «Энгельс» и «Артем» погибли в 1941 г. «Урицкий» списан в 1951 г., а «Сталин» затоплен при испытании ядерного вооружения в 1956 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,2 тыс. т., полное – 1,7 тыс. т.; длина – 98 м, ширина – 9,8 м; осадка – 3 — 3,4 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 — 5 паровых котла; мощность – 23 – 30 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,6 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1-2х1 – 76-мм зенитное орудие; 2х1 – 45-мм или 2х1 – 37-мм или 2х1 20-мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 — 12 глубинных бомб; 80 мин.

Из второй серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц «Ленин» (Капитан Изыльметьев), «Войков» (Лейтенант Ильин), «Карл Либкнехт» (Капитан Белли), «Валериан Куйбышев» (Капитан Керн), «Карл Маркс» (Изяслав), «Калинин» (Прямислав). Все корабли служили на Балтийском флоте. Эсминец «Карл Маркс» был построен на заводе «Беккер и К» и принят в строй в 1917 г. Остальные корабли построены на Путиловском заводе. «Ленин» и «Войков» в эксплуатации с 1916 г., а «Валериан Куйбышев», «Калинин» и «Карл Либкнехт» с 1927-1928 гг. Эсминцы «Ленин», «Калинин» и «Карл Маркс» погибли в 1941 г., остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,4 тыс. т., полное – 1,6 тыс. т.; длина – 98 — 107 м, ширина – 9,3 – 9,5 м; осадка – 3,2 — 4,1 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 30,5 – 32,7 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,7 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 — 76,2-мм зенитное орудие или 4х1 – 37-мм зенитных автомата или 2х1 – 45-мм и 2х1–мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 46 глубинных бомб; 80 — 100 мин.

Из третьей серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 4 единицы: «Дзержинский» (Калиакрия), «Незаможник» (Занте), «Железняков» (Корфу), «Шаумян» (Левкас). Корабли были построены для Черноморского флота на Николаевских заводах «Руссуд» и «Наваль». Эсминец «Дзержинский» вступил в строй в 1917 г., «Незаможник» — в 1923 г, а «Железняков» и «Шаумян» в 1925 г. Эсминцы «Дзержинский» и «Шаумян» погибли в 1942 г., «Незаможник» списан в 1949 г., а «Железняков» — в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,5 тыс. т., полное – 1,8 тыс. т.; длина – 93 м, ширина – 9 м; осадка – 3,2 м; скорость – 27,5 — 33 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 5 паровых котла; мощность – 22,5 — 29 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,5 — 2 тыс. миль; экипаж – 140 — 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм и 5х1 — 37-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 4х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 8 глубинных бомб; 60 — 80 мин.

Серия эсминцев типа «Гневный» (Проект 7) состояла из 28 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Северный флот – 5 единиц («Грозный», «Громкий», «Гремящий», «Стремительный», «Сокрушительный»), Балтийский – 5 единиц («Гневный», «Грозящий», «Гордый», «Стерегущий», «Сметливый»), Черноморский – 6 единиц («Бодрый», «Быстрый», «Бойкий», «Беспощадный», «Безупречный», «Бдительный»), Тихоокеанский – 12 единиц («Резвый», «Расторопный», «Разящий», «Рьяный», «Резкий», «Ретивый», «Решительный», «Ревностный», «Разъярённый», «Рекордный», «Редкий», «Разумный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 35, № 189, № 190, № 198, № 199, № 200 и № 202 и ведены в строй в 1938-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Эсминцы «Резкий», «Рекордный», «Ретивый» и «Решительный» переданы Китаю в 1955 г. Остальные корабли были списаны в 1953-1965 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 535 т. нефти; дальность плавания – 2,7 тыс. миль; экипаж – 200 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм зенитных автомата; или 4х1 – 37-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Серия эсминцев типа «Сторожевой» (Проект 7У) состояла из 18 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Балтийский – 13 единиц («Сторожевой», «Стойкий», «Страшный», «Сильный», «Смелый», «Строгий», «Скорый», «Свирепый», «Статный», «Стройный», «Славный», «Суровый», «Сердитый», Черноморский – 5 единиц («Совершенный», «Свободный», «Способный», «Смышлёный», «Сообразительный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 189, № 190, № 198, № 200 и введены в строй в 1940-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Остальные эсминцы были списаны в 1958-1966 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,3 тыс. т., полное – 2,5 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 — 60 тыс. л.с.; запас топлива – 470 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 270 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2-3х1 — 76,2-мм зенитных орудия, 3х1 — 45-мм зенитных автомата или 4-7х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Эсминец был построен на Николаевском заводе №200 и принят в строй Черноморского флота в 1945 г. Корабль списан в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,8 тыс. т.; длина – 111 м, ширина – 11 м; осадка – 4,3 м; скорость – 37 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 276 человек. Вооружение: 2×2 — 130-мм орудия; 1х2 –76-мм зенитное орудие: 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 22 глубинные бомбы; 60 мин.

Эсминец был построен на Ленинградском заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1941 г. С 1944 г. корабль был законсервирован, списан в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,6 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 113,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 42 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 70 тыс. л.с.; запас топлива – 372 т. нефти; дальность плавания – 1,4 тыс. миль; экипаж – 260 человек. Вооружение: 3×1 — 130-мм орудия; 4х1 — 45-мм зенитных автомата; 1х2 и 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 глубинных бомб; 60 мин.

Эскадренные миноносцы проекта 956 – это советские эсминцы третьего поколения, постройка которых продолжалась с 1976 по 1992 год. Корабли этого проекта стали последними эсминцами, построенными в СССР. Шифр проекта 956 – «Сарыч», в НАТО их называли Sovremenny class destroyer – по названию первого корабля этой серии, эскадренного миноносца «Современный».

Постройка кораблей проекта 956 проводилась на заводе № 190 им. Жданова в Ленинграде, заказчиком последних кораблей серии уже был ВМФ РФ . Сегодня в составе российского флота находится шесть эсминцев «Сарыч»: три в строю, два в резерве и еще один корабль проходит плановый ремонт.

После распада СССР закладка новых кораблей проекта 956 «Сарыч» была прекращена из-за недостаточного финансирования, два корабля были достроены для ВМС Китайской Народной Республики по экспортному проекту 956-Э (1997-2000 гг.), в нулевые годы для китайцев были изготовлены еще два «Сарыча» по модернизированному проекту 956-ЭМ.

Изначально планировалось, что эскадренные миноносцы проекта 956 станут самыми массовыми не только в своем классе, но и во всем советском флоте. Всего их планировали построить около пятидесяти. Всего же на вооружение ВМФ СССР (а затем и России) поступило 17 эсминцев проекта «Сарыч».

История создания

Эскадренный миноносец (эсминец) – это класс многоцелевых быстроходных маневренных кораблей, способных решать большое количество боевых задач: бороться с подводными лодками, уничтожать летательные аппараты противника (в том числе и ракеты), работать по надводным кораблям неприятеля, прикрывать соединения кораблей и сопровождать конвои. Также эсминцы можно использовать при проведении десантных операций, несения дозорной и разведывательной службы, постановки минных заграждений.

Первые эскадренные миноносцы появились еще в конце XIX столетия. В то время их основной задачей было уничтожение миноносцев противника с помощью мощного артиллерийского вооружения. Приставка «эскадренный» обозначала то, что эти корабли могут действовать в составе корабельного соединения в морской или океанской зоне.

Эсминцы активно использовались во время Первой и Второй мировой войны. Широкий спектр задач, которые могли решать эти корабли, существенно повысило их значимость в составе флота. Водоизмещение современных эсминцев примерно равняется крейсерам периода Второй мировой войны, но значительно мощнее их. Еще более выросла роль эскадренных миноносцев после появления ракетного оружия.

В начале 60-х годов в СССР начинается активное развитие надводного флота. В 50-е годы большое количество крупных надводных кораблей было утилизировано, основной упор делался на подводный флот и ракеты. Это была явная ошибка.

В 60-е годы ВМФ СССР становится океанским, перед ним был поставлен целый ряд новых задач: охранение районов патрулирования советских ракетных подлодок, слежение за стратегическими подлодками противника, обнаружение и разведка авианосных групп неприятеля, контроль морских коммуникаций, проведение внешнеполитических акций.

Для выполнения подобных задач лучше всего бы подошли авианесущие корабли, но их постройка обходилась очень дорого. Советской альтернативой авианосцам стали большие противолодочные корабли (БПК), однако их следовало прикрывать кораблями эскорта, которых остро не хватало. Кроме того, эсминцы, которые находились в тот момент на вооружении ВМФ СССР, уже считались морально устаревшими. Корабли проектов 3-бис, 56, 68-К и 68-бис не имели ракетного вооружения и не могли на равных противостоять своим зарубежным аналогам. Особенно наглядно все вышесказанное показали большие океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году.

Советскому флоту нужен был современный эскадренный миноносец, обладающий мощным артиллерийским и ракетным вооружением и способный действовать как в составе корабельных группировок, так и самостоятельно.

Создание подобного корабля было предусмотрено в судостроительной программе на 1971-1980 гг., которая была принята в 1969 году. Военные хотели, чтобы новый эсминец мог принимать участие в десантных операциях, уничтожать малоразмерные цели на берегу, подавлять противодесантную оборону противника, обеспечивать противовоздушную оборону в зоне высадки. Будущий эсминец назывался «кораблем огневой поддержки десанта». Его прототипом был выбран эсминец проекта 56, поэтому новому проекту присвоили номер 956.

Работы над созданием нового эсминца стартовали в 1971 году и продвигались довольно медленно.

Дело в том, что заказчики несколько раз меняли целевое назначение корабля прямо в процессе проектирования. Сильное влияние на советских военных оказала программа создания американских эсминцев Spruance – первых по-настоящему многоцелевых кораблей ВМФ США . Именно появление подобной программы у американцев способствовало превращению «корабля огневой поддержки десанта» в многоцелевой эсминец.

Кроме того, эсминцы проекта 956 планировалось использовать совместно с БПК проекта 1155 . Советские стратеги считали, что вместе они будут обладать большей эффективностью, чем пара американских эсминцев Spruance.

Аванпроект нового корабля разрабатывался ленинградским ЦКБ-53 (Северное ПКБ). По ходу выполнения работ конструкторам ставились все новые и новые задачи, постоянно менялись варианты вооружения корабля и тип его силовой установки. Разработчиков ограничивали возможности судостроительного завода им. Жданова, где планировали строить новые эсминцы: его длина не должна была превышать 146 метров, а ширина – 17 метров.

Всего было изготовлено тринадцать вариантов предэскизных проектов, все они тщательно изучались с точки зрения боевой эффективности и стоимости.

В итоге для будущего эсминца были выдвинуты следующие требования:

  • паротурбинная энергетическая установка (ЭУ);
  • наличие в составе вооружения ПКР «Москит»;
  • ЗРК «Ураган»;
  • размещение на палубе корабля вертолетной площадки для Ка-252 ;
  • наличие артустановок АК-130.

Эскизный проект был утвержден адмиралом Горшковым в конце 1972 года. Однако и после этого в проект продолжали вноситься изменения. Паротурбинная ЭУ была заменена на котлотурбинную, что признается многими экспертами довольно неудачным решением.

В качестве основного гидроакустического комплекса будущего эсминца был выбран ГАК «Платина». Установить на «Сарычи» более совершенный комплекс «Полином» не представлялось возможным из-за значительных массо-габаритных характеристик последнего.

По этой причине корабли проекта 956 так и не смогли приблизиться к возможностям ПЛО американского эсминца Spruance, но зато советский корабль значительно превосходил своего оппонента по мощи артиллерийского вооружения.

Результатом всех доработок и изменений стало увеличение водоизмещения корабля на тысячу тонн. Разработка проекта эсминца 956 обошлась советскому бюджету в 165,6 тыс. рублей.

1 ноября 1973 года началось проектирование нового корабля, в следующем году с судостроительным заводом им. Жданова был заключен официальный договор на постройку кораблей. Стоимость рабочего проектирования составляла 2,22 млн рублей.

В июне 1975 года началось строительство первого корабля проекта 956 - эсминца «Современный». Завершен проект «Сарыч» был в 1993 году, когда последний корабль из этой серии был принят представителями ВМФ РФ.

Изначально в 1976 году планировалось построить от 32 до 50 эсминцев «Сарыч», то есть, проект 956 должен был стать одним из самых массовых в истории советского флота. В 1988 году количество кораблей было уменьшено до двадцати единиц. Однако всего советскому и российскому флоту было передано 17 эсминцев данного проекта. В среднем каждый эсминец проекта 956 строился четыре года.

Была попытка наладить производство на судостроительном заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. Там даже начали строить новый эллинг и получили документацию из Северного ПКБ, но в 1986 году от этой идеи отказались, а два уже заложенных корпуса эсминца были законсервированы.

До момента распада Советского Союза военно-морскому флоту были переданы 14 эсминцев проекта 956, еще три корабля достраивались уже для российского ВМФ («Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный»).

Постройка кораблей проекта 956 «Сарыч» проводилась с использованием секционного метода сборки корпуса. Стоимость одного эсминца (на момент постройки головного и двух последующий кораблей) составляла более 90 млн рублей. Цена постройки последующих кораблей снизилась до 71 млн рублей.

Проект эсминца 956 создавался исключительно для нужд советского ВМФ. Это был новейший корабль, и никто не собирался продавать его за рубеж. Однако после распада СССР ситуация изменилась: недостаточное финансирование вынудило искать заказчиков на стороне. К тому же к началу 90-х годов вооружения «Сарычей» несколько устарело.

В середине 90-х годов была создана экспортная модификация эсминца – 956Э. В 1999 году в состав ВМС КНР вошел первый «Сарыч». Он вооружен противокорабельными ракетами с несколько большей дальностью поражения (до 200 км), вместо четырех АК-630 на нем установлены два ракетно-артиллерийских комплекса «Каштан», нет кормовой артиллерийской установки, зато оборудован полноценный вертолетный ангар. Несколько увеличено водоизмещение корабля. До 2006 года для Китая были построены четыре эскадренных миноносца проекта 956Э и 956ЭМ.

Описание конструкции

Отечественные и зарубежные исследователи истории флота отмечают, что практически все боевые корабли, созданные в «Северном ПКБ», имеют характерный «эффектный» внешний вид. Проект 956 не является исключением. В описаниях облика эсминцев этого проекта часто используют определения «агрессивный», «зловещий», «выразительный». И это вряд ли можно считать случайностью.

Военный корабли – это не только инструмент ведения боевых действий на море, они также являются серьезным геополитическим инструментом, символом мощи страны, флаг которой они представляют. Военный флот – это средство политического убеждения и влияния, демонстрация достижений научно-технического развития страны и могущества ее экономики.

Естественно, что «выразительность» внешнего облика корабля не должны уменьшать его боевую эффективность. Однако у кораблей проекта 956 с этим все нормально: большинство экспертов считают, что эсминцы этой серии – это пример прекрасного сочетания высоких функциональных качеств и эстетического совершенства.

Эсминцы «Сарыч» имеют длинопалубную конструкцию с седловатостью носовой части. Форма корпуса надежно обеспечивает незаливаемость палубы и оптимальные углы обстрела артиллерийского вооружения корабля. Обводы корпуса обеспечивают незаливаемость при волнении до 6-7 баллов. Коэффициент удлинения палубы составляет 8,7. Корпус корабля выполнен с учетом требований уменьшения радиолокационной заметности судна, хотя, следует отметить, что эсминцы «Сарыч» не относятся к «стелс-кораблям».

В носовой части корпуса, в подкильной бульбе, находится антенна ГАК «Платина».

Площадь боковой парусности эсминца — 1700 м2. Палубы размещаются параллельно ватерлинии, что упростило установку оборудования во время постройки и сделало эсминцы проекта 956 более технологичными.

Пятнадцать основных переборок делят корпус судна на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Корабли проекта 956 имеют шесть палуб: вторая, третья и верхняя палубы, палуба полубака, две платформы, одна из которых плавно переходит в настил второго дна. Главные конструкции корпуса, подкрепления и фундаменты выполнены из низколегированной стали. От кормы до машинного отделения расположены две продольные переборки, они обеспечивают дополнительную жёсткость кормовой части корабля. Шпангоуты эсминца имеют значительный развал, что увеличивает остойчивость корабля.

Эсминцы проекта 956 обладают высокими мореходными качествами (мореходность неограниченная). Моряки могут использовать бортовые комплексы вооружения при волнении моря до пяти баллов. Суда оснащены успокоителями качки. При волнении моря в шесть баллов эсминцы способны развивать ход до 24 узлов.

Надстройки кораблей проекта 956 выполнены из алюминиево-магниевого сплава, они соединяются с корпусом и палубами с помощью заклепок.

Надстройку корабля можно условно разделить на две больших блока: носовой и кормовой. Носовая часть заканчивается фок-мачтой, а кормовая состоит из блока с дымовой трубой и сдвижным ангаром, на котором расположена грот-мачта.

Стандартное водоизмещение эсминца составляет 6500 т, пол¬ное водоизмещение — 7940 т, с перегрузом — 8480 т.

Силовая установка эсминцев проекта 956 состоит из двух котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 (общая мощность 100 тыс. л. с.), расположенных в двух машинных отделениях – носовом и кормовом. Следует отметить, что «Сарычи» - это единственные в мире боевые корабли третьего поколения с котлотурбинной ЭУ.

Турбозубчатый агрегат имеет систему управления, которая способна регулировать частоту вращения в разных режимах работы установки. В каждом из машинных отделений находятся два котла и паровая турбина. На все эсминцы, начиная с седьмого («Стойкий»), были установлены более надежные котлы КВГ-3. Несмотря на это, котлы называют самым слабым местом кораблей этой серии. Они очень требовательны к подаваемой воде, довольно часто выходят из строя.

Система водоподготовки, установленная на корабли проекта, не обеспечивает должным образом качество воды, что приводило к быстрому изнашиванию котлов. В отличие от атомных подводных ракетоносцев, она является открытой, то есть сообщается с атмосферным воздухом.

Опыт использования высоконапорных котлов показал, что отечественный флот (как советский, так и российский) пока еще не готов переходу на такие энергетические установки.

Кроме основных, в силовую установку корабля входит и дополнительный аварийный котел, который может дать 14 тыс. кг пара. У эсминца два вала и два малошуных винта. Максимальная скорость кораблей этого проекта – 33,4 узла. Запас топлива составляет 1,7 тыс. тонн, что обеспечивает дальность плаванья в 3900 морских миль.

Рулевой агрегат состоит из гидравлической машины и полусбалансированного руля.

Эсминцы проекта 956 оснащены двумя парогенератора (общая мощность 2500 кВт) и двумя дизель-генераторами (по 600кВт), которые обеспечивают корабли электроэнергией.

В обычных условиях численность экипажа составляет 296 человек, включая 25 офицеров и 48 мичманов. В военное время корабельная команда увеличивается до 358 человек. На эсминцах «Сарыч» созданы комфортные условия для обитания команды: для офицеров оборудованы одно- и двухместные каюты, а для мичманов – двух- и четырехместные. Матросы размещаются в шестнадцати кубриках по 10-25 человек в каждом. На одного человека приходится более трех квадратных метров жилой площади.

На борту есть отдельная кают-компания для питания офицеров, еще одна предназначена для питания мичманов и несколько столовых, где пищу принимают матросы. На борту есть несколько душевых и сауна. К услугам экипажа библиотека, кинозал, кабельное телевидение, есть даже сборной бассейн.

Все жилые и рабочие помещения эсминца оборудованы системой кондиционирования, она обеспечивает комфортные условия для работы экипажа в температурном диапазоне от −25°C до +34 °C. Следует отметить, что эсминцы проекта 956 выгодно отличаются от других кораблей советской и российской постройки в плане условий для обитания экипажа.

Автономность эсминцев «Сарыч» по запасам провизии составляет 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение эсминцев «Сарыч» состоит из ЗРК М-22 «Ураган», который является морской модификацией комплекса «Бук ». На кораблях позднейшей постройки установлены ЗРК «Ураган-Торнадо». Две пусковые установки зенитных ракет находятся на носу (надстройка полубака) и на корме (за взлетно-посадочной площадкой) корабля. Масса каждого ЗРК составляет 96 тонн, общий боекомплект – 48 управляемых ракет, которые находятся в погребах на специальных барабанах.

Характеристики ЗРК «Ураган» позволяют одновременно вести огонь по 4-6 целям на высотах от 10 до 1 тыс. метров и на удалении до 25 км. Возможности ЗРК «Ураган-Торнадо» еще более впечатляющи: максимальная дальность поражения — 70 км. Темп стрельбы – один запуск ракеты в 6-12 секунд. Вероятность поражения самолета залпом из двух ракет составляет от 0,81-0,96, крылатой ракеты — 0,43-0,86.

Эсминцы проекта «Сарыч» имеют мощное артиллерийское вооружение, состоящее из двух спаренных артиллерийских установок АК-130 (калибр 130 мм) и скорострельной зенитной артиллерии, которая является последним рубежом ПВО кораблей. Также в состав артиллерийского вооружения эсминцев входит многоканальная система управления огнем МР-184, состоящая из РЛС, лазерного дальномера, телевизора и баллистического вычислителя.

Каждая артустановка имеет механизированную подачу боеприпасов, что позволяет ей вести огонь с темпом от 30 до 90 выстрелов в минуту на дальность свыше 24 км. Боезапас на каждый ствол составляет 500 снарядов, из которых 180 всегда готовы к использованию.

Автоматизация процессов загрузки и подачи боеприпасов позволяет вести огонь до полного исчерпания боекомплекта.

Вес одной артустановки составляет 98 тонн.

Скорострельная зенитная артиллерия эсминцев проекта 956 состоит из двух батарей автоматических комплексов АК-630М. Батареи располагаются с каждого борта корабля и предназначены для уничтожения крылатых ракет на малых высотах. В состав каждой из батарей входит по две шестиствольные артустановки с вращающимся блоком стволов и СУ «Вымпел». Дальность стрельбы АК-630М – 4 км, темп стрельбы 4 тыс. выстрелов в минуту.

Главное противокорабельное оружие эсминца «Сарыч» - противокорабельные ракеты «Москит». На «Беспокойном» и всех последующих кораблях проекта установлен модернизированный комплекс «Москит-М». Эсминцы проекта 956 имеют по две неподвижные пусковые установки, в каждой из которых размещено по четыре ПКР «Москит».

Дальность поражения цели у «Москита» составляет 140 км, а у «Москита-М» - 170 км. Ракеты имеют боевую массу весом в 300 кг и развивают в полете скорость до M=2,5-3. Корабль может выпустить все восемь ракет всего за 30 секунд.

На верхней палубе эсминцев установлены два двухтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм. Минное вооружение представлено двумя реактивными минометами РБУ-1000, которые могут вести огонь на дистанции в 1 тыс. метров. Бомбометы расположены в кормовой части корабля. Их основная задача – уничтожение подводных лодок противника на малых глубинах в непосредственной близости от корабля. Боевая часть каждой из реактивных бомб – 98 кг. Эсминцы проекта 956 могут устанавливать мины заграждения (на борт принимается до 22 мин).

У эсминцев проекта 956 нет постоянно вертолетного ангара, но предусмотрен временный, сдвижной. В нем может базироваться вертолет Ка-27 . Вертолетная площадка расположена практически по центру корабля, поэтому на нее оказывает меньшее влияние килевая качка.

Вертолет можно использовать для противолодочной борьбы, также он может проводить разведку и давать целеуказание для противокорабельных ракет.

На эскадренных миноносцах «Сарыч» установлены несколько типов радиолокационных станций: «Фрегат», «Фрегат-М» и «Фрегат-МА». Для загоризонтного обнаружения объектов противника и целеуказания используется система «Мост», она может осуществлять поиск на дистанциях до 200 км. Целеуказание для противокорабельного ракетного комплекса выдает система «Минерал», она имеет и активный, и пассивный радиолокационный канал. Корабль может принимать целеуказание от самолетов или вертолетов.

На эсминцах проекта 9566 отсутствует бортовая информационно-управляющая система, ее функции выполняет планшет обстановки «Сапфир-У».

Корабли проекта 956 оснащены комплексом средств радиоэлектронной борьбы, в который входят средства радиотехнической разведки и система постановки помех, а также средства пассивного и активного противодействия.

Эсминцы проекта 956 имеют продуманную систему обеспечения живучести. Вокруг потенциально опасных помещений корабля (погреба, машинное отделение) созданы противопожарные отделения за счет усиления корпуса стальными конструкциями.

Есть противопожарная магистраль с несколькими насосами, системы объемного пожаротушения, пенотушения, водяного орошения сходов и переборок. Также на корабле имеют системы быстрого орошения и затопления погребов.

Для устранения водной угрозы на кораблях проекта имеются: системы осушения, водоотлива и балансировки цистерн. Есть система внешнего обмыва в случае заражения внешних поверхностей.

Броневой защитой (противоосколочной) обеспечены только артиллерийские установки и ПУ ПКР «Москит».

Корабли проекта 956 «Сарыч»

Название корабля Дата спуска на воду Дата списания Примечания
«Современный» 18.11.1978 30.09.1998
«Отчаянный» 29.03.1980 30.09.1998
«Отличный» 21.03.1981 30.09.1998
«Осмотрительный» 24.04.1982 30.09.1998
«Безупречный» 25.06.1983 20.07.2001
«Боевой» 4.08.1984 в 2010
«Стойкий» 27.07.1985 30.09.1998
«Окрылённый» 31.05.1986 30.09.1998
«Бурный» 30.12.1986 В ремонте
«Гремящий» 30.05.1987 18.12.2006
«Быстрый» 28.11.1987 В составе КТОФ Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю
«Расторопный» 4.06.1988 Списан На утилизации
«Безбоязненный» 18.02.1989 В резерве
«Гремящий» 30.09.1989 Списан
«Беспокойный» 9.06.1990 В резерве ДКБФ
«Настойчивый» 19.01.1991 В составе ДКБФ Флагман Балтийского флота
«Адмирал Ушаков» 28.12.1991 В составе КСФ
«Внушительный» 17.10.1987 Разделан на металл
«Ханчжоу»
«Важный»
27.05.1994 Входит в состав ВМС Китая
«Фучжоу»
«Вдумчивый»
16.04.1999 Входит в состав ВМС Китая
«Буйный» - Постройка прекращена
«Тайчжоу»

«Внушительный»

27.04.2004 Входит в состав ВМС Китая
«Нинбо»

«Вечный»

23.06.2004 Входит в состав ВМС Китая

Характеристики

Водоизмещение, т:
Стандартное 6500
Полное 7940
Размеры, м:
Длина 156,5
Ширина 17,19
Осадка 5,96
Макс. скорость, уз. 33,4
Дальность плавания, миль:
на скорости 32,7 узла 1345
на скорости 18 узлов 3920
Автономность, суток 30
Экипаж, чел.
мирного времени 296
военного времени 358
Главная энергетическая установка 2хГТЗА-674
Суммарная мощность, л. с. 100000 (2х50000)
Вооружение
Ударное ракетное ПКР «Москит»
Зенитное ракетное М-22 «Ураган»
Артиллерийское вооружение АК-130
Артиллерийское зенитное вооружение АК-630М
Противолодочное 2хДТА-53, 2хРБУ-1000

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк », что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» - это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Для многих людей отечественный военно-морской флот ассоциируется исключительно с громадами корпусов атомных ракетных крейсеров и гладкими обтекаемыми силуэтами подводных лодок. В действительности же, в составе ВМФ СССР находились тысячи различных кораблей, многие из которых, несмотря на заслуженные подвиги, остались неизвестными.


Чтобы исправить это досадное недоразумение, я предлагаю сегодня поговорить об эсминцах проекта 56, ставших последними торпедно-артиллерийскими эсминцами советского ВМФ. Скромные корабли отлично проявили себя в напряженной обстановке Холодной войны, часто выступая в совершенно неожиданных амплуа.

В период с 1953 по 1958 год было заложена серия из 32 эскадренных миноносцев проекта 56 (тип «Спокойный» - в честь головного корабля серии). Изначально проектировавшийся для артиллерийского боя в составе эскадры крейсеров, 56 проект морально устарел еще во время проектирования. Ракетно-ядерная эпоха предъявляла уже совсем другие требования к эскадренным миноносцам, а наличие у противника многочисленной палубной авиации делало артиллерийский бой между крупными кораблями анахронизмом. Тем не менее, переубедить товарища Сталина было невозможно – и новый советский эсминец был создан в соответствии с его представлениями о тактике морского боя.

Как и полагалось торпедно-артиллерийскому эсминцу, проект 56 обладал колоссальной скоростью – ее предельное значение у кораблей серии достигало 39-40 узлов, что является мировым рекордом для послевоенных эскадренных миноносцев. Погоня за скоростью стоила дорого – автономность эсминцев снизилась до 45 суток по провизии и до 10 суток по запасам пресной воды. Дальность хода 18-узловым ходом не превышала 3000 морских миль.

В качестве главного артиллерийского калибра нового эсминца были выбраны 2 спаренные 130 мм артиллерийские системы СМ-2-1. Система управления огнем «Сфера-56», включала стабилизированный визирный пост наводки СВП-42/50 со встроенными дальномерами ДМС-3 и радиолокационной станцией «Якорь-М». Максимальная дальность стрельбы приближалась к 28 км. Скорострельность в полуавтоматическом режиме - 14 выстрелов в минуту. Артиллерийская установка могла дать 54 залпа с полной скорострельностью, после чего ей требовалось 4-5-минутное охлаждение. Появись проект 56 на десятилетие раньше – ему бы не было равных среди эсминцев по огневой мощи.

Другой интересной артиллерийской системой были 4-х ствольные зенитные автоматы СМ-20-ЗИФ калибра 45 мм. Не берусь судить об их боевой эффективности, но стреляющий 45 мм «пулемет» - совершенно безумное зрелище. Боекомплект – 17200 снарядов.


СМ-20-ЗИФ в Шлиссельбурге

При создании эсминцев проекта 56 применялось множество инновационных решений, и они часто служили площадкой для испытаний экспериметальных систем. Вот лишь несколько любопытных моментов:
- На кораблях (начиная с эсминца «Бравый) впервые в советском ВМФ были установлены активные успокоители качки, что самым положительным образом повлияло на мореходность.
- В далеком 1958 году на эсминце «Светлом», опять же впервые в советском флоте была смонтирована вертолетная площадка для испытаний корабельного вертолета Ка-15.
- Впервые в отечественного флота, на пр. 56 надстройки были выполнены из алюминиевого сплава (впоследствии, в результате появившихся вибраций, пришлось трижды подкреплять их конструкцию, что, в конечном итоге, приблизило ее массу к массе аналогичной стальной надстройки).
- Корабли проекта 56 оснащались полным комплексом радиоэлектронного оборудования, включая боевую информационно-управляющую систему «Звено» с электронным планшетом, на которой транслировались данные с радара общего обнаружения «Фут-Б». Здесь советские корабелы впервые столкнулись с масштабной задачей: наличие большого количества разнообразных антенных устройств, создающих взаимные помехи при работе, потребовало значительных работ для их оптимального размещения.

В первых числах мая 1954 года иностранными туристами у Кронштадта был сфотографирован советский военный корабль нового типа, получивший кодовое обозначение НАТО Kоtlin-class destroyer (в честь географической точки, где он был впервые замечен). С началом боевой службы быстро выяснилось, что для эсминцев проекта 56 нет подходящих задач - собственно, моряки понимали это еще на этапе проектирования, но высшее руководство страны придерживалось крайне консервативных взглядов на облик нового эскадренного миноносца. Этот факт вызывает насмешку у современных «демократических» историков, но, жизнь 56 проекта только начиналась.

В ВМС США в 50-е годы существовал аналогичный проект эсминца – тип «Форрест Шерман», правда несколько иного назначения – эскортный эсминец ПВО с тремя высокоавтоматизированными 127 мм орудиями (скорострельность - 40 выстр./мин). Проект был признан неудачным – успели заложить всего 18 «Шерманов», т.е. по меркам американского флота, даже и не начинали строить.
В итоге, американцы столкнулись с той же проблемой, что и наши моряки. Из 400 американских эсминцев, к середине 50-х ни один не соответствовал требованиям Ракетно-ядерной эпохи.

Начался поиск решений для увеличения боевых возможностей эскадренных миноносцев. За океаном была принята программа FRAM (Fleet Rehabilitation and Modernization), направленная на продление срока эксплуатации эсминцев времен Второй мировой, а также эсминцев первых послевоенных проектов, путем превращения их в противолодочные корабли.

Отечественные инженеры приступили к разработке проекта 56-ПЛО, имеющего аналогичные задачи. С 1958 года прошли модернизацию 14 эскадренных миноносцев проекта 56. На кораблях был демонтированы второй торпедный аппарат и все 6 штатных кормовых устройств БМБ-2 для сбрасывания глубинных бомб. Вместо них на носовой надстройке эсминцев смонтировали пару 16-ствольных реактивных бомбометных установок РБУ-2500 «Смерч», а в кормовой части корабля установили две 6-ствольные установки РБУ-1000 «Бурун». В отличии от других кораблей, на эсминеце «Московский комсомолец» вместо РБУ-2500 в 1961 году установили более совершенные установки РБУ-6000. Оставшийся пятитрубный торпедный аппарат получил новую систему управления торпедной стрельбой «Звук-56» и противолодочные торпеды. Также на модернизированных кораблях установили гидроакустическую станцию «Пегас-2М». Теоретически, это придавало советским эсминцам новые боевые качества, но к тому времени, на вооружении «вероятного противника» уже появились стратегические подводные атомные ракетоносцы, а аналогичные «охотники за субмаринами» стран НАТО стали оснащаться противолодочным ракетным комплексом RUR-5 ASROC (Anti-Submarine Rocket) – первые модификации этих ракетных систем обеспечивали поражение целей на дальности 9 км, а в качестве боеголовки использовались самонаводящиеся торпеды Марк-44, Марк-46 или специальная боевая часть W-44 мощностью 10 килотонн в тротиловом эквиваленте. Аналогичные системы разрабатывались и в Советском Союзе, но установить их на эсминце пр. 56-ПЛО тогда не представлялось возможным.

Было решено модернизировать 56-й проект в другом направлении – превратить эсминцы в грозные корабли ПВО. Результатом этих работ стало кардинальное переоборудование эсминца «Бравый» по проекту 56-К. Всего за 4 месяца в 1960 году было снято все вооружение, имевшеевся в корму от носового торпедного аппарата и, впервые в отечественном ВМФ, на корабле был смонтирован ЗРК М-1 «Волна», представляющий собой двухбалочную пусковую установку и ракетный погреб на 16 зенитных ракет. Эсминец получил новую РЛС общего обнаружения «Ангара». На кормовую стенку второй дымовой трубы наварили стальных листов для отражения пламени факелов стартующих ракет, а по правому борту установили кран для погрузки ракетного боезапаса. Из важных, но незаметных глазу изменений, «Бравый» получил активные успокоители качки, расширившие возможности применения ракетного в штормовую погоду.

Подобная модернизация была признана успешной и следующие 8 кораблей проекта 56 перестраивали по оптимизированному проекту 56-А, в целом, повторяющим модернизацию «Бравого». В дополнение к ЗРК «Волна», в состав комплексов вооружения эсминцев добавили РБУ-6000, а три корабля вместо 45-мм автоматов ЗИФ-20 получили паренные 30-мм зенитные установки АК-230.

Тем временем бешеная гонка вооружений продолжалась. Вы наверняка будете смеяться, но на эсминцы пр. 56 было решено запихнуть тяжелые противокорабельные ракеты. В соответствии с экспериментальным «ракетным» проектом 56-ЭМ, с эсминца «Бедовый» было снято все (!) вооружение, взамен корабль получил поворотную пусковую установку для запуска первой советской ПКР с чудовищным названием КСЩ («Корабельный снаряд «Щука») - столь непривычное, для английского языка, сочетание звуков наверняка должно было вгонять в ступор аналитиков из Пентагона. На маленьком корабле разместили 7 огромных 3,5-тонных ракет и бронированный ангар для их предстартовой подготовки. «Бедовый» стал первым в мире кораблем, вооруженным противокорабельными ракетами. Модернизация была признана успешной, несмотря на то, что громоздкий жидкотопливный КСЩ мог поражать цели на дальности всего 40 км и требовал длительной (и смертельно опасной!) предстартовой подготовки. Все недостатки компенсировались возможностью установки ядерной боевой части.

Помимо «Бедового», по аналогичному проекту 56-М были достроены 3 других эскадренных миноносца. В дальнейшем, этот этап модернизации вообще вылился в создание корабля другого типа – ракетных эсминцев пр. 57, в корпусе пр. 56, вооруженных уже двумя пусковыми установками КСЩ.
Последним штрихом стало создание в 1969 году проекта 56-У: 3 эсминца были вооружены новыми противокорабельными ракетами П-15 «Термит» и 76-мм зенитной артиллерией.

На этом безумная история модернизации проекта 56 была завершена – новые системы морского оружия уже не помещались в корпусе стареющего эскадренного миноносца. Но сам факт подобных метаморфоз свидетельствует об огромном модернизационном потенциале проекта 56, о чем даже не подозревали его создатели. В истории мирового кораблестроения это редкий случай, когда создание такого количества модификаций кораблей одного проекта со столь разными боевыми возможностями происходило без кардинальных изменений по кораблестроительной и механической части базового проекта.

К концу 60-х годов основной задачей для ВМФ СССР стало слежение за кораблями стран НАТО. Вот здесь уже по-настоящему пригодились эсминцы пр. 56 - всем кораблям серии была присуща очень высокая скорость хода, у некоторых из них она достигала 40 узлов. Ни один корабль НАТО не мог оторваться от «севшего на хвост» советского эскадренного миноносца, поэтому маленькие корабли не раз портили «вероятному противнику» морские учения. Иногда такие «маневры» приводили к громким инцидентам.

Беспредел в Японском море

В июле 1966 года эсминцы пр. 56 Тихоокеанского флота сорвали международные учения ВМС США, Японии и Ю. Кореи. Через год американцы решили поквитаться с советскими моряками – орудием мести был выбран эскадренный миноносец DD-517 Walker (готовый к списанию ветеран типа «Флетчер», на счету которого была потопленная японская субмарина). В мае 1967 года в Японском море появилась авианосная группа во главе с авианосцем «Хорнет». На сопровождение кораблей ВМС США в море вышли советские эсминцы и разведывательные корабли. 10 мая, когда наша наблюдатели приблизились к АУГ, из ее ордера внезапно вывалился DD-517 Walker. Опасно маневрируя, американец дважды столкнулся с эсминцем «Бесследный», а затем на скорости 28 узлов совершил навал на эсминец «Веский». На этом Walker не успокоился, - через день он пробил борт советскому разведывательному кораблю «Гордый». Как и полагается в таких случаях, американцы попытались устроить скандал и обвинить советскую сторону. Увы, моряки-тихоокеанцы оказались предусмотрительнее – кинофильм, снятый оператором разведгруппы штаба ТОФ, не оставлял сомнений в виновности ВМС США. Командующий 7-м флотом США на Тихом океане заявил, что плавание совместно с советскими кораблями было "приятным событием".

Другой лютый случай имел место 9 ноября 1970 года, когда опасно маневрируя в зоне учений британского флота, эскадренный миноносец Черноморского флота «Бравый» попал под удар авианосца «Арк Ройал» (Королевский ковчег). К счастью, все закончилось благополучно – тяжелых повреждений никто не получил.

Совершенно паранормальная история произошла у берегов Камчатки – в 1990 году была предпринята попытка затопления списанного эсминца «Возбужденный» (проект 56-А) в виде корабля-мишени. Три МРК пр.1234 разрядили по нему свои противокорабельные ракетные комплексы П-120 «Малахит». С мыса Шипунского им помогала береговая ракетная батарея, накрывшая залпом обреченный корабль. Но…«Возбужденный», отказался тонуть. Пришлось брать его на буксир и вести обратно в Петропавловск-Камчатский. Через месяц, его повели на повторный «расстрел». В этот раз в стрельбе упражнялись два сторожевых корабля пр.1135.
«Ретивый» и «Резкий» выпустили по «трудной мишени» более сотни 100-мм снарядов. Безрезультатно. Наконец, «Резкий» приблизился к «Возбужденному» и расстрелял его в упор. Стойкий эсминец медленно скрылся под водой.
Создается впечатление, что если бы это был настоящий морской бой с новым эсминцем пр.56, то расклад для этих резких и ретивых ребят был бы несколько иной.

Обладая такими ценными свойствами, как простота и дешевизна, эсминцы проекта 56 несли службу в самых горячих и опасных уголках мира. Бесстрашно действовали в зоне Арабо-Израильского конфликта, бороздили неспокойное Филиппинское море, постоянно несли вахту у берегов Черного континента и стран Азии. Совершенно необходимо отметить, что за 30 лет напряженной службы на всех 32 кораблях серии не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с человеческими жертвами. Редкие ЧП ограничивались лишь навигационными ошибками и несколькими трагикомичными случаями (например из-за банальной халатности эсминец «Светлый» временно затонул у причальной стенки судоремонтного завода).

Проект 56 оставил настолько яркий след в истории советского флота, что в память о нем проект современных эскадренных миноносцев ВМФ России имеет индекс 956.