Не задавать вопросы а. Почему мы задаём вопросы? Зачем жить, если проблемы в любви или на работе

В детстве мы интересовались всем на свете. Нам хотелось как можно скорее узнать об окружающем мире, и потому ни один день не обходился без попыток во всем разобраться. Так мы познавали мир.

И это была абсолютно грамотная тактика найти ответы на свои вопросы – задать их. Однако с возрастом по неясным причинам мы начинаем делать это реже. И дело даже не в том, что сегодня мы знаем гораздо больше, чем когда были детьми. Все-таки и вопросов, на которые мы ищем ответы, стало больше. Многим людям начинает казаться, что в дальнейших попытках узнать себя и окружающий мир нет смысла. По их мнению, они уже достигли уровня знаний, позволяющего обеспечить им комфортное существование - и больше стремиться не к чему. Так ли это на самом деле? Насколько важно задавать вопросы в нашей повседневной жизни? Почему люди задают вопрос «Почему?» так редко и почему мы задаем вопросы чаще в детском возрасте?

Почему так важно задавать вопросы?

Любопытствовать важно - ответ очевиден для всех. Однако по некой причине нам бывает сложно руководствоваться этим принципом в жизни. Случается, что мы не можем спросить о чем-то из гордости или нежелания признать свою некомпетентность. Возможно, кому-то кажется глупым его любопытство. Так или иначе, необходимо принять тот факт, что важно задавать вопросы в любом возрасте. Вот несколько причин, объясняющих это:

1. Интересуясь чужим мнением, можно наладить контакт.

Людям нравится, когда кто-то интересуется их мнением. К примеру, чтобы начальник стал лучше к вам относиться, всего лишь нужно задавать правильные вопросы. То же самое касается семейной жизни: взаимоуважение супругов растет, когда они начинают прислушиваться к мнению друг друга. Но поскольку экстрасенсов из нас мало, а чужая душа – потемки, задавать вопросы – порой единственный способ докопаться до истины. Завести новых знакомых, деловых партнеров, найти клиентов без уточняющих или располагающих вопросов практически нереально. . А если вопрос будет правильным и грамотно построенным, то этот разговор легко перевести в дальнейшее плодотворное сотрудничество или личное общение.

Спрашивая других людей о чём-либо, мы в большинстве случаев ничего не теряем. Исключение составляют платные консультации врачей и юристов - и чем большую плату они требуют за свои услуги, тем большую ценность имеют бесплатные советы. Необходимо ценить это и пользоваться бесплатным вариантом этих услуг при возможности. Прежде чем приниматься за незнакомую ранее задачу, проконсультируйтесь у своих знакомых, которым близка эта тема: спросите их, какие правила существуют, как функционируют отдельные аспекты, на что обратить внимание. Задавать вопросы важно, чтобы лучше разбираться в вопросе, каким бы специалистом в своей сфере вы ни были.

3. Мнения других людей позволяют взглянуть на проблему с другой стороны.

У каждого человека на одну и ту же проблему есть свой особый ответ. Когда мы стараемся разобраться с ней в одиночку, нашего опыта и кругозора может быть недостаточно для эффективной работы. В таких случаях крайне полезно пользоваться советами других людей, которые помогут взглянуть на проблему с другой стороны.

4. Переоценка ценностей.

В суматохе стремительно развивающейся жизни мы перестаем следить за тем, что делаем. Большинство людей стремятся следовать стандартной схеме - заработать много денег, купить машину, построить дом и завести семью. Ничего плохого в этом нет, однако часто в погоне за этим мы забываем обо всем остальном и разучиваемся радоваться простым вещам. Каждый раз, начиная новое дело или решаясь на новую покупку, спросите себя: «А нужно ли мне это?» – вместо укора себе, вроде «Почему задаешь много вопросов?». Задавая вопросы себе, вы выясняете истинную ценность вещей и событий в вашей жизни. Порой, найдя неожиданный ответ на элементарный вопрос, мы меняем свое отношение ко многим значимым вещам.

5. Здоровое любопытство - залог активного саморазвития.

Личностный рост возможен только в условиях скрупулезного сравнения различных взглядов. Нашу личность формирует мнение окружающих людей - родителей, друзей, коллег, случайных знакомых. Нужно задавать правильные вопросы, взвешивая и анализируя ответы на них - только в этом случае можно добиться результатов. Изучая точки зрения разных людей на одну и ту же ситуацию, вы можете значительно улучшить собственные успехи.

6. Больше спрашиваете – больше знаете.

Наверняка вы слышали о приемах активного слушания и активного спрашивания. Оба эти способа способны дать вам огромный пласт нужной информации. Задавая правильные вопросы, вы помогаете человеку сказать то, что вам необходимо. Активно слушая и показывая собственную заинтересованность – создаете благоприятные условия общения.

Любопытство может стать ключевым инструментом успеха в нашей жизни. Умея правильно его применять, можно обеспечить активный личностный рост, избавиться от лишних аспектов собственной жизни. Не всегда даже сами себе мы можем ответить, почему так редко задаем много вопросов - от гордости, стеснительности или собственного нежелания развиваться. Точно можно сказать лишь одно: мудрый ответ может оказаться бесценен, нужно только задать правильный вопрос.

Договор пожертвования

По нажатию кнопки “Пожертвовать” находящейся на web-ресурсе «https://сайт» пользователь на проекте Appi Retelling, именуемый в дальнейшем "Жертвователь" заключает договор с «Администрацией» проекта Appi Retelling именуемой в дальнейшем "Одаряемый” о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Жертвователь по настоящему договору безвозмездно передает Одаряемому денежные средства, указанное в окне «сумма» находящейся на web-ресурсе «https://сайт», в собственность на цели, указанные в настоящем договоре.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Жертвователь обязуется в течение трех дней с момента действия настоящего договора передать Одаряемому денежные средства, указанные в окне «сумма» находящейся на web-ресурсе «https://сайт» (далее по тексту договора - дар).
Передача дара осуществляется с помощью системы «unitpay».
2.2. Одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае настоящий договор считается расторгнутым с момента получения Жертвователем отказа.
2.3. Одаряемый обязан использовать полученный дар исключительно для реализации следующих целей:
- Всевозможное поддержание проекта “Appi Retelling”
- Дарение денежных средств лицам, помогающим развитию проекта.
2.4. Если использование дара в соответствии с целями, указанными в п. 2.3 настоящего Договора, становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, он может быть использован по другому назначению лишь с согласия Жертвователя.
2.5. Использование переданного по настоящему договору дара не в соответствии с целями, указанными в п. 2.3 настоящего Договора, а также в случае нарушения Одаряемым правил, установленных п. 2.4 настоящего Договора, дает право Жертвователю требовать отмены пожертвования.
2.6. Одаряемый ежегодно представляет Жертвователю отчет об использовании дара в произвольной форме исключительно по просьбе Жертвователя.

3. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
3.1. Условия настоящего договора и дополнительных соглашений к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

4. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
4.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства Российской Федерации.
4.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры автоматически разрешаются в пользу Одоряемого.

5. ФОРС-МАЖОР
5.1. Обстоятельства форс-мажорного характера (непредвиденные обстоятельства непреодолимой силы), за которые Стороны не являются ответственными (стихийные бедствия, забастовки, войны, принятие государственными органами законов и подзаконных актов, препятствующих исполнению договора, и другое), освобождают Сторону, не выполнившую своих обязательств в связи с наступлением указанных обстоятельств, от ответственности за такое невыполнение на срок действия этих обстоятельств.
Если эти обстоятельства будут длиться более 2 недель, каждая из Сторон будет иметь право отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору. Факт наступления для одной из Сторон указанных обстоятельств должен быть подтвержден документами уполномоченных органов.

6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
6.1..
6.2..

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы .

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» - фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:

  • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
  • Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;
  • Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • Перехватить и удержать инициативу в общении;
  • Перевести разговор на другую тему;
  • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.

Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе) организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли . Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.

Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих вопросов. Существует два варианта вопросов.

Первый вариант , это семь классических вопросов:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:

  • Факты - Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
  • Чувства - Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
  • Желания - Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
  • Препятствия - Что мне мешает? Что мешает другим?
  • Время - Что и когда надо делать?
  • Средства - Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему? Какими средствами обладают другие?

Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.

Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА , заключается в правильных вопросах , которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре. Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения. Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

Закрытые вопросы . Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?». Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования ). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос , и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда будет легче добиться желаемого результата.

Открытые вопросы . Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.

Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».

Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».

Характерные особенности открытых вопросов:

  • Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
  • Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
  • Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении;
  • Партнер становится источником информации, идей и предложений.

Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.

Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

Второстепенные, или последующие вопросы - спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.

Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти всегда с охотностью вникают в подробности и нюансы своих дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы , надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит - тишина в ответ.

Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие , но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов.

Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.

Эстафетные вопросы - направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».

Вопросы демонстрирующие свои знания . Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого! », следует вопрос - «Не поручать вам? А разве есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться? »

Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.

Вопрос, заполняющий молчание . Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.

Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.

Предполагает соблюдение следующих правил:

Краткость сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения - «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.

Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.

Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.

Итак, узнав как правильно задавать вопросы , вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вопросы … Зачем их задавать? Первое, если человек что-то спрашивает, значит, он этого не знает. Второе, возможно, ему нужно знать чье-то конкретное мнение. Третье, многие вопросы не имеют однозначного ответа. Четвертое, на все, даже самое обыденное, можно взглянуть иначе.

Как в задаче про груши: сколько будет, если добавить еще две к двум грушам? Просто… А если две первые груши весят полкилограмма, то четыре – килограмм? Не факт. В природе ведь не встретить совсем одинаковых груш.

Так и во всем. Окружающий мир неизменно раскрывается новыми, незнакомыми гранями. Надо лишь уметь заметить это. А упростить это возможно, проявляя любознательность и к другим, и к себе, потому что способы мышления разных людей неповторимы. И тогда можно увидеть привычные вещи с абсолютно незнакомой стороны.

Почему вопросы важны?

Психологи из штатов посчитали, сколько вопросов в день задает ребенок в пятилетнем возрасте. В среднем получилось более шестидесяти. А некоторые могут рождать и по вопросу в минуту. Но наталкиваясь на раздраженную или равнодушную реакцию взрослых, очень быстро перестают задавать вопросы, соответственно, перестают и развиваться. В системе образования тоже принято не поощрение инакомыслящих, а удобные рамки и послушный класс, которому дается общая, одинаковая для всех информация, без неудобных вопросов.

Что касается взрослых людей, то это отдельная история. Для подавляющего большинства характерно не просто перестать учиться, но и закостенеть в своих познаниях и мнениях. Причем окончательно. И тогда человек всегда имеет ответы на все вопросы, может научить других, как надо жить, определить правых и виноватых. На самом деле такое мировосприятие не приносит особенного счастья, денег или благополучия.

Вот только самый простой путь для развития и саморазвития – это вопросы, которые человек задает. «Что я хочу в этой жизни?», «Как мне этого достичь?» – очень простые вопросы . И, тем не менее, они могут очень помочь человеку, и не единожды. Добиться умения смотреть на мир неоднозначно, можно тренировками. Одна из них такова: всегда пытаться увидеть незнакомые возможности привычных вещей. Например, как еще можно применять чашку?

Вопросы как средство изменений

Нет лучшего средства для изменений, как способность задаваться большим количеством вопросов. Пусть они и неумные. Особенно, если неумные. Тогда это станет лакмусовой бумажкой для того человека и его характера, которому они адресованы. Да и один вопрос всегда становится ступенькой для следующего.

Когда у человека возникает какой-либо вопрос, стоит не отмахиваться от него. В жизни многое взаимосвязано и не просто так возникает. Нет возможности узнать ответ сразу – можно это сделать позднее. Если вопрос записать хоть куда-нибудь, вплоть до сообщения в телефоне, то он не пропадет в никуда. А поисками ответа можно заняться в удобное время тем способом, какой удобнее и доступнее: интернет, энциклопедия, авторитетный источник. Можно узнать много неожиданного, откликаясь на такие внезапные вопросы.

Вопросы как тренировка для ума

Лучшей тренировкой для умов станут поиски ответов на необычные загадки другого человека. Это помогает тренировать умение мыслить быстро и нестандартно. Любая внештатная ситуация будет менее пугающей для такого тренированного сознания. А потому желательно не только самому бесконечно вопрошать, но стать провокатором, вызывающий других на создание вопросов.

Очень полезное свойство для развития своего мира – это внимание к другой точке зрения на высказанное. Взгляды у людей разные, что и позволят рождаться многообразию.

Стоит ценить, когда другой человек задает «глупый» вопрос. Лучшим вариантом для собственного развития и репутации, будет как можно более развернутый ответ. Всегда проще обозвать человека занудой или ненормальным, чем поддержать беседу. Но резкая категоричность и ярлыки оттолкнут людей, сократят круг общения.

Когда человек учится радоваться открытию, даже простейшему, его мозг это питает, становится положительным подкреплением. Тогда возникают новые вопросы и помогают исследованию жизни. «Как это работает? Кто и когда придумал? А для чего? Почему имеет такое название? Как еще можно применять?» и так далее.

Не надо испытывать страх ошибки или осуждения. Китайская мудрость гласит, что одно мнение о глупости вопрошающего ничто в сравнении с невежеством промолчавшего.

А современная жизнь меняется чуть ли не мгновенно. Разумное сомнение во всем, даже хорошо знакомом, лучшее средство поддержать представления о мире в эффективном состоянии. Альберт Эйнтштейн призывал не терять искры любопытства никогда.

Изгнать скуку и однообразие из жизни можно обретением привычки к исследованию. Это сформирует способность быть внимательным и креативным, поможет не упустить ничего важного, не пропустить важнейшую информацию, выделить зерно истины в лавине новостей. Способность самосовершенствоваться, учить что-то новое помогут быстрее находить выход в сложных ситуациях, успешно решать проблемы, как свои, так и чужие. В том числе, и безвыходные для всех остальных.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Тот и другой вопрос хороши по-своему. И заслуживают пристального внимания! Итак.

"Почему?"

Вопрос "почему" (так произошло, я так поступил и т.п.) помогает проанализировать ситуацию, сделать необходимые выводы на будущее. Чтобы перейти уже ко второму вопросу.

Однако многие люди не переходят, они так и застревают в "почему". И либо непрерывно задают этот вопрос, либо отвечают на него. Ответы генерируются автоматически, поскольку модель уже откатанная.

Попробуйте ответить на вопрос: "Почему ты опоздал?" Легко? Ещё бы. Будильник не сработал… пробка… мама позвонила не вовремя… телефон разрядился…

Это не значит, что все ответы — ложь. Они могут быть и правдивы. Не в этом дело.

Вопрос "почему?" ведёт к деградации.

Он водит нас по одному и тому же кругу одних и тех же шаблонов.

"Зачем?"

Вопрос "зачем?" ведёт к развитию и самопознанию.

Тот же самый вопрос, заданный по-другому, даёт нам массу открытий чудных.

"Зачем ты опоздал?" Странный вопрос. Но только на первый взгляд.

"Зачем ты поехал отдыхать именно на этот курорт?"

"Потому что подвернулась дешёвая путёвка", — ответ тоже правильный.

"Затем, чтобы не думать, не напрягаться, не мучиться выбором", — ответ гораздо более интересный.

Тогда я узнаю о себе, что я — ленив и пассивен в выборе.

А если "Потому что я там ни разу не был"? Тоже хорошо.

Но лучше: "Затем, что я хочу увидеть новые места".

Тогда я узнаю о себе, что я — любознательный и стремлюсь к новым впечатлениям.

"Зачем ты уволился с этой работы?"

"Потому что начальник дурак" , — тоже верно.

"Затем, чтобы не решать проблем взаимопонимания", — лучше.

"Затем, чтобы найти для себя более комфортные отношения", — ещё лучше.

Тогда я узнаю о себе, что комфортные отношения с руководителем для меня приоритетны. Более приоритетны, чем зарплата, местоположение работы и т.д. И это не хорошо и не плохо. Это просто правда. Правда про вас.

Реактивное и проактивное поведение

Вопрос "почему?" и ответы на него знаменуют реактивное поведение. Поведение "от".

Что-то случилось — и я реагирую.

Это нормально.

Но застрять в этом — значит, прекратить развиваться.

Вопрос "зачем?" и ответы на него знаменуют проактивное поведение. Поведение "к" или "для".

Маленький ребёнок берет в руки предмет. Если этот предмет не издаёт звуков, что делает ребёнок? Он стучит. Этим предметом по какой-либо поверхности. Ребёнок хочет извлечь звук. Ребёнок проактивен. Он хочет быть причиной чего-либо, создателем явления. Для него существует лишь вопрос "зачем?"

"Зачем ты стучишь?" — "Чтобы было громко!"

Проактивное поведение, поведение "зачем" — более осознанное.

В этом случае между стимулом и реакцией есть промежуток. И это — пространство свободного выбора.

В случае "почему" промежутка нет. Свободный выбор отсутствует. Я — раб привычек, шаблонов, обстоятельств, других людей…

У таких людей в речи доминируют пассивные конструкции и их аналоги: "мне приходится", "я вынужден", "у меня нет выбора", "меня позвали", "мне сказали"… бесконечное количество вариаций.

Вопрос "зачем?" требует осознанности в любой ситуации и с проекцией на будущее. Иногда даже очень отдалённое.

Вопрос "зачем?" требует ориентации на цель. Каждый поступок должен соответствовать цели, иначе вопрос "зачем?" не будет иметь ответа и превратится в "почему".

"Зачем ты занимаешься фитнесом?" — "Чтобы к 50-ти годам быть в отличной физической форме!"

Вопрос "Почему ты занимаешься фитнесом?" как-то и неуместен даже…

"Зачем ты все свободное время проводишь на диване?"

"Потому что мне лень шевелиться", — хоть и честно, но неправильно.

"Затем, чтобы к 50-ти годам превратиться в развалину с лишним весом и остеохондрозом, чтобы иметь все поводы жаловаться на здоровье, ныть и отравлять жизнь окружающим", — вот это то самое оно.

Чаще задавайте вопрос "зачем?"

Будьте проактивны.

Начинайте, представляя конечный результат.