Ноприз поднял проблемы применения экономически эффективной проектной документации повторного использования. Построй: гид по строительству и проектированию Реестра типовых экономически эффективных проектов

На минувшей неделе в Москве под председательством столичного координатора Национального объединения проектировщиков и изыскателей Виктора Новоселова пошёл круглый стол, посвященный проблемным вопросам применения при осуществлении строительства и реконструкции объектов экономически эффективной проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации.

Участие в заседании приняли представители Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, Департамента градостроительной политики города Москвы, ФАУ «Главгосэкспертиза России», Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, МГСУ, саморегулируемых организаций .

Виктор Новоселов открыл конференцию и сделал акцент на необходимости уделить в ходе текущей встречи внимание исполнению № 368-ФЗ и возникающим в связи с этим вопросам.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился президент НОПРИЗ Михаил Посохин. Он отметил, что с принятием 3 июля 2016 года Федерального закона № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» был положен конец дискуссии, которая велась в Минстрое России, в профессиональном сообществе в 2014-2015 годах о направлении развития института типизации в проектировании, однако возникли новые вопросы, часть из которых разъясняет проект постановления Правительства Российской Федерации «Об экономически эффективной проектной документации повторного использования». Данным проектом нормативного правового акта устанавливаются критерии экономической эффективности проектной документации повторного использования. Это стоимость строительства объекта капитального строительства, энергетическая эффективность объекта капитального строительства на уровне не ниже класса «С», наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и ряд других критериев.

В то же время остается ряд вопросов, которые требуют дополнительной проработки и разъяснений. Это вопросы регионального применения проектной документации повторного использования, прохождения экспертизы и дальнейшего использования модифицированной проектной документации. Особое внимание, по мнению Михаила Посохина, необходимо уделить разработке и утверждению укрупненных нормативов цены строительства. При этом учесть особую роль «регионального принципа» существующей системы ценообразования. Вышеобозначенные задачи требуют серьезной проработки с привлечением всех участников проектно-изыскательского и строительного сообщества.

С презентацией, посвященной изменениям в градостроительном законодательстве в свете исполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности, выступила ответственный секретарь Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, советник президента НОПРИЗ Светлана Бачурина. Она отметила, что за сравнительно непродолжительный срок принято более десяти федеральных законов, предполагающих системные изменения в градостроительном законодательстве, и пояснила подробно отдельные нормы законов.

В частности, Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» регулируются вопросы, касающиеся архитектурно-строительного проектирования и экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Предусматривается выделение среди проектной документации объектов капитального строительства проектной документации повторного использования, экономически эффективной проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации. Проектной документацией повторного использования признается проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта капитального строительства. Критерии экономической эффективности проектной документации повторного использования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определяются условия и порядок обязательного применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы, не затрагивают конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, а также не приводят к увеличению сметы на строительство (в случае финансирования такого строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения. Федеральным законом также предусматривается создание единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации.

Кроме того, Светлана Бачурина обратила внимание участников круглого стола на итоги заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, где также было уделено внимание эффективному развитию строительной отрасли.

Особенности проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объектам адресной инвестиционной программы города Москвы в связи с изменениями в градостроительном законодательстве озвучил Председатель Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов Валерий Леонов.

Он подробно остановился на изменениях, вносимых Федеральным законом 368-ФЗ, которые вступают в силу с 1 сентября 2016 г. Одним из важнейших изменений является обязательность использования экономически эффективной проектной документации повторного использования, в случае если строительство объекта обеспечивается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Было отмечено, что данная обязанность возникает только в случае содержания сведений о наличии такой проектной документации в Едином государственном реестре заключений. При отсутствии же экономически эффективной проектной документации повторного использования подготовка проектной документации осуществляется при условии соблюдения критериев экономической эффективности проектной документации.

Валерий Леонов обратил внимание на то, что в настоящее время Минстроем России ведется работа по формированию Единого реестра, а также систематизированных сведений, которые должны размещаться на сайте, но их появление до 1 сентября 2016 года вызывает серьезные сомнения. Был задан вопрос в адрес Минстроя России: планируется ли действующий Реестр типовой проектной документации преобразовать в Реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования? При этом отмечено, что из включенных в Реестр типовой проектной документации объектов в строительстве по адресам Адресной инвестиционной программы города Москвы только малая часть объектов (порядка 6 процентов) представляют интерес. Также возможно возникновение проблем, вызванных сроками, отведенными на проверку поступающих на экспертизу документов, неопределенностью механизма признания проектной документации экономически эффективной. Согласно п. 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 145, на проверку документов, представленных на экспертизу, отводится 3 рабочих дня со дня получения от заявителя документов.

Еще одним проблемным вопросом, по словам докладчика, является определение с 1 сентября 2016 года стоимости строительства с применением укрупненных нормативов цены строительства, так как в настоящее время укрупненные сметные нормативы (НЦС-2017) еще только разрабатываются Минстроем России в рамках реформы системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли РФ взамен устаревших НЦС-2014. Указанные работы находятся на начальной стадии и, как следствие, их завершение возможно не ранее 2017 года. С учетом особенностей проектирования и строительства в Москве, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств бюджета, необходимо предоставить Москве право самостоятельно определять экономически эффективную проектную документацию из той проектной документации, которая прошла государственную экспертизу в Москве и вести, как это происходит сегодня, соответствующий информационный реестр.

Первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Олег Рындин поддержал тезис о том, что практически ни один проект, находящийся в федеральном реестре типовой проектной документации, не может быть применен в Москве. Также докладчик высказал мнение о том, что при формировании укрупненных нормативов цен строительства (НЦС), обязательно должен быть применен региональный аспект, а сами нормативы учитывать современные критерии к качеству и безопасности объектов. Методика расчета показателей эффективности должна оценить все нюансы, включая возможные затраты на эксплуатацию объекта.

Михаил Посохин акцентировал внимание на необходимости разработки и внедрения стандартов для оценки объектов на соответствие установленным параметрам в целях дальнейшего применения и повторного использования проектов. Эти стандарты будут служить основой при проектировании, экспертизе, строительстве и эксплуатации объектов в разных регионах России.

Александр Гримитлин отметил важность проводимой НОПРИЗ работы по созданию альбомов типовых проектных решений: по инженерным системам жилых и общественных зданий, металлическим конструкциям, по пожарной безопасности, а также деятельности, проводимой НОПРИЗ в части решения вопросов энергоэффективности и импортозамещения. Докладчик высказал мнение о необходимости обратиться в Министерство строительства и ЖКХ с предложением рекомендовать для использования в работе компаниям строительной отрасли альбомы типовых проектных решений и рекомендации НОПРИЗ.

Заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Наталья Богомолова подчеркнула, что в соответствии с требованиями законодательства необходимо перейти к проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, только в электронной форме. По словам докладчика, проектная документация, которая сегодня поступает в Главгосэкспертизу, подвергается существенной корректировке, что связано с низким качеством документов, а также с тем, что многие проекты до сих пор направляются в бумажном виде. Это существенно усложняет процесс формирования реестра, так как обработка поступающих документов требует существенных временных и финансовых затрат.

Директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России, советник РААСН Елена Чугуевская отметила, что целеполагания, заложенные Федеральным законом № 368-ФЗ, определены правильно, но зачастую подзаконные акты не дают исполнять закон на должном качественно уровне. Именно поэтому результаты работы профессионального сообщества, итоги обсуждения проблемных вопросов исполнения закона должны найти свое отражение в подзаконных актах Правительства РФ к № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

О перспективных направлениях развития института типового проектирования доложил директор по научной деятельности ОА «ЦНИИЭП жилища»Анатолий Магай, обратив внимание на разницу критериев морального и физического износа здания, и необходимости учета данного факта при проектировании.

Представитель МГСУ Олег Рубцов в своем докладе остановился на проблемных вопросах разработки НЦС, связанных с требованиями, полученными МГСУ от Минстроя России. Также докладчик отметил, что многие проекты, внесенные в реестр проектов повторного применения, выполнены с использованием СТУ, что однозначно не позволяет использовать проекты повторно. При повторном их применении потребуется снова разработка СТУ.

Руководитель подкомитета по защите авторских прав проектировщиков Комитета НОПРИЗ по архитектуре и градостроительству Илья Пакконен посвятил свой доклад вопросам защиты авторского права архитектора при повторном использовании архитектурного проекта. При передаче проекта в составе проектной документации в государственный реестр повторного использования архитектор теряет на него авторское право, а также не получает материального вознаграждения, более того, лишается права использовать проект повторно.

Президент Союза архитекторов России Андрей Боков высказал мнение о недопустимости подобного факта и необходимости решать данные вопросы силами профессионального сообщества путем разработки законодательных инициатив. Михаил Посохин подчеркнул, что вопросы авторского права и статуса архитектора требуют незамедлительного решения.

Далее участники круглого стола обсудили предлагаемые профессиональным сообществом изменения в закон «Об архитектурной деятельности». По итогам заседания будет подготовлена резолюция с перечнем конкретных предложений по обсуждаемым темам.

С 1 сентября изменится порядок проектирования объектов капитального строительства с использованием строительной документации повторного применения. Согласно поправкам, в на смену понятию "типовая проектная документация" придет институт многократного использования проектной документации повторного применения. Кроме того, предусматривается создание единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации (далее – реестр заключений экспертизы).

По задумке авторов закона, повторное применение проектной документации застройщиком при проектировании объекта строительства, не потребует проведения повторной государственной экспертизы тех ее разделов, в которые изменения не вносились. Однако этот порядок будет касаться исключительно проектов, сведения об экспертном заключении по которой содержатся в реестре заключений экспертизы. А для компаний, строящих по государственному заказу, использование строительной документации повторного применения станет обязательным, но только в том случае, если информация о ней содержится в реестре заключений экспертизы, а сам проект соответствует требованиям экономической эффективности. В противном случае, как подчеркивают в Минстрое России, строительство не будет профинансировано из средств бюджета ( , Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", далее – Закон № 368-ФЗ).

Специалисты Минстроя России отмечают, что принятые изменения будут способствовать сокращению длительности инвестиционного цикла, оптимизируют расходы бюджетов на проектирование и строительство объектов. При этом практика использования проектной документации повторного применения позволит уменьшить сроки проектирования на 40%, добавляют эксперты министерства.

Разберемся в сути этих нововведений.

Как изменится порядок использования строительной документации повторного применения?

Согласно действующей редакции типовой проектной документацией называется любая проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение экспертизы. При этом установлено, что в случае использования такой документации при возведении аналогичных объектов, повторная экспертиза проектной документации не проводится (). В то же время, несмотря на сохранение в новой редакции общего принципа применения типовых документов в строительстве, сфера применения проектной документации повторного применения будет несколько уточнена и сужена – повторно использовать проекты без проведения экспертизы застройщики смогут только в случае строительства аналогичных по назначению и проектной мощности объектов (). Другими словами, пристроить дополнительный подъезд к возводимому в рамках типового проекта зданию без проведения комплексной экспертизы проекта уже не получится и проектная документация, в которую внесены изменения, подлежит экспертизе в установленном порядке.

О том, в каких случаях отсутствие утвержденной в установленном порядке сметы не является безусловным основанием для признания договора строительного подряда незаключенным, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Вносить некоторые изменения в документацию повторного применения, как и сейчас, будет не запрещено, если в результате этого не будут затрагиваться конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства. Например, такие изменения могут потребоваться для "привязки" проектной документации к конкретному земельному участку.

Сэкономить на государственных и муниципальных проектах

Особым объектом государственного регулирования в сфере типового строительства станут государственные и муниципальные застройщики. Для них будет действовать отдельный порядок использования проектной документации повторного применения. Так, помимо обязательного использования типовой документации, отвечающей при этом требованиям экономической эффективности, некоммерческим застройщикам вменяется в обязанность обеспечивать экономическую эффективность при подготовке проектной документации в отсутствии типовой. При этом критерии такой эффективности еще только предстоит сформулировать Правительству РФ.

Отметим, что отойти от этого правила застройщики, участвующие в реализации государственных или муниципальных проектов, смогут лишь в случае проектирования особо опасных, технически сложных и иных объектов капитального строительства, определенных президентом или правительством. Также без оглядки на экономическую эффективность им можно будет разрабатывать проекты реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, а также при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия ().

В пресс-службе Минстроя России порталу ГАРАНТ.РУ рассказали о подготовке проекта приказа, где определены критерии оценки экономической эффективности проектной документации. Сейчас документ проходит процедуру согласования. В частности, в качестве критериев будут рассматриваться такие показатели, как оптимальность технико-экономических характеристик, стоимость строительных работ и эксплуатации и т. д.

Кроме того, сэкономить государственным застройщикам помогут и новые правила ГК РФ и Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ). Согласно изменениям, эти субъекты получат право использовать разработанную проектную документацию объекта капстроительства многократно и без согласия автора проекта. Однако возможным это станет только в том случае, если проект строительства был разработан в рамках государственного или муниципального заказа ( , Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ "О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Информационное обеспечение типового строительства

В новый реестр заключений экспертизы будут включены сведения и документы о:

  • представленной для проведения экспертизы документации;
  • заключениях экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • проектной документации повторного использования (в том числе об экономически эффективной) ( Закона № 368-ФЗ).

Отметим, что точный перечень информации, которая попадет в реестр, пока не сформирован. Между тем полномочия по утверждению правил его формирования и ведения переданы правительству. Сам реестр, по данным пресс-службы Минстроя России, будет размещен на официальном сайте ФАУ "Главгосэкспертиза России". А вести его поручено Минрегиону России.

В пресс службе министерства также добавили, что на смену ныне действующему реестру типовой проектной документации придет реестр экономически эффективной проектной документацией повторного использования. Правда, правовой статус этого информационного ресурса пока не определен.

Следует отметить, что в реестр типовой проектной документации, за ведение которого в настоящее время отвечает Минстрой России, на сегодняшний день включены сведения о проектной документации в отношении 388 объектов капстроительства, в том числе 108 детсадов, 118 школ, 53 спортивных и оздоровительных сооружения, 20 объектов культуры, 23 жилых здания и т. д.

Прогнозы и оценки: официальные и профессиональные

Как отмечают эксперты Минстроя России, экономический эффект от расширения практики применения типовой проектной документации для каждого проекта будет индивидуальным. При этом в министерстве подчеркивают, что экономия за счет тех средств, которые были бы затрачены на оплату разработки и создание нового проекта с нулевого цикла несомненно будет ощутима. Так, при использовании проектной документации повторного применения финансироваться будет лишь разработка проектной документации на фундамент, внешние инженерные сети, благоустройство, а также составление сметной стоимости строительства и проведения экспертизы.

Между тем сами строители в целом положительно относятся к нововведениям, однако отмечают, что имеющейся нормативной базы для внесения полной ясности в этом вопросе пока не вполне недостаточно. "Использование типовых проектов значительно упрощает процесс проектирования и дальнейшего строительства однотипных объектов капитального строительства. Очень хорошо, что в будет введено определение документации повторного применения и перечислены основные условия ее использования. Тем не менее за этим понятием стоит нечто большее, нежели тот текст, который предложили нам авторы закона", – полагает директор по науке Группы компаний "Городской центр экспертиз" Алексей Исаков . "Не следует забывать о том, что для того, чтобы типовой проект, пусть он ранее и прошел все предписанные экспертизы, стал легитимным, застройщику каждый раз необходимо будет выполнить ряд дополнительных мероприятий. Так, ему в любом случае придется предварительно осуществить "привязку" типового проекта к местности, провести инженерные изыскания, спроектировать фундамент с учетом особенностей конкретной площадки. По результатам этой работы также требуются получение экспертного заключения", – продолжает эксперт. Кроме того, Алексей Исаков напоминает, что состав проектной документации подразумевает наличие так называемых спецразделов, содержимое которых также требует экспертной оценки. К примеру, это относится к вопросам обеспечения экологической и пожарной безопасности, а также присоединения возводимого объекта к внешним инженерным сетям. А в случае модификации типовой проектной документации – ведь без этого практически невозможно обойтись, нужно еще и получить у автора типового проекта согласование. "Опыт показывает, что наверно застройщикам придется перерабатывать эти разделы каждый раз", – подчеркивает эксперт.

Начальник Департамента проектирования ООО "Мортон – РСО" Татьяна Зверева , в свою очередь, отмечает ряд проблем, которые возникают при использовании типовых проектов в строительстве социальных объектов. "В микрорайонах, где мы работаем, повторно применить типовую документацию при строительстве детских садов и школ практически невозможно. Главным образом это связано с особыми требованиями к таким объектам. К примеру, проекты каждый раз приходится приводить в соответствие с условиями размещения территории школы или детского сада на местности, с условиями инсоляции и т. д. Кроме того, постоянно меняется нормативная документация, в том числе касающаяся требований к доступности объектов маломобильным группам населения и т. д. Все это затрудняет использование типовых проектов", – заключает эксперт.

Таким образом, пока остается только надеяться, что активно реализовывать типовые проекты и экономить при этом на дополнительной строительной экспертизе будут не только государственные и муниципальные заказчики, но и коммерческие застройщики. А, значит, экономию ощутят не только федеральный и региональные бюджеты, но и кошельки простых граждан и предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 368-ФЗ)

1. По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проектная документация может быть признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования при одновременном соблюдении следующих условий:

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2019 соответствие проектной документации критериям экономической эффективности подтверждается положительными заключениями госэкспертизы проектной документации и о достоверности определения сметной стоимости строительства (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

1) соответствие проектной документации установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации, подтвержденное положительным заключением государственной экспертизы проектной документации;

2) возможность использования проектной документации при подготовке проектной документации для строительства объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (далее в целях настоящей статьи - аналогичный объект);

3) наличие у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования исключительного права на проектную документацию.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

1.1. Порядок признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, в том числе порядок выбора проектной документации для ее признания экономически эффективной проектной документацией повторного использования, порядок истребования у обеспечивших подготовку такой проектной документации органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, документов, необходимых для признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, основания и порядок принятия решения о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Права на безвозмездное использование экономически эффективной проектной документации повторного использования и обязанность ее использования, предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 48.2, возникают со дня размещения сведений о документации в соответствии с ФЗ от 03.07.2016 N 368-ФЗ.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, со дня включения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства:

1) получают право на безвозмездное использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (для подготовки на ее основе проектной документации применительно к аналогичному объекту);

2) при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого они обеспечивают, обязаны использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, подготовленную применительно к аналогичному объекту (за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

3. Критерии, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

3.1. Проектная документация, подготовленная применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, должна соответствовать установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и юридические лица, указанные в части 2 настоящей статьи, вправе осуществлять подготовку проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается данными органами и юридическими лицами, без учета предусмотренного частью 2 настоящей статьи требования об обязательном использовании экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства при подготовке проектной документации в целях строительства особо опасных, технически сложных, иных определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации объектов капитального строительства, а также в целях реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

КонсультантПлюс: примечание.

В случае, если до 04.08.2018 в отношении проектной документации получено положительное заключение, предусмотренное ч. 3.5 ст. 49 (в ред., действовавшей до 04.08.2018), проведение экспертизы такой проектной документации не требуется.

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования


В соответствии с пунктом 5_12 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

2. Установить, что:

а) до начала ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства:

уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации органы исполнительной власти и организации (далее - экспертные организации) в течение 3 рабочих дней после выдачи положительного заключения государственной экспертизы проектной документации размещают сведения о такой документации на официальном сайте экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в виде электронных документов по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

выбор проектной документации повторного использования для признания ее экономически эффективной проектной документацией повторного использования осуществляется на основе сведений, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, и информации, полученной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 6_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ;

в дополнение к документам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представляется проектная документация повторного использования и положительное заключение государственной экспертизы такой проектной документации;

систематизированные сведения об экономически эффективной проектной документации повторного использования (с указанием информации о лицах, представляющих такую документацию органам и организациям, указанным в ) размещаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на определенном им сайте в сети "Интернет";

б) действие настоящего постановления не распространяется на проектную документацию в случае, если она содержит сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

а) утвердить форму для размещения сведений о проектной документации, в отношении которой выдано положительное заключение государственной экспертизы, на официальном сайте экспертной организации в сети "Интернет";

б) определить сайт в сети "Интернет" для размещения систематизированных сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования.

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2017 года N 389

1. Настоящие Правила устанавливают порядок признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

2. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании информации, включенной в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - единый реестр, проектная документация), осуществляет выбор проектной документации с учетом целесообразности ее повторного использования при подготовке проектной документации применительно к аналогичным по назначению и проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, объектам капитального строительства, строительство которых обеспечивается органами и организациями, указанными в части 2 статьи 48_2 Градостроительного кодекса Российской Федерации , и направляет застройщику (техническому заказчику), обеспечившему подготовку такой проектной документации повторного использования (далее - заказчик), требование о представлении сведений о проектной документации повторного использования по форме согласно приложению (далее - сведения) и документов, подтверждающих достоверность сведений.

3. Документы, подтверждающие достоверность сведений, включают в себя:

а) положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства;

б) документ, подтверждающий передачу исключительного права на проектную документацию повторного использования либо права на ее многократное использование (в том числе для подготовки на ее основе проектной документации) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;

в) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего и (или) представившего сведения и документы, подтверждающие достоверность сведений, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на совершение таких действий от имени заказчика (за исключением случаев выполнения указанных действий непосредственно заказчиком).

4. В течение 10 рабочих дней со дня получения требования о предоставлении сведений и указанных в пункте 3 настоящего постановления документов (далее - подтверждающие документы) заказчик обеспечивает представление сведений и подтверждающих документов в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, формат которых должен соответствовать требованиям, утвержденным Министерством для электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В случае если подтверждающие документы включены в единый реестр, заказчик представляет сведения.

5. Сведения и подтверждающие документы представляются заказчиком с использованием официального сайта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в сети "Интернет" или на электронном носителе.

6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе истребовать у заказчика и (или) органов исполнительной власти или организаций, выдавших заключение государственной экспертизы проектной документации или заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, дополнительные материалы, подтверждающие достоверность представленных заказчиком сведений и подтверждающих документов. Такие материалы представляются в порядке и сроки, установленные пунктами 2, 4 и 5 настоящих Правил.

7. В течение 30 рабочих дней со дня представления сведений и подтверждающих документов Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет их проверку и принимает решение о признании проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования (далее - решение) при наличии следующих оснований:

а) проектная документация повторного использования соответствует критериям экономической эффективности проектной документации повторного использования, установленным Правительством Российской Федерации, что подтверждено положительным заключением государственной экспертизы проектной документации повторного использования и положительным заключением о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства;

б) исключительное право на проектную документацию повторного использования либо право на ее многократное использование (в том числе для подготовки проектной документации на ее основе) принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;

в) сведения представлены по установленной форме и их достоверность установлена подтверждающими документами;

г) заключение государственной экспертизы проектной документации повторного использования соответствует требованиям к содержанию и порядку его оформления, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" . При этом Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не рассматривает вопросы, отнесенные к предмету государственной экспертизы проектной документации;

д) заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства соответствует требованиям к содержанию и порядку его оформления, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов" . При этом Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не рассматривает вопросы, отнесенные к предмету проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.

8. Решение подлежит отмене в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации документально подтвержденной обоснованной информации:

а) о недостоверности сведений, на основании которых принято указанное решение;

б) о нарушении положений настоящих Правил при принятии указанного решения;

в) о нецелесообразности повторного использования проектной документации повторного использования при подготовке проектной документации применительно к аналогичным по назначению и проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, объектам капитального строительства, строительство которых обеспечивается органами и организациями, указанными в части 2 статьи 48_2 Градостроительного кодекса Российской Федерации .

9. Решение оформляется в виде электронного документа, который подписывается уполномоченным сотрудником Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

10. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обеспечивает:

а) включение в единый реестр информации о решении (с приложением электронных документов);

б) предоставление экономически эффективной проектной документации органам и организациям, указанным в части 2 статьи 48_2 Градостроительного кодекса Российской Федерации , в соответствии с порядком ведения единого реестра, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Приложение

к Правилам признания проектной
документации повторного использования
экономически эффективной проектной
документацией повторного использования

Сведения о проектной документации повторного использования

Сведения о заявителе

1. Наименование

4. Место нахождения и адрес

5. Адрес электронной почты

6. Фамилия, имя, отчество

8. Адрес регистрации

9. Адрес электронной почты

Сведения о физическом лице, уполномоченном заявителем на представление сведений и документов

10. Фамилия, имя, отчество

11. Адрес регистрации

12. Адрес электронной почты

13. Наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя

Сведения о проектной документации

14. Наименование проектной документации

15. Наименование проектной организации, подготовившей проектную документацию

16. Принадлежность исключительного права на проектную документацию или права на использование проектной документации

17. Сведения об использовании экономически эффективной проектной документации повторного использования (использовалась, не использовалась - указать нужное)

18. Номер заключения государственной экспертизы проектной документации, указанной в пункте 17 настоящих сведений

Сведения о лице, уполномоченном на распоряжение исключительным правом на проектную документацию или правом на использование проектной документации

19. Наименование

22. Место нахождения и адрес

23. Адрес регистрации

24. Адрес электронной почты

Сведения о заключении государственной экспертизы проектной документации

25. Наименование организации, выдавшей заключение

26. Дата заключения

27. Номер заключения

28. Наименование организации, выдавшей заключение

29. Дата заключения

30. Номер заключения

Сведения об объекте капитального строительства

Наименование показателя

Значение показателя

31. Общие характеристики:

наименование объекта

назначение объекта

данные о проектной мощности объекта

продолжительность строительства, месяцев

трудоемкость, человеко-дней

32. Стоимостные показатели по объекту капитального строительства

на момент прохождения экспертизы

удельная сметная стоимость, млн. рублей

общая сметная стоимость, млн. рублей

стоимость строительно-монтажных работ, млн. рублей

стоимость оборудования, млн. рублей

стоимость прочих затрат, млн. рублей

сведения о непревышении стоимости строительства объекта капитального строительства укрупненных показателей (укрупненных нормативов цены строительства)

перечень примененных укрупненных показателей (укрупненных нормативов цены строительства)

стоимость строительства, рассчитанная по укрупненным нормативам цены строительства (на дату, указанную в пункте 29 настоящих сведений), млн. рублей

33. Эксплуатационные показатели

данные о соответствии объекта капитального строительства показателю энергоэффективности не ниже класса "С" (соответствует, не соответствует - указать нужное)

удельный показатель энергетической эффективности здания
(кВт·ч/кв.м в год)

расход воды (холодной, горячей, куб.м в сутки)

расход электроэнергии, кВт·ч

расход тепла (на отопление, на вентиляцию, на горячее водоснабжение, Гкал/ч)

расход газа, куб. м в сутки

34. Технические характеристики:

общая площадь, кв.м

площадь полезная, кв.м

площадь жилая (для жилых домов), кв.м

площадь застройки, кв.м

объем строительный, куб.м

количество этажей, единицы

протяженность, м

расчетный период эксплуатации, лет

35. Строительные изделия и конструкции:

фундаменты

стены наружные

перегородки

перекрытия

покрытия

заполнение проемов

архитектурное оформление фасада

наружная отделка

внутренняя отделка

36. Инженерные системы:

водопровод

канализация

отопление

вентиляция

электроснабжение

газоснабжение

дополнительное оборудование

37. Описание природных и иных условий территории, на которой планируется осуществлять строительство

климатический район и подрайон

ветровой район

снеговой район

интенсивность сейсмических воздействий, баллов

инженерно-геологические условия

38. Применяемые новые конструктивные, архитектурно-планировочные, инженерно-технические, технологические и организационные решения (описание)

39. Сведения о включении документов в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства

Дата формирования сведений

Примечание. К указанной форме прилагаются материалы графической части проектной документации (отображение фасадов, чертежи характерных разрезов объекта капитального строительства, поэтажные планы объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений).


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.

ПРОЕКТЫ ПОВТОРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Объекты повторного применения прошли государственную экспертизу и можно сказать, что являются примером того как надо проектировать.

Раздел будет полезен не только студентам, но и опытным проектировщикам, т.к. здесь можно найти много новых узлов, конструктивных решений и т.п.

Вот образец проекта повторного применения:

ПРОЕКТ ПОВТОРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ — ВСЕ РАЗДЕЛЫ

(Графическая часть в формате DWG, текстовая в формате DOC)

СКАЧАТЬ ФАЙЛ НА ЯНДЕКС.ДИСК

Всегда есть возможность получить проект для повторного применения у автора проекта, который указан в паспорте объекта.

Использование проектов повторного применения позволяет значительно сократить время и стоимость разработки проектной документации. Разделы проекта повторного применения, который используется без изменений, не требует повторного прохождения экспертизы, если в строительных нормах не произошли изменения, влияющие на проектные решения.

Нужные проекты ищите в соответствующем разделе.