Научно-популярное издание
Научно-популярное издание (НПИ) -- издание, содержащее сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту. Кушнаренко Н.В. Делопроизводство: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
Целевое назначение НПИ -- распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содержат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выводов, знание которых необходимо обществу в целом. Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. - 2001 - №2.
По читательскому адресу НПИ подразделяются на издания, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специалистов, работающих в смежных областях науки; 4) на практических работников, желающих использовать результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности.
Среди НПИ наиболее распространены научно-популярные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.
Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования научной проблемы.
Научно-популярный очерк -- описание научно-популярным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.
Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме науки либо носить подытоживающий характер.
Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.
Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-популярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалистов и неспециалистов.
Научно-популярная энциклопедия -- это популярное изложение в систематизированном виде содержания лексических единиц определенной отрасли знания. Она обеспечивает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате отрасли знания.
Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд особенностей. Характер предисловия к изданию во многом зависит от конкретного адресата. Научные термины используются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читателей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориентированных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения. ПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и прикладным наукам в качестве иллюстраций нередко применяется карикатура -- рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.
Популяризация науки в России бурно развивается, и мне кажется, что нам всем повезло жить в такое время, когда действительно есть что почитать. Расскажу о разных СМИ - по профессии знаю, что их есть великое множество, и каждый обязательно выберет себе что-нибудь по душе. Всё зависит от того, кто вы и что вы ищете:)
Сама я работаю в молодом (но не менее прекрасном от этого) издании Indicator.ru , где мы пишем обо всяких разных науках и технологиях , стараемся делать это быстрее и качественнее всех, а ещё публикуем эксклюзивные интервью (также и с нобелевскими лауреатами), аналитические тексты по самым животрепещущим вопросам, красивые видео , милые тестики , завораживающие картинки дня, каждый день рассказываем об истории науки - и умеем шутить, что тоже немаловажно. Мы обожаем свою работу и хотим делиться этими замечательными вещами со всем миром. Вот тут мы есть ВК , если что.
Но это не значит, что я собираюсь от вас скрывать кучу других классных изданий и сайтов со своим характером и своими хорошими. Например, существует такой elementy.ru - отличный сайт, где тексты подробно пересказывают научные статьи, и пишут их чаще всего ученые, а не журналисты, но так, что и стиль не страдает. Среди них, например, обитает Александр Марков (если вы понимаете, о ком я).
Замечательный бумажный журнал с шершавой обложкой, который делает команда людей с горящими глазами - "Кот Шрёдингера ". Нацелен он больше на подростковую аудиторию, но почти в каждом взрослом живёт ребёнок, правда ведь?
Есть и тематические вещи. Так, серьёзно шарящим в биологии понравится biomolecula.ru (чаще всего там пишут сами учёные), а любящим при этом иронию - "Батрахоспермум " (водоросль такая, а вы что подумали?). Любители холиварить на тему эволюции Homo sapiens найдут много ценных аргументов на antropogenez.ru , а желающие лучше разобраться в работе мозга оценят "Нейроновости ", а интересующиеся медициной - www.fleming.pro .
Гуманитарии и искусствоведы найдут темы себе по душе на "Арзамасе "и на "Магистерии " (о печатных журналах для них, к сожалению, я осведомлена меньше).
Любителям завораживающих видов и историй со всех концов Земли (и не только) понравится старейший русский научно-популярный журнал "Вокруг света " и чем-то похожий National Geographic в его русскоязычной версии. Ещё один журнал с историей - "Наука и жизнь ". А вот "Химия и жизнь " в чём-то (например, в публикации на своих страницах также и рассказов) до сих пор сохранила черты типичного "толстого" журнала 19 столетия. И это совсем не плохо - кому-то нравится. А для тех, кто без ума от машинок, но хочет и о науке почитать, подойдёт "Популярная механика ", тоже имеющий бумажную версию.
Есть и огромная куча блогов и сайтов, которые ведёт фактически один человек - например, metkere.com Ильи Кабанова, или вот блог истории медицины . Тут просто глаза разбегаются - да и не знаю, ищете ли вы блоги.
дипломная работа
1.1 Специфика научно-популярных изданий
Исторически сложилось так, что под научно-популярным изданием обычно понимают популярное произведение о науке. С точки зрения современного издательского дела это не совсем так.
Согласно ГОСТ 7. 60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», научно-популярное издание есть издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.
Более развернутое определение научно-популярному изданию дает А. Э. Мильчин: «научно-популярное издание - издание, социально-функциональное назначение которого - популяризировать научные знания, достижения науки, культуры, техники, искусства и т. д. среди неспециалистов или специалистов областей науки, культуры и т. д., смежных по сравнению с той областью, к которой относится научно-популярное издание» Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - С. 64..
Таким образом, из этих определений следует, что научно-популярное издание содержит изложенные в доступной читателю-неспециалисту форме сведения в области науки, культуры, искусства и т. д. и имеет своей целью популяризацию научного знания. Именно ориентированность на читателя-неспециалиста отличает научно-популярные издания от собственно научных изданий, которые, как пишет С. Г. Антонова Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий: учебник для вузов. - М. : Изд-во МГУП, 2002. - С. 47., содержат результаты теоретических и/или экспериментальных исследований и предназначены для подготовленного читателя.
Часто научно-популярные издания полагают разновидностью научных изданий. Как пишет С. М. Болховитинова, научно-популярную литературу «считают ответвлением литературы научной, так как содержание и той и другой - достоверный материал науки. Различие же между ними определяется степенью сложности и характером изложения. В этом плане тексты научно-популярной литературы специфичны» Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: уч. пособие / под ред. С. М. Болховитиновой. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - С. 87.. Действительно, научно-популярная литература тесно связана с научной литературой, так как последняя является методологической базой для создания научно-популярных произведений. Однако научно-популярной литературе присуща своя специфика, отличающая ее от литературы научной.
Как отмечает В. Ю. Иваницкий, «научно-популярная литература сформировалась в недрах литературы научной, и ее развитие шло в очень тесном взаимодействии с научной литературой. Как и в научной, в научно-популярной литературе достаточно специфический текст, широко используются специальные термины, однотипные с научной книгой иллюстративные материалы - чертежи, схемы, карты, фотографии, таблицы, графики. У многих научно-популярных книг имеется вспомогательный аппарат - предисловие, примечания, указатели и т. д.
Однако научно-популярная литература, по сравнению с научной, не требует высокой строгости доказательства. В ней вполне допустимы упрощения, фрагментарность и неполнота, объяснение «на уровне идей». Если для научной книги важно, чтобы тот или иной вопрос был изложен не только доказательно, но и с исчерпывающей полнотой, то для научно-популярной литературы достаточно, если он изложен доходчиво и понятно» Иваницкий В. Ю. Научная популяризация как функция современной науки // Науковедение. - 2001. - № 2. - С. 27-28..
Внедрение в научно-популярный текст приемов художественной литературы также придает научно-популярным произведениям особую специфику и своеобразие, без которых эта литература сегодня не обходится.
Однако как бы научно-популярные издания ни были близки к научным и литературно-художественным, они остаются отдельным видом изданий, имеющим свои уникальные особенности.
Научно-популярные издания затрагивают все области науки и виды человеческой деятельности и имеют максимально широкий охват тем: наука и ее методы, результаты исследований, достижения, открытия, проблемы, гипотезы, направления научного поиска и т. д. Часто научно-популярные издания создаются в результате адаптации научных произведений для читателей-неспециалистов, поэтому тематика научно-популярных изданий дублирует тематику научных.
Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация, распространение научных сведений среди читателей, повышение их общекультурного и научно-технического уровня знаний, тогда как цель научных изданий - закрепление научной информации и передача ее от поколения к поколению. Разные цели этих видов изданий определяют их разные функциональные свойства.
Научные издания выполняют функцию носителей научной информации, вносят вклад в развитие научного сознания и стимулируют научное творчество - то есть способствуют переходу науки на более высокий уровень развития. Предназначение научно-популярных изданий - нести научную информацию в основном широким кругам читателей. Этим обусловлены выполняемые ими следующие функции. Научно-популярные издания:
приобщают читателя к научному знанию, способствуют повышению его уровня образованности;
формируют научное мировоззрение читателя, подводят его к пониманию сути науки;
духовно обогащают читателя, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес;
воспитывают читательский вкус и способствуют формированию читательских предпочтений;
внедряют научные знания в повседневную жизнь общества.
Научные и научно-популярные издания схожи в плане предмета содержания. В целом можно считать, что предметом содержания научных и научно-популярных изданий является наука как сфера человеческой деятельности, научные методы, исследования, гипотезы и т. д.
Читательский адрес, т. е. предназначенность издания читателю определенного уровня подготовленности, научных и научно-популярных изданий расходится. Научное издание адресуется, прежде всего, деятелям науки, тогда как читательский адрес научно-популярных изданий гораздо шире. При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист - человек, который не является специалистом в той области знаний и сферы науки, которой посвящено издание, предлагаемое чтению. Таким образом, читательский адрес научно-популярного изданий предельно широк: он охватывает самых разных читателей, от школьника до специалиста смежной области, который, не имея специального образования в той области знаний, которой посвящено произведение, подчас оказывается в ранге массового читателя-неспециалиста.
Как отмечает С. Г. Антонова, сегодня научно-популярная литература очень востребована: «в ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника» Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий: учебник для вузов. - М. : Изд-во МГУП, 2002. - С. 62.. Из этого следует, что научно-популярные издания нужны многим группам читателей. Однако чтобы обеспечить читателя нужной ему книгой, необходимо учитывать потребности и уровень подготовленности каждой из этих групп.
Аудиторию читателей научно-популярных изданий, как пишет С. М. Болховитинова Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: уч. пособие / под ред. С. М. Болховитиновой. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 166 с., обычно дифференцируют по следующим признакам.
Возрасту (дети, подростки, юноши, взрослые).
Степени подготовленности к восприятию информации, которая определяется с учетом:
а) уровня и характера образования (школа, техникум, вуз и т. д.);
б) вида трудовой деятельности (практики, теоретики, творческие работники и т. д.);
в) профессионального профиля.
На основании этих признаков можно выделить условные группы читателей научно-популярной литературы.
Учащиеся всех видов и форм обучения. Научно-популярные издания для этой категории читателей являются незаменимым источником достоверных научных сведений, изложенных в доступной форме. Как правило, читателей этой группы делят по возрастному признаку и уровню образования. С. Г. Антонова советует также учитывать психологический настрой и познавательный интерес читателей этой группы, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.
Ученые, специализирующиеся в смежных областях науки. Этой группе читателей научно-популярные издания помогают ориентироваться за пределами своей специализации и расширять область своих познаний.
Представители разных профессий. Благодаря научно-популярным изданиям читатели данной категории могут повысить уровень своей профессиональной квалификации, а специалисты в области промышленности - узнавать о последних достижениях науки, внедрять их в производство.
Таким образом, научно-популярные издания связаны с научными изданиями, что подтверждается их общей тематикой и предметом содержания. Однако научно-популярные издания являются самостоятельным видом изданий и имеют свою специфику в сравнении с научными изданиями, которая главным образом определяется ориентированностью на читателя-неспециалиста.
Видеоблоггинг в России
В современном российском видеоблоггинге сложилась такая тенденция, что доминируют в этой медиа-сфере развлекательные шоу и смешные видеоролики. Учитывая этот факт, сравнение многих видеоблогов с материалами журналистов некорректно. Однако...
Влияние Интернет-СМИ на формирование повестки дня
Информационная среда библиотеки
Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и информационных организаций...
Медицинские периодические издания в России
Журнал «Здоровье» - один из наиболее успешных научно - популярных журналов на современном рынке периодической печати России. На сегодняшний день тираж одного номера составляет более 150 000 экземпляров...
Методика поиска и отбора зарубежных научно-популярных изданий по детской психологии (на примере материалов издательства "Рама Паблишинг")
Источниками информации о зарубежной литературе, которая может быть выпущена в России, являются сетевые ресурсы: книжные интернет-магазины и сайты издательств, а также каталоги, предоставляемые российскими литагентствами («Синопсис»...
Наркотизирующая дисфункция СМИ
Психолого-педагогическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы на контингенте учащихся 10-11-х. классов (старшие подростки) в количестве 100 человек (поровну в экспериментальной и контрольной группах)...
Особенности музыкального канала "A-ONE", влияющего на формирование подростковой субкультуры в современном мире
MTV-Russia - начало своё вещание 25 сентября 1998 года, целевая аудитория канала -- молодежь в возрасте от 11 до 34 лет, доля российской музыки равна 60 %. Эфир канала открыл концерт Prodigy в Москве...
Русское географическое общество -- это общественная организация, направленная на глубокое и всестороннее изучение географического, экологического и культурного аспектов в истории России...
Публикации о проблемах языка Русского географического общества
Особое место среди журнальной периодики занимают научно-популярные издания. По мнению кандидата филологических наук Аркадия Эммануиловича Мильчина, «научно-популярное издание -- это издание...
Работа редактора над научно-популярными изданиями, создаваемыми по договору авторского заказа
Редактирование иллюстративного материала
Важную роль выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций...
Современные детские журналы и их влияние на развитие ребенка
Специфика Интернет-версии региональных районных газет Амурской области (на примере сайта газеты "Зейские огни")
По своей сути все печатные издания делятся на офлайн - СМИ и онлайн - СМИ. В первом случае речь идет о традиционной периодике, распространяемой в виде газет и журналов. Текущий номер такого СМИ, как правило...
Экологическая проблематика в современной прессе Беларуси
Как тип издания - научно-популярные и узкоспециализированные издания были вызваны к жизни научно-техническим прогрессом, о котором еще недавно не говорил только ленивый. Тем не менее, этот прогресс был. Он состоялся...
13. Работа редактора над научно-популярным изданием
Научно-популярное издание издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.
Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям. Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Важнейшие функции научно-популярной книги: -) популяризация и пропаганда научных знаний; -) формирование научного мировоззрения читателя; -) эстетического воспитания (воспитание у читателя восприимчивости, понимания сути науки, НТП); -) содействия решению читателем практических задач; -) профессиональной ориентации читателя; -) адаптации его к определенным условиям и др.
Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое. При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист. Речь идет о человеке, который не является специалистом в какой-нибудь области вообще и в том числе в той, с которой связана тема книги. Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.
При формировании концепции издания редактору следует обращать особое внимание на специфику читательского адреса научно-популярной книги, который, несмотря на попытки его дифференцировать, является во многом расплывчатым, особенно в его срединной части, которая ограничена, с одной стороны, читателем-школьником, с другой - читателем-специалистом.
В книговедении нет однозначного взгляда на классификацию научно-популярных изданий. Можно выделить следующие виды .
Научно-популярная монография . Как во всякой монографии, в ней должны быть изложены сведения по одной проблеме, теме. Это, например, какое-либо открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, проблема становления и развития науки и др. Научно-популярная монография может иметь ряд разновидностей.
-) монография, проблемой или темой которой является научное достижение в одной, конкретной, относительно узкой области науки;
-) монография, которая охватывает широкий круг проблем и направлений в науке или какой-либо период ее развития, она имеет ретроспективно-аналитический характер;
-) научно-биографическая монография: творческая биография ученого, формирование его мировоззрения, характеристика его вклада в науку;
-) научно-биографическая монография, посвященная научному путешествию. В научных экспедициях или в одиночку ученые делают географические открытия, собирают ценные коллекции растений и животных, составляют их описания. Примером может стать путешествие Миклухо-Маклая.
Сборники научно-популярных произведений составляется из научных статей, воспоминаний, эссе, выдержек из официальных документов, очерков.
Можно также выделить такие виды, как научно-популярные журналы , энциклопедии , справочники .
С одной стороны, перед редактором стоит задача оценить научность содержания, с другой - приемы его отображения, обеспечивающие популяризацию.
Научность содержания нужно понимать как соответствие приводимых в научно-популярном произведении фактов требованиям, которые предъявляются к фактам научным. Фактический материал, на котором строится научно-популярное произведение, должен быть точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования. Научность предполагает также соответствие авторской концепции выводам теоретических и экспериментальных исследований, относящихся к соответствующей сфере науки.
Популяризация направлена на облегчения понимания и восприятия материала и активизацию творческого мышления читателя. Важно, чтобы при чтении научно-популярной книги преобладали познавательный интерес и желание овладеть содержанием.
Существует 2 способа изложения материала, которые используются в НП издании: 1) описательно-повествовательный: читатель пассивное звено, его информирую, ему что-то описывают, иллюстрируют; позволяет снять информацию); 2) проблемно-аналитический: рассчитан на активное восприятие читателем сообщаемой информации, автор представляет известное в такой форме, как будто знание рождается на глазах у читателя, т.о. читатель-соавтор, сотворец.
Условием популяризации является доступность изложения. Однако она не должна попадать под рубрику упрощенчества, которая искажает представление о природе предмета. Оценивается с учетом того, не перегружено ли изложение трудно воспринимаемым материалом. У любого изложения должен быть порог сложности: читатель должен идти от простого к сложному постепенно.
Эффективный способ обеспечения доступности метафорическое подкрепление восприятия, сравнение с известным примером. Мысль подобна облаку, которое проливается дождем слов. Метафора может прояснить, а может увести от сути явления. Она должна не затемнять, а прояснять смысл понятия.
Основные приемы популяризации: 1) приемы изложения, которые ориентированы на читателя определенного возраста или обращены к его профессиональным интересам, учитывают его образовательный уровень; 2) отсутствие сложных формулировок; 3) образное моделирование дефиниций не в ущерб точности информации; 4) соблюдение принципа от известного к неизвестному, от простого к сложному; 5) конкретность и лаконичность изложения (маленькими главами прием дробления инф. на блоки, что делает инф. более читаемой); 6) пояснение единичного факта на фоне общей картины.
Конкретные приемы популяризации: 1. Наличие авторских отступлений: оценки существующих позиций по вопросу и их комментарии. 2. Изложение в форме беседы с читателем, читатель вовлекается в диалог, создание проблемы, втягивание читателя. 3. Иногда автор предлагает точку зрения чит-лю только для того, чтобы потом ее опровергнуть, (провокация). 4. Познавательный интерес читателя стимулирует исторический материал: гипотезы, время их выдвижения, легенды, мифы, предания. 5. Приветствуются интригующие заглавия: «В своем ли мы имени?» . 6. Заглавия рубрик могут оформляться как прямое обращение к читателю (призыв, предупреждение). 7. Широко распространены заглавия в виде вопросов с воскл. Знаком, они часто усиливают парадокс: «Эйнштейн был неправ?» . 8. Прецедентные тексты (цитаты, высказывания политиков и т.д.): Хранит меня мой талисман? . 9. Эпиграфы (выполняют функцию подзаголовка). 9. Вводные эпизоды вводят основное изложение, иногда представляют собой переложение рассказа, легенды, иллюстрацию научного факта.
Экспрессия и индивидуальность . Каждый автор научного текста (если он личность креативная и эмоциональная) сочетает те средства экспрессии, которые связаны с логикой научного изложения, обеспечивают его связность и те средства выражения авторской позиции, которые несут в себе элемент его субъективного стиля.
Языковые и стилистические средства создания экспрессии: 1. Образные, эмоционально-оценочные единицы, слова и фразеологизмы. 2. Использование перефраз замена слова словосочетанием (СПб город на Неве ), образным словосочетанием. 3. Олицетворение (рождение вселенной ). 4. Сравнение (один из самых распространенных). 5. Риторические вопросы (Куда смотрят прогнозисты? ). 6. Присоединительные конструкции, кот-е придают т-ту эмоциональную выразительность (несамостоятельные синтаксически, используется ассоциативная цепь). А как обстоит дело с экспериментами, которые якобы подтверждают теорию относительности? Кем проводились эти эксперименты? Когда? Где? . 7. Проявление юмора, иронии, каламбур (теория эволюции претерпевает существенную эволюцию; имена бед это уже беда ). 8. Широкое использование элементов разговорного стиля: свободный порядок слов, много окказионализмов (прилетельцы вместо пришельцы ), разговорная лексика (зациклиться ), разговорная фразеология (худо-бедно ).
Характер использования терминологии в НП стиле . Не приветствуется использование узкоспециальных терминов. Если вводятся, то должны быть пояснены. Способы введения терминов: 1. Объяснение этимологии (факсИмиле (от лат. Fac simile делай подобное) ). 2. Приведение известных читателю примеров после определения термина (отсечение окончания может быть способом образования нового слова. Этот способ называется дефлексацией. Например, лиса лис ). 3. Полное определение термина не приводятся, но называются самые характерные признаки понятия, важные для автора (бериллий легчайший металл Земли ). 4. Расшифровка понятия в скобках одним двумя словами, как бы мимоходом (прояснение мотивированности слова (или народная этимология) излюбленный прием в языке детей ). 5. Рассматривая понятие или явления автор не сразу называет его, а как бы заставляет читателя самого вспомнить этот термин, и лишь потом называет его. 6. Раскрывая содержание понятия, автор может приводить все общепринятые его обозначения (пирит, железный колчедан, серный колчедан ).
Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал . По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают. Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.
Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы идентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве, представить издание читателю и сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием.
Научно-популярная книга должна не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. К какому бы виду ни относилось научно-популярное издание, в процессе его подготовки редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.
Научно-популярным является издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки, культуры, техники и т.д. среди широких масс читателей в доступной для них форме.
Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Средства наглядности выполняют научно-познавательную, воспитательно-образовательную, информационно-ознакомительную функции. Иллюстративный материал - важная составная часть отображения научного содержания.
Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают.
В научно-популярных произведениях допустимо использование графиков. В отличие от табличной графическая форма представления результатов научных исследований более информативна, хотя конкретность числовых показателей, выражающих результаты измерений или расчетов, при расположении их в виде точек на графике заметно снижается. Всего должно быть в меру. За этим обязан следить редактор. Не нужно допускать, чтобы автор увлекался графиками. Большое количество однообразных графиков снижает действенность научно-популярного произведения, затрудняет восприятие содержащейся в нем информации.
Анализируя иллюстрации к научно-популярному сочинению, редактор должен учитывать тот факт, что при переносе рисунков из научных изданий в научно-популярные требуется их дополнительная обработка с целью устранения детализации. Каждый автор должен заранее представлять, какие иллюстрации помогут лучше объяснить массовому читателю то или иное научное положение. Задача редактора - напомнить об этом автору. Нужно также, чтобы данные, приведенные в тексте, были конкретными и возможность их использования отвечала принципам популяризации научных знаний. От автора научно-популярного произведения требуется, чтобы он избегал отвлеченного цифрового материала и приводимые в книге данные конкретизировал с помощью фактов, известных читателю.
Число иллюстраций, их выбор и способ воспроизведения зависят от вида издания, жанра научно-популярного произведения, его содержания. Свои иллюстрации должны быть в научно-популярной монографии, свои будут в научно-биографической монографии и в книге путешествий. Изложение биографического материала обычно сопровождается документальными иллюстрациями. Это могут быть фотографии, копии или фотоснимки документов и др. В монографии о путешествии могут быть зарисовки.
Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.
Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы идентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве, представить издание читателю и сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием.
Научно-популярная книга должна не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. Характер ее аппарата, как и других изданий, всегда связан с содержанием произведения. Однако есть свои общие принципы и некоторые особенности, касающиеся подготовки аппарата для научно-популярных изданий.
В аппарат научно-популярного издания могут входить: предисловие, подстрочные примечания, указатели терминов, список литературы…
В подстрочных примечаниях сообщаются последние научные данные, объясняется происхождение некоторых слов, приводятся адреса научных учреждений, упоминаемых в тексте.
К каждой работе дается список литературы по теме, которой она посвящена. Обычно здесь встречаются источники двух видов. Вначале приводится список популярной и занимательной литературы, которая расширит представления читателя о неживой природе, познакомит его с материалом, которого нет в книге. Далее идет список более специальной литературы для углубления знаний читателя. В каждом разделе приведены работы, доступные читателю одной категории. Поэтому они расположены в алфавитном порядке.
В научно-популярной книге справочный аппарат как бы выполняет двойную функцию: он объясняет и систематизирует содержание книги и вместе с тем намечает путь дальнейшего изучения предмета.
В научно-популярных монографиях, темой которых является биография ученого, могут быть указаны его основные работы. Не для того, чтобы отослать читателя к первоисточникам научного творчества ученого, а для того, чтобы показать его вклад в науку.
Готовя научно-популярное издание, редактор должен согласовать с автором состав и структуру аппарата, а также оформление книги. Последнее имеет отношение и к взаимодействию редактора с художником-оформителем. Редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.