Методы государственного регулирования торговли. Цели, задачи, формы и методы государственного регулирования торговли в рыночных условиях Государственное регулирование торговой деятельности статья молодой ученый

Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

“Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.

Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации -- высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.

Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли).

К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.

Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91г. с изменениями от 25.05.95г., «О защите прав потребителей» от 07.01.92г. с изменениями и дополнениями от 05.12.95г. и 09.01.96г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г., «О рекламе» от 18.07.95г., «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 07.01.99г., «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00г. № 29-ФЗ и др.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Он направлен на формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на защиту прав личности. В соответствии с этим Законом Правительство РФ постановлением от 19.01.98г. № 55 утвердило:

Правила продажи отдельных видов товаров;

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.

На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен принятый 07.01.99 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность.”

В этой связи следует отметить, что принятые Федеральные законы, постановления Правительства нередко трудно внедрять в практику. Поскольку могут возникать трудности с их реализацией. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему и из-за этого могут возникнуть трудности в его применение.

“Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования.

В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление №936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».

Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. №293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».

В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.

Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

Косвенные методы -- осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Так, например, воронежской областной Думой 21.12.98г. принят Закон «О налоге с продаж» с изменениями и дополнениями от 24.03.99г., 30.04.99г., 04.08.99г., 16.02.00г., 07.04.00г., 03.07.00г., 20.07.00г., которым устанавливается и вводится налог на операции по продаже за наличный расчет товаров (работ, услуг) на всей территории Воронежской области, за исключением перечня товаров (работ, услуг) первой необходимости. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 5%, в том числе 3% -- в местный бюджет и 2% -- в областной бюджет.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) -- ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

В соответствии с Федеральным Законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 г. №148-Ф3 Воронежской областной Думой 24.12.98 г. №70-П-03 принят Закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области». Со дня введения единого налога на территории Воронежской области не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19--21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением: государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек.”

Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

“В целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления единого рынка Федеральным законом №158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98г. введено лицензирование определенных видов деятельности. Следует отметить, что со дня вступления в силу этого Закона торговля товарами, облагаемыми акцизами, осуществляется без лицензии.”

"Внешнеторговое право", 2007, N 1

Главным регулятором торговли всегда являлся рынок, где господствуют законы спроса и предложения. Однако в целом ряде случаев незаменимым оказывается государственное воздействие на процессы товарного обращения. Потребность в нем возникает хотя бы уже потому, что именно государство гарантирует защиту конкуренции, берет на себя защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение иных законных интересов общества. Но здесь важно определить пределы допустимого вмешательства в процессы, происходящие в экономике, в том числе в торговле, с тем чтобы не снизить эффективность рыночных механизмов регулирования. Эти вопросы и составляют существо проводимой в государстве торговой политики, которая является составной частью экономической политики и представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов, установленных законом. Она строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, и базируется на положениях Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ и подзаконных нормативных правовых актах. Торговая политика реализуется в различных организационно-правовых формах с использованием экономических и административных методов воздействия на субъекты торговой деятельности и порядок ее осуществления. Основными принципами государственного регулирования торговой деятельности при этом являются:

  1. защита государством прав и законных интересов участников торговой деятельности;
  2. равенство и недискриминация участников торговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  3. единство экономического пространства РФ;
  4. защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  5. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования торговой деятельности;
  6. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования торговой деятельности;
  7. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов в торговую деятельность и нанесения ущерба участникам торговой деятельности и экономике РФ;
  8. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  9. обеспечение государственных нужд;
  10. единство системы государственного регулирования торговой деятельности при разграничении компетенции органов государственной власти РФ, субъектов и органов местного самоуправления;
  11. единство применения методов государственного регулирования торговой деятельности на всей территории РФ;
  12. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих права и законные интересы участников торговой деятельности.

Государственное регулирование по своей направленности может носить стимулирующий и ограничительный характер. Первое может быть связано с устранением экономических и административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, развитием инфраструктуры товарного рынка, введением налоговых льгот, созданием благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Второе может заключаться в установлении количественных ограничений присутствия на товарном рынке, импорта товаров, установлении разрешительного порядка осуществления отдельных видов деятельности и пр. В этих целях используются различные правовые инструменты государственного воздействия на торговые правоотношения: нормы и нормативы, квоты и лимиты, коэффициенты.

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду многочисленных злоупотреблений в вопросах ценообразования и обеспечения качества товаров. Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности в отсутствие эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Он реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

В зависимости от времени его осуществления можно выделить предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль реализуется на этапе создания торгового предприятия, решения вопроса о возможности выдачи ему разрешения на занятие определенным видом деятельности или выпуска в обращение товаров. Так, налоговые органы принимают решение о выдаче лицензии на осуществление оптовой торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, оценивают соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, а также отдельные виды продукции, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств), и отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ.

Текущий контроль осуществляется в процессе осуществления торговых операций. В частности, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции, ее хранения, перевозки, реализации и утилизации. Последующий контроль осуществляется после совершения торговых операций (после уплаты налогов и т.п.).

Для реализации своих контрольных полномочий органы государственной власти могут использовать различные методы, среди которых особое распространение получили проверки деятельности субъектов торговли на предмет ее соответствия установленным требованиям и условиям и запросы необходимых объяснений и документов. Результаты проводимых мероприятий облекаются в правовую форму акта, среди которых следует различать:

  1. акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений, которые составляются по результатам любых проверок и отражают предмет и объемы исследования, а также методы, использованные в ходе их проведения;
  2. предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения, и устанавливающие сроки их устранения;
  3. решения, направленные на пресечение выявленных нарушений. Так, органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов вправе принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ее хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  4. предупреждения о недопустимости определенных форм поведения. Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" направление лицензиату предварительного письменного предупреждения предшествует принятию решения об аннулировании лицензий. В нем указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Таким образом, следует признать, что вмешательство государства в осуществление торговой деятельности является не только возможным, но и необходимым для защиты интересов как участников товарного рынка, так и общества в целом.

Т.А.Батрова

кафедры государственно-правовых

и гражданско-правовых дисциплин

Рязанского филиала МосУ МВД России

Торговля является одним из самых распространенных видов экономической деятельности. Она имеет важное значение в жизнеобеспечении населения и удовлетворении потребностей промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики в сырье, оборудовании, комплектующих изделиях. Вместе с тем особенности торговой деятельности, заключающиеся в том числе в ее широкой распространенности, динамизме, быстрой окупаемости инвестиций в нее и др., обусловливают необходимость применения специальных мер государственного регулирования, требуют создания благоприятных условий для деятельности предпринимателей, работающих в сфере торговли, торговой инфраструктуры, использования различных мер поддержки предпринимателей.

В Законе о торговле впервые дано определение торговли и ее видов, обозначена государственная торговая политика, определена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в регулировании торговых отношений, предусмотрены меры по созданию торговой инфраструктуры и развитию торговой деятельности.

Правительство РФ обеспечивает проведение государственной политики в области торговой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о торговле). На субъекты РФ возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъектов РФ (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о торговле). Определенной компетенцией по регулированию торговли наделены и органы местного самоуправления (размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов; экономическое стимулирование строительства, размещения объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и др.) (п. 3 ст. 17 Закона о торговле).

Федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области торговли, является Министерство промышленности и торговли РФ .

В Законе о торговле торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Характерным признаком торговли как отдельного вида деятельности является отсутствие существенной переработки приобретенных товаров торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями. Данную особенность торговли отмечали еще дореволюционные ученые .

Отнесение вида деятельности к оптовой или розничной торговле влечет определенные правовые последствия: заключение различных видов договоров с контрагентами, применение разного режима налогообложения. Также различаются цели государственного регулирования оптовой и розничной торговли. Вместе с тем Закон о торговле, регулируя отношения по осуществлению торговой деятельности, распространяется только на поставки продовольственных товаров в торговые сети, хотя и содержит ряд общих норм, имеющих значение для обеспечения населения иными социально значимыми товарами.

Оптовая торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2 Закона о торговле). Таким образом, при осуществлении оптовой торговли товары продаются и приобретаются в целях переработки, перепродажи, но не для реализации гражданам-потребителям.

Розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговле). Такой критерий, как цели использования приобретаемых товаров, применяется и в ГК РФ для разграничения основных договоров, опосредующих реализацию товаров в оптовой и розничной торговле - договора поставки (ст. 506) и договора розничной купли- продажи (ст. 492).

При рассмотрении вопросов государственного регулирования торговли следует, как представляется, руководствоваться разработанным Г. Д. Отнюковой определением государственного регулирования предпринимательской деятельности, под которым автор предложила понимать «воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований» .

При регулировании торговли государством применяются как общие методы, формы и средства государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, так и некоторые специальные.

Закон о торговле предусматривает следующие направления государственного регулирования в сфере торговли, обозначая их как методы государственного регулирования:

Не допускается применение иных методов регулирования, кроме предусмотренных федеральными законами (п. 2 ст. 4 Закона о торговле).

В литературе отмечается, что обозначение пределов государственного регулирования экономики, в том числе посредством формулирования точного и исчерпывающего перечня форм и методов государственного регулирования, является не только самоограничением государства, но и определенной гарантией того, что другие средства воздействия на поведение субъектов таких отношений государство применять не будет .

Однако в ст. 4 Закона о торговле перечислены не все используемые направления и средства государственного регулирования торговли. Так, на органы государственной власти субъектов РФ Законом возложена обязанность разработки и реализации региональных программ развития торговли (п. 1 ст. 17). Муниципальные образования также разрабатывают и утверждают программы развития торговли на своей территории.

Требования к содержанию программ установлены в ст. 18 Закона о торговле. В программах указываются объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; порядок реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией и др.

Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

  • 1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • 2) повышение доступности товаров для населения;
  • 3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

Вместе с тем для достижения целей, установленных ч. 2 ст. 1 Закона о торговле (обеспечение единства экономического пространства, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов торговцев и поставщиков, достижения баланса их экономических интересов), представляется, что надо предусмотреть в Законе необходимость разработки федеральной программы развития торговли.

Важным средством достижения доступности товаров для населения является государственное регулирование цен на товары.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлены перечни товаров, включая услуги торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Вместе с тем Законом о торговле предусмотрено государственное регулирование торговых надбавок (наценок) федеральными законами (ч. 4 ст. 8).

Коллизию между общим и специальным нормативным правовым регулированием в области цен целесообразно разрешить путем предоставления права субъектам РФ устанавливать торговые надбавки (наценки), которые при их формировании могут учитывать различные местные факторы. При этом максимальный размер надбавок (наценок) следует отнести к компетенции Правительства РФ.

Специальное антимонопольное регулирование Законом о торговле относится к двум категориям хозяйствующих субъектов: 1) осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и 2) осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (ст. 13). В то же время необходимо учитывать, что ст. III Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), действующего в России в связи с присоединением к ВТО, установлен национальный режим для импортных товаров, что может быть охарактеризовано как установление «равного игрового поля для конкуренции между отечественными и импортными товарами» .

Анализ специальных антимонопольных правил во взаимосвязи с нормами Закона о защите конкуренции показывает, что действие правил Закона о торговле не зависит от наличия у хозяйствующих субъектов доминирующего положения, квалификация которого осуществляется Федеральным законом «О защите конкуренции».

Информационное обеспечение в области торговли осуществляется путем создания специальной системы государственного информационного обеспечения (п. 20). Порядок создания указанной системы установлен Положением о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 887. В соответствии с Положением уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Минпромторг России предоставляет для включения в информационную систему информацию о принятых им решениях в области торговой деятельности в РФ; об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности в РФ; о среднем уровне цен на отдельные виды товаров в РФ и иную информацию (п. 10). Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ предоставляют Минпромторгу России информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах РФ и об издании нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих отношения в области торговой деятельности.

Российское предпринимательское право: учебник / под ред. И. В. Ершовой,Г. Д. Отнюковой. М., 2012. С. 89.

  • См.: Щур-Труханович Л. В. Методы государственного регулирования торговойдеятельности: оценка полноты и содержания // Торговое право. 2012. № 2. С. 34.
  • Боровиков Э., Евтимов Б. ВТО: антимонопольные правила // Конкуренция и право. 2012. № 6.
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы работы. Причины классификации органов исполнительной власти. Отличительные особенности Федеральных и Региональных органов исполнительной власти в РФ.

      курсовая работа , добавлен 27.04.2015

      Понятие и способы государственного стимулирования предпринимательской деятельности, а также права и обязанности ее субъектов. Особенности предоставления льгот, гарантий и прав, предусмотренных законодательством для субъектов малого предпринимательства.

      реферат , добавлен 09.02.2010

      Рассмотрение антимонопольной политики, государственного и муниципального контроля как основных методов регулирования торговой деятельности. Полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления в данной сфере.

      курсовая работа , добавлен 21.02.2012

      Организационно-правовые основы государственного управления в социально-культурной сфере, полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. Функции федерального архивного агентства, охрана культурного наследия.

      контрольная работа , добавлен 27.11.2013

      Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности. Изучение структуры и административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 25.01.2014

      Понятие и общая характеристика органов исполнительной власти, особенности их деятельности и субъекты. Высшее должностное лицо, его главные права и обязанности. Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      контрольная работа , добавлен 16.10.2014

      Понятие и правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации. Права и обязанности, сфера полномочий Федеральных органов, а также органов исполнительной власти субъектов России. Место и значение Правительства в исследуемой системе.

      курсовая работа , добавлен 14.01.2016

    Основные направления и принципы государственного регулирования торговой отрасли, применяемые в Российской Федерации, определены Законом о "урегулировании торговли, который был разработан с целью:

    • обеспечить единство экономического пространства России путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
    • развивать торговую деятельность в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
    • обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников торговой деятельности и населения;
    • разграничить полномочия в области регулирования торговой деятельности между органами власти разных уровней.

    Данный закон регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, связанные с организацией и ведением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями в ходе ведения торговой деятельности. При этом положения закона не распространяются на отношения, возникающие в процессе:

    • ведения внешнеторговой деятельности;
    • проведения организованных торгов;
    • деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
    • купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения (в том числе электрической энергии, тепловой энергии и мощности, других видов энергетических ресурсов), торговли товарами, ограниченными в обороте.

    Перечисленные отношения регулируются соответствующими федеральными законами.

    Закон о госрегулировании торговли устанавливает следующие методы государственного регулирования торговой деятельности:

    • 1) требования к организации и осуществлению торговой деятельности;
    • 2) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;
    • 3) информационное обеспечение в области торговой деятельности;
    • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности.

    Также в законе прямо указано, что другие методы государственного регулирования торговой деятельности могут быть установлены только федеральными законами.

    Полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с данным законом распределяются следующим образом.

    К полномочиям Правительства РФ относятся:

    • 1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
    • 2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов ;
    • 3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъектов РФ в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных товаров торговыми сетями;

    Федеральный орган исполнительной власти , осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:

    • 1) утверждает методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли;
    • 2) утверждает форму торгового реестра, порядок его формирования и порядок предоставления информации, содержащейся в нем;
    • 3) совместно с органами статистики определяет содержание форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления;
    • 4) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

    Органы государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

    • 1) реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта РФ;
    • 2) разрабатывают и принимают законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;
    • 3) устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ;
    • 4) проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и торговой деятельностью на территории субъекта РФ;
    • 5) разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
    • 6) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

    Органы местного самоуправления в соответствии с Законом о госрегулировании торговли обязаны создавать условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

    Некоммерческие организации (объединения торговых предприятий, объединения поставщиков товаров, ассоциации, общественные объединения и др.) также могут участвовать в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности, например:

    • 1) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
    • 2) участвовать в анализе экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговой деятельности в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
    • 3) распространять российский и иностранный опыт в области торговой деятельности;
    • 4) предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
    • 5) подготавливать предложения о совершенствовании торговой деятельности;
    • 6) иным образом, предусмотренным нормативными правовыми актами.

    Торговые предприятия самостоятельно определяют следующие существенные условия торговой деятельности:

    • вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
    • форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
    • способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
    • специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
    • тип торгового объекта (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);
    • основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
    • порядок и условия ведения торговой деятельности (ассортимент товаров, режим работы, приемы и способы продажи товаров, количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, способы доведения до покупателей информации о продавце, о товарах и об оказываемых услугах, цены на товары, форму распространения рекламы, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, иные порядок и условия ведения торговой деятельности).

    Для государственных или муниципальных предприятий и учреждений торговли порядок и условия ведения торговой деятельности устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

    Закон о госрегулировании торговли предусматривает свободное рыночное ценообразование на большинство товаров. Исключение составляют товары, для которых федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок (наценок) (в том числе установление максимального и (или) минимального предела уровня надбавки (наценки)). Для таких товаров цены и торговые надбавки (наценки) устанавливаются в соответствии с федеральными законами, другими нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    В законе содержатся положения о регулировании цен на отдельные товары в случае ускорения роста цен. Так, Правительство РФ в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, может на данные виды товаров устанавливать предельно допустимые розничные цены па территории таких субъектов РФ на срок не более трех месяцев.

    В законе также предпринята попытка ограничить возможности давления со стороны розничных торговых предприятий и торговых сетей на поставщиков продовольственных товаров и снизить барьеры входа поставщиков в торговые сети. Например, закон разрешает при заключении договора поставки включать в договор только один вид вознаграждения – за количество приобретенных у поставщика продовольственных товаров. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены товара. Такое вознаграждение может предусматривать договор поставки товаров, не относящихся к социально значимым продовольственным товарам. Все другие виды вознаграждений (за доступ на полки магазина и т.п.) законом запрещены. Рекламные и маркетинговые услуги должны быть оформлены договором возмездного оказания соответствующих услуг, включать их в качестве составной части в договор поставки запрещается законом. Также запрещено принуждать контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

    В соответствии с данным законом торговые сети обязаны размещать объявления о конкурсах на поставку продовольственных товаров и условиях заключения договоров на поставку на своем сайте в сети Интернет и предоставлять поставщикам информацию по их требованию в течение 14 дней со дня получения запроса. Поставщики же обязаны размещать предложения о поставке товаров на своих сайтах в сети Интернет и предоставлять информацию о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров в течение 14 дней со дня получения запроса.

    В отношении продолжительности отсрочки платежа по продовольственным товарам законом установлены следующие правила:

    • 1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в течение десяти рабочих дней со дня приемки их покупателем;
    • 2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в течение 30 календарных дней со дня приемки их покупателем;
    • 3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в течение сорока пяти календарных дней со дня приемки их покупателем.

    Условием соблюдения этих сроков покупателем является своевременное представление поставщиком документов, относящихся к поставкам товаров в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров. Если поставщик не передает покупателю соответствующие документы, сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком документов.

    Закон нацелен на формирование принципов антимонопольного регулирования в сфере организации и осуществления торговой деятельности. Так, закон содержит прямой запрет на создание дискриминационных условий на рынке продовольственных товаров (создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования) и запрет на навязывание контрагенту следующих условий:

    • а) о запрете на заключение договоров поставки товаров с другими поставщиками;
    • б) об ответственности за неисполнение обязательства поставщика о поставках товаров на условиях лучших, чем условия для других торговых предприятий;
    • в) о предоставлении контрагенту сведений о договорах, заключаемых с другими контрагентами;
    • г) о внесении поставщиком платы за право поставки товаров в функционирующие или открываемые торговые предприятия торговой сети;
    • д) о внесении поставщиком платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
    • е) о снижении поставщиком цены товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже другими поставщиками;
    • ж) о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на них, кроме случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;
    • з) о возмещении поставщиком затрат, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
    • и) о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ;
    • к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных в предыдущих пунктах.

    Все перечисленные условия до момента принятия закона являлись обычной практикой в деятельности торговых сетей, а пункты а) и в) нередко включались во франчайзинговые соглашения.

    Также Законом о госрегулировании торговли запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

    Еще одно условие, которое должно сдержать рост торговых сетей и дать возможность развиваться малому и среднему предпринимательству в сфере розничной торговли продовольственными товарами, касается ограничения расширения присутствия торговых сетей в пределах отдельного региона. Так, розничной торговой сети, которая осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами (кроме сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которой превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах этого административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате ввода в эксплуатацию торговых объектов или их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением данного ограничения, ничтожна (нс имеет силы), и ее последствия могут быть признаны судом недействительными по требованию любого заинтересованного лица, в том числе федерального органа исполнительной власти, который принимает нормативные правовые акты и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства.

    Закон о госрегулировании торговли ограничивает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке таких правил ведения торговой деятельности, которые отличаются от правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в частности запрещается:

    • возлагать на торговые предприятия и поставщиков товаров обязанности по участию в повторной (дополнительной) проверке качества и безопасности товаров в региональной или муниципальной системе качества товаров (кроме случаев, предусмотренных законом);
    • принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров к прохождению контрольных и (или) разрешительных процедур в дополнение к предусмотренным нормативными актами процедурам (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);
    • принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
    • принимать нормативные правовые акты, решения, предусматривающие: запрет или ограничение свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями; ограничение продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований; принуждение торговых предприятий и поставщиков товаров к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными контрагентами; ограничение выбора контрагентов для торговых предприятий и поставщиков товаров; дискриминацию торговых предприятий и поставщиков товаров в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

    Содействие развитию торговой деятельности должно осуществляться на двух уровнях:

    • 1) на уровне органов государственной власти субъектов РФ, которые в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия, направленные:
      • на стимулирование инвестиционных проектов в сфере строительства логистических центров поставок для приема и хранения сельскохозяйственной продукции, формирования партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
      • поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
      • стимулирование деловой активности торговых предприятий и обеспечение их взаимодействия с поставщиками товаров путем организации и проведения выставок и ярмарок;
    • 2) на уровне органов местного самоуправления, которые в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны:
      • предусматривать строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
      • разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
      • принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для торговых предприятий имущества, находящегося в муниципальной собственности;
      • проводить анализ показателей, характеризующих состояние торговли на территориях муниципальных образований и эффективность мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

    Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов РФ и муниципальных образований. В программах развития торговли определяются:

    • 1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
    • 2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
    • 3) объем и источники финансирования мероприятий по развитию торговой деятельности;
    • 4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
    • 5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

    Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

    • 1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
    • 2) повышение доступности товаров для населения;
    • 3) формирование и развитие торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

    Государственное регулирование в области торговой деятельности через информационное обеспечение может осуществляться двумя путями.

    1. Путем создания системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечения ее функционирования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней торговли.

    На официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет должна размещаться и ежеквартально обновляться следующая информация:

    • о решениях, принятых соответствующим органом в области торговой деятельности;
    • издании нормативных правовых актов в области торговой деятельности;
    • среднем уровне цеп па отдельные виды товаров.
    • 2. Путем формирования торговых реестров. Федеральные органы исполнительной власти утверждают форму торгового реестра и порядок его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ. Информация в реестре размещается и предоставляется физическим и юридическим лицам бесплатно.

    Предполагается, что Закон о госрегулировании торговли позволит сформировать законодательную базу, регламентирующую отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями при осуществлении ими торговой деятельности. Принятый 28 декабря 2009 г. вариант закона далек от совершенства, очевидно, что он будет активно развиваться и дополняться в ходе практического его применения.

    • Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. №754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов".