Урок технологии на тему «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Отделка изделий из металла Проект отделка изделий из тонколистового металла

Металлические изделия зачастую подвергают той или иной отделке. Цель всякой отделки - придать изделию красивый и приятный внешний вид и предохранить его от окисления. Для этого поверхность металлического изделия возможно лучше шлифуют и полируют. Отполированные поверхности труднее поддаются окислению. Поверхности легко окисляющегося металла могут быть покрыты тонким слоем более стойкого металла. В этом случае металлические вещи золотят, серебрят, никелируют, хромируют, лудят.

Иногда на поверхности металла химическим способом образуют стойкое и красивое какое-либо соединение его. Сюда относятся воронение, патинирование и т. п. И, наконец, последний способ - это покрытие металла слоем лака или краски. Такой слой также предохраняет и украшает.

Шлифовка металлической поверхности производится напильниками с самой мелкой насечкой, шлифными или бархатными. Чтобы шлифовка получалась чище и напильник не засорялся опилками, изделие шлифуют с деревянным маслом или с мелом, о который трут напильником. При шлифовке плоскостей с острыми ребрами плоскость должна оставаться ровной и совершенно прямой.

Для того, кто научился правильно работать напильником, шлифование не будет чем-либо новым. Единственная, пожалуй, разница состоит в том, что опиливание обычно производят поперек поверхности изделия, а шлифовку вдоль. Напильник держат за ручку и конец и ведут вдоль изделия длинным ребром вперед.

Чтобы зажать плоский предмет в тисках, применяют иногда ручные тисочки. Зажимая готовое изделие, надо защищать его поверхность от следов насечки, накладывая на губки тисков накладки, кусочки кожи, картона, дерева.

После напильника поверхность изделия шлифуют мелкой наждачной шкуркой. Тут тоже надо не заваливать прямых и острых углов и не менять формы поверхностей. Для этого куски шкурки обертывают или наклеивают на деревянный брусочек или пробку. Круглые стержни шлифуют полоской шкурки, оборачивая ее вполоборота или в целый оборот и протягивая взад и вперед вокруг стержня.

Шлифовку шкуркой также ведут с маслом (начиная от средних номеров шкурки и кончая самыми мелкими).

При шлифовке и напильником и шкуркой надо строго соблюдать одно правило направление движения должно быть всегда одинаково.

Кроме наждачной шкурки, можно применять различные шлифующие порошки: наждак, пемзу, крокус, мел, известь. Некоторые из них, как, например, наждак, пемза, крокус (окись железа), продаются в готовом виде, порошками различных номеров, тонкости. Другие приходится самому натолочь и отсеять. Лучший способ сортировки - это отмучивание. Порошок взбалтывают с водой, муть сливают и дают ей отстояться. Осадок сушат и получившийся порошок употребляют для шлифовки и притирочных работ.

Шлифные порошки употребляют обычно с маслом, натирая поверхность до блеска с помощью суконного или войлочного тампона, кусочка мягкого дерева, пробки или кожи.

Иногда при помощи шкурки или шлифных порошков металлическим поверхностям придают чешуйчатый вид. Шкурку или тампон с порошком придавливают к поверхности большим пальцем и несколько раз поворачивают на месте. Получается кружок, рядом делают другой. Более удобно воспользоваться для этой цели дрелью. Тампон наматывают на стержень, который вставляется в патрон. Вращая стержень и переставляя его, получают красивую чешуйчатую шлифовку.

Металл покрывают так называемыми благородными металлами, золотом и серебром, либо химическим путем, посредством амальгамирования, либо гальваническим, при помощи электрического тока, либо термическим, когда слой стойкого металла наплавляется на поверхность изделия.

Хромирование и никелирование производятся с помощью гальванотехники. Мы разберем лишь покрытие металла слоем олова термическим способом, или лужение.

Лужение металлических поверхностей оловом применяется чаще всего для медной и железной посуды. Для лужения посуды надо брать только чистое олово, так как примеси свинца делают посуду ядовитой. Узнать чистое олово можно по его белому цвету с чуть-чуть желтоватым оттенком. Олово в палочках при перегибании издает характерный хруст. Это тоже хороший отличительный признак.

Предназначенные к лужению поверхности тщательно чистят песком, проволочными щетками или крыцовками.


Это очистка механическая. Далее следует очистка химическая - для удаления следов жира и т. п. Предмет чистят кислотой, потом прополаскивают водой. Иногда предмет предварительно травят в серной кислоте. От тщательности очистки зависит успех лужения.

Очищенный предмет нагревают, смазывают травленой кислотой, посыпают порошком нашатыря и водят по нему палочкой олова. Если олово плавится и пристает к металлу, - значит, поверхность чиста и нагрев достаточен. Перегрева надо избегать, так как в этом случае поверхность изделия часто придется очищать вновь.

Расплавленное олово распределяют по поверхности изделия тонким слоем при помощи комка пакли или тряпки из грубой льняной или пеньковой ткани с порошком нашатыря. Белый дым, который образуется при этом, служит признаком достаточного нагрева.

Лудят чаще всего медь, латунь; железо лудится несколько труднее. Юному мастеру в своих работах часто придется залуживать плоские поверхности и стержни, растирая по очищенному и нагретому месту капельку олова тряпкой с нашатырем.

Поверхность, обычно уже шлифованную и полированную, можно покрывать стойкими и красивыми химическими соединениями металла. Сюда относятся различные способы воронения или оксидирования металла.

Стальные и железные предметы можно воронить следующим образом: предмет протирают маслом и держат на огне, пока масло не выгорит и поверхность металла не почернеет. Можно смешать в фарфоровой ступке десять частей скипидара с одной частью серного цвета, довести в водяной бане (посуду со смесью поставить в жестянку с водой, но не прямо на огонь) эту смесь до кипения и туда опустить на некоторое время предмет. Черненые изделия сушат и протирают масляной суконкой. Стальные кусочки можно нагревать до получения соответствующего побежалого цвета и затем опускать в льняное масло или парафин. Можно придать синий цвет стали и не нагревая ее, а опуская на некоторое время в раствор:

медного купороса - 40 г.

азотной кислоты - 60 г.

спирта 90° - 150 мл.

воды - 1000 мл.

Для меди и латуни можно применить следующие способы, Очищенный от жира предмет опускают в горячий раствор из 50 г гипосульфита и 50 г медного купороса и 1 л воды. Посуду при этом надо брать глиняную или фарфоровую. Наиболее прочный цвет - коричневый. По второму способу очищенный предмет держат некоторое время в растворе сернистого натра (серной печени), 50 г на 500 мл воды, в сернистом аммонии или в сероводородной воде. Все эти способы имеют целью получить на поверхности металла черный слой сернистого соединения его.

Красивую окраску меди или латуни можно получить следующим образом. Приготовляют раствор из

гипосульфита - 90 г

воды дистиллированной - 1000 мл

и второй -

уксуснокислого свинца и второй - 30 г

воды дистиллированной и второй - 1000 мл.

Оба раствора смешивают, опускают туда предметы и подогревают медленно жидкость до 80-90° С. Реакция происходит довольно медленно, окраску поверхности можно получить очень красивую. В тех же пропорциях можно брать уксуснокислый свинец и медный купорос. По получении желаемого тона предмет сушат в опилках.

Эти способы отделки юный мастер может применить для мелких и хорошо обработанных предметов.

Самый простой способ отделки металлических изделий - это окраска и лакировка. Лаки и краски бывают для холодной и горячей сушки. Последние гораздо прочнее и красивее, но они требуют специальных помещений для сушки. Юный мастер может воспользоваться для просушки горячей (около 120°) духовкой или печкой, однако не настолько горячей, чтобы лак сгорел. Лак быстро засыхает, образуя твердую блестящую поверхность.

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2014/2015 учебный год)

Номинация: педагогические идеи и технологии

Место выполнения работы: МОАУ «Лицей №1» г.Оренбурга

Технологическая карта урока « Отделка изделий из металла»

Класс: 6 (ФГОС).

Вид урока : деловая игра, комбинированный (первый урок - теория, второй- практика).


Цель педагога : дать представление о способах и видах отделки изделий из металла, правилах нанесения на поверхность краски, эмали и лака; формирование умений и навыков самостоятельной отделки изделий из металла на примере народного промысла и ремесла изготовления жостовских подносов.

Цель учащихся: узнать или подробнее познакомиться с отделкой изделий из металла; с истематизировать и закрепить знания о технологическом процессе и документации на конкретном примере изготовления жостовского подноса. формирование умений осуществлять контроль и оценку качества изделий, выявлять и устранять дефекты отделки; развивать аккуратность, внимательность, точность исполнения .

Основное содержание темы, термины и понятия:

Отделка, декоративное и антикоррозионное покрытие, воронение, лудильщик, гальваник, металлизатор,народный промысел, ремесло, жостовский поднос, технологическая карта.


Планируемый результат:

Предметные умения:
общее представление об отделке изделий из металла и пластмасс, правилах безопасной работы;
приобретение опыта работы в группах над творческим проектным заданием, приобретение навыков самостоятельной отделки готовых изделий из металла и пластмассы, формирование эстетического вкуса.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные УУД: общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умения структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации; логические действия развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск решения проблем творческого характера;

Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищение результата и уровня усвоения, воспитание волевой саморегуляции.

Коммуникативные УУД: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать.


Организация пространства:

Зрительный ряд: презентация PowerPoint по теме урока, учебник (§22), рабочая тетрадь,

визуальные м атериалы (плакаты, слайды, видеофрагменты), чертежи деталей, технологические карты, готовые детали и изделия из металла (отражающие основные этапы создания металлического подноса).

Литература: индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко, - М. , : вентана- Граф, 2013, - 192 с. : ил.; индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко, - М. , : вентана- Граф, 2014, - 192 с.

Видеоряд: фрагмент фильма Народные промыслы России «Жостовский букет».

Материалы: заготовки мягкого листового металла (аллюминий), черная эмаль в баллончике, растворитель, раздаточный материал (карточки с заданием и общий алгоритм составления технологической карты).

Инструменты : верстак, напильники, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, масляные краски, эмали, лаки, кисти, резиновые перчатки, простые карандаши, чертежные инструменты, маркерные доски.


Межпредметные связи:

Формы и методы работы:

Изобразительное искусство,

история, литература, русский язык.


Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы : целеполагание; вопросительные слова; проблемная ситуация; самостоятельная практическая работа по алгоритму; работа с технологическими картами, самоанализ; самооценивание; эвристическая беседа; рассказ; рефлексия.


I этап. Мотивация к деятельности (7 мин.)

Цель: погружение в тему урока, формулирование совместно с учащимися цели и задач урока.

Деятельность учителя:

Формулирование наводящих вопросов по теме урока ;

Объяснение правил методики-игры «вопросительные слова»


Деятельность ученика:

Ответы на вопросы

Формулирование темы урока;

Формулирование цели и задач урока (вопросительные слова)


II этап. Учебно-познавательная деятельность (10 мин.)

Цель: познакомиться с теоретическими знаниями об отделке изделий из металла и пластмасс, правилах безопасной работы.

Деятельность учителя:

Фронтальная работа с классом; демонстрация слайдов; эвристическая беседа с учащимися; просмотр видеосюжета;

Обсуждение и объяснение правил составления и заполнения «Технологической документации».


Деятельность ученика:

Включение в эвристическую беседу,

ответы на вопросы учителя; визуализация;

познавательная деятельность;

повторение и систематизация полученных знаний.


Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (20 мин.)

Цель: выполнить практическую работу - оформление документации по изготовлению жостовского подноса.

Деятельность учителя:

Создание проблемной ситуации. Разделение на 2 равнозначные по силам команды – бригады.

Выдача и объяснение технического (проектного) задания

Совместный анализ алгоритма выполнения практического задания.

Инструктаж по выполнению практического задания:

а) вводный;

б) текущий;

в) итоговый.


Деятельность ученика:

Поиск вариантов решения проблемной ситуации.

Обсуждение алгоритма и выполнение задания;

Выполнение практического задания.

Заполнение технологической документации, дифференцированная работа в группах с элементом соревнования.


IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия (8 мин.)

Цель: выполнить рефлексию, проанализировать и оценить деятельность учащихся.

Формы контроля; контрольное задание:

Оценка результатов деятельности:

Самооценивание; проверка и анализ выполнения практического задания; заполнение технологической документации. Представление защита коллективного проекта.

Коллективная работа в двух производственных бригадах с дифференцированным заданием.

Проверка пакетов технологической документации на изготовление и отделку жостовского подноса.


Домашнее задание:

Цаплин Андрей Олегович – учитель изобразительного искусства и технологии МОАУ «Лицей №1»

Подробный конспект урока технологии в 6 классе

Тема: Отделка изделий из металла .

Цель : познакомить учащихся с основными способами и видами отделки изделий из металла и правилами нанесения на поверхность краски, эмали и лака; формировать умения и навыки самостоятельной отделки изделий из металла на примере народного промысла изготовления жостовских подносов.

Задачи:

Освоить основные технологические приемы оформления технологической документации, обработки и отделки металлических изделий на примере изготовления жостовского подноса.

Развивать навыки планирования технологического процесса, умения работать в группе, владение инструментами и материалами для обработки и отделки металлических изделий.

Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус, чувство патриотизма, любовь и уважение к творчеству народных мастеров России.

План урока (2 часа):


п/п

Название этапа

Время

I этап.

Мотивация к деятельности

10 мин.

II этап.

Учебно-познавательная деятельность

15 мин.

Ш этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

20 мин.

IV этап.

Релаксация, физминутка, перемена.

15 минут

V этап.

Практическая работа

35 минут

VI этап.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия

10 мин.

Ход занятия:

I этап. Мотивация к деятельности.

Ученикам предлагается слайд со стимульным материалом и вопросами Педагог: здравствуйте, ребята! «Какие слесарные операции вы знаете?
Какой инструмент используют для пиления металла?
Как называется инструмент для рубки металла?
Чем осуществляется опиливание металла?»

Учащиеся: предлагают варианты ответов (пиление, рубка, резка, опиливание; слесарная ножовка; зубило; напильники, надфили).

Педагог : Чтобы узнать, тему нашего урока, посмотрите на экран и ответьте на вопрос: « Когда все операции по обработке деталей из металла выполнены. Как называется последняя заключительная операция технологического процесса? Она предает изделию законченный, эстетический вид или защищает его от коррозии».

Ответы учащихся.

Педагог: правильно, молодцы, наша сегодняшняя тема « Отделка изделий из металла ». А что вы знаете оботделке? Давайте попробуем сформулировать основные вопросы нашего сегодняшнего урока, на которые мы будем искать ответы. Предлагаю вам поиграть в игру «Вопросительные слова». На слайде представлены первые слова вопросов, а ваша задача составить полные вопросы по нашей теме. (Объяснение правил методики-игры «Вопросительные слова» по методу Сандры Каплан).

Учащиеся составляют вопросы:

Что такое отделка? Где и когда она используется? Как правильно выполнять отделку металлических изделий? Какие виды отделки существуют? Почему люди используют отделку? Зачем мы изучаем отделку металлических изделий?

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Педагог: молодцы ребята! Справились с заданием, а теперь давайте ответим на наш первый вопрос: «Что такое отделка? Обратимся к словарю и запишем в тетради определение: о тделка изделий из тонколистового металла и проволоки, - окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия.

Учащиеся записывают определение в тетради.

Педагог: как вы думаете для чего нужна отделка?

Учащиеся: отделка защищает изделие от воздействия негативных факторов окружающей среды и украшает изделие.

Педагог: вы правы, отделка металлических изделий по своему назначению делится на два вида: декоративная и антикоррозийная. Декоративная служит для украшения и придания изделию эстетического вида, а антикоррозийная – зашищает от ветра, влаги и кислорода. Так как многие металлы не устойчивы к воздействию окружающей среды они начинают окисляться, темнеть, ржаветь и разрушаться. Видели хоть раз что происходит с откусанным яблоком? Почему оно темнеет?

Ответы учащихся.

Педагог: в состав яблока входит много железа, вот почему их так полезно есть, ведь железо необходимо нашему организму для улучшения свертываемости крови. А под действием кислорода содержащегося в воздухе железо начинает окисляться и темнеть. Вот почему яблоко приобретает коричневатый цвет ржавчины. Но пока вы его не откусили, оно не портится, так как покрыто защитной оболочкой. Вот для этих целей изделия из металла и покрывают защитной оболочкой. Давайте познакомимся с основными видами отделки металлических изделий.

Оксидирование - создание оксидной плёнки на поверхности изделия или заготовки в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование преимущественно используют для получения защитных и декоративных покрытий, а также для формирования диэлектрических слоёв. Различают термические, химические, электрохимические (или анодные) и плазменные методы оксидирования.

Виды оксидирования

Термическое оксидирование осуществляется при нагреве в атмосфере кислорода или водяного пара. В случае оксидирования железа и низколегированных сталей такой процесс называется воронением.

Химическое оксидировани е - обработка расплавами или растворами окислителей, таких как хроматы, нитраты и т. п., как правило, для защиты от коррозии или создания декоративных покрытий.

Электрохимическое оксидирование - оксидирование в электролитах, микродуговое оксидирование.

Плазменное оксидирование осуществляется в низкотемпературной плазме, содержащей кислород, с помощью разрядов постоянного тока или ВЧ или СВЧ разрядов.

Вороне́ние (оксидирование, чернение, синение) - процесс получения на поверхности углеродистой или низколегированной стали или чугуна слоя окислов железа толщиной 1-10 мкм. От толщины этого слоя зависит его цвет - т. н.цвета побежалости, сменяющие друг друга по мере роста плёнки (жёлтый, бурый, вишнёвый, фиолетовый, синий, серый). Сейчас воронение применяется преимущественно в качестве декоративной отделки, а раньше - в основном - для уменьшения коррозии металла.

Хроми́рование - диффузионное насыщение поверхности стальных изделий хромом, либо процесс осаждения на поверхность детали слоя хрома из электролита под действием электрического тока. Слой хрома может наноситься для декоративных целей, для обеспечения защиты от коррозии или для увеличения твердости поверхности.

Лужение - покрытие полудой (тонким слоем олова) медных и других металлических поверхностей для наилучшего припаивания или для предотвращения коррозии.

Отделка изделия из тонколистового металла так же осуществляется при помощи напильника (опиливание); шлифовальной шкуркой (зачистка), окрашиванием (масляные краски, эмали), методом распыления аэрозольной краски из баллончика.

Давайте разберем основные п равила безопасной работы:


  1. Работы по окрашиванию проводить только в хорошо проветриваемом помещении.

  2. Оберегать руки и одежду от попадания красок и эмалей.

  3. По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.
Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Сегодня мы попробуем с вами поиграть в деловую игру. Вы разделитесь на две конкурирующие фирмы – бригады которые изготавливают металлические заводы. Чьи подносы будут лучше? Какая из бригад победит? Кто останется на плаву и получит прибыль продав свой продукт? Все это будет зависеть от слаженности коллектива и правильного распределения обязанностей в каждой фирме.

Распределение обязанностей в каждой бригаде (фирме).

Вы должны выбрать себе руководителя, помощника руководителя, дизайнера, чертежника, технолога-проектировщика и бухгалтера-экономиста. Руководитель будет работать на маркерной доске, планировать и осуществлять контроль выполнения заказа. А остальные участники выполнять задание и заполнять соответствующие листы технологической документации.

Постановка проблемной ситуации.

Но как изготавливать подносы? Что для этого необходимо, какие операции входят в технологический процесс? чтобы узнать все это я предлагаю вам познакомиться со старинным знаменитым русским промыслом изготовления жостовских подносов. Сейчас мы совершим видеоэкскурсию в деревню Жостово Московской Области и узнаем секреты мастеров, советую вам не отвлекаться иначе не справится ваша бригада с теоретическим и практическим заданием.

Просмотр фрагмента фильма о Жостовском промысле.

Педагог: а теперь мы приступим к работе. Первая бригада будет проектировать и изготавливать круглый поднос, а вторая – прямоугольный.

(Во время заполнения документации педагог делает целевые обходы, консультирует учащихся, корректирует ошибки.)

IV этап. Релаксация, перемена, физминутка.

Детям предлагается поиграть в русскую народную хороводную игру «Дударь», обрядовое значение которой направлено на привлечение здоровья на играющих.

Дударь, дударь, дударище -

Старый, старый старичище!

Его под колоду!

Его под сырую!

Его под гнилую!

- Дударь, дударь, что болит?

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки, и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку, хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.

V этап. Практическая работа.

Педагог: как правильно расположить орнамент в круге? Как разметить схему орнамента?

Объяснение правил безопасной работы, разбор «типичных ошибок». Рассматриваются основные операции: резка тонколистового металла, гибка краев - придание формы подносу, правка заготовок на наковальне, опиливание краев, зачистка наждачной бумагой, обезжиривание и покраска аэрозольной краской из баллона.

Далее выполняется совместный анализ алгоритма выполнения практического задания. Во время выполнения практики преподаватель осуществляет инструктаж по выполнению практического задания: а) вводный; б) текущий; в) итоговый.

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия.

Делается выставка работ учащихся, обсуждаются все работы, выбираются лучшие. На этапе рефлексии учащиеся презентуют свои проекты, каждый делает отчет о проделанной работе в устной форме и сдает на проверку папки с технологической документацией. Подводится итог, работы выставляются на просушку.

Цаплин Андрей Олегович – учитель изобразительного искусства и технологии МОАУ «Лицей №1», педагог дополнительного образования отдела «Изобразительное творчество и дизайн» МБУДОД « ДТДиМ».

Методов и видов отделки существует множество, однако выбор конкретного способа зависит от пожеланий заказчика, а также целесообразности применения этого метода с определенным изделием.

Анодирование - это разновидность отделки, которая одновременно несет в себе и декоративную, и защитную функцию. На алюминиевую поверхность изделия способом электрохимической обработки наносится специальное покрытие золотистого цвета.

креманка с отделкой золочением

Золочение - это процесс нанесения тонкого слоя золотистого покрова на всю поверхность или часть изделия. Золочение может выполняться как с защитной целью, так и для придания нужного декоративного эффекта изделию. Золочение изделий происходит гальваническим методом. Если же речь идет о золочении изделий из таких материалов, как фарфор, сталь или дерево, то возможно применение сусального золота.

Лакирование - вид покрытия, применяемый для многих материалов и изделий, представляет собой прозрачное покрытие (матовое или блестящее). Лакирование может носить как декоративный характер, так и выполнять защитную функцию.

Оксидирование - вид отделки, применяется для изделий и сплавов, в состав которых входит серебро. Этот вид отделки выполняет как защитную, так и декоративную функцию, на поверхности изделий создается покрытие, имеющее различные оттенки серого и черного цветов.

Патинирование - вид отделки, применяемый с целью декорирования и защиты изделий. На поверхности отделываемого изделия создается покрытие, напоминающее коричневый «бархатистый» слой. Достаточно часто используется для отделки изделий, изготовленных из бронзы, латуни, меди или томпака.

Серебрение - вид отделки, который предусматривает нанесение на всю поверхность или часть изделия тонкого слоя серебра.

Тонирование - вид отделки поверхности изделий, когда наносится покрытие с различными оттенками.

Хромирование - способ отделки, который может использоваться как с целью декорирования, так и увеличения защитных свойств изделия, в частности, защиты от губительного влияния коррозии. Придает изделиям серый или блестяще-серебристый цвет.

Художественная расчистка - способ отделки, выполняемый вручную. При помощи специальной металлической или волосяной щетки, набора палочек для полировки (они могут быть деревянными, каменными, металлическими) и абразивной пасты снимается с изделия декоративная защитная пленка, что позволяет произвести художественное выявление рельефных элементов отделки изделия. Этот вид отделки позволяет придать изделию большей художественной выразительности.

значок с отделкой горячими эмалями

Эмалирование - метод художественной отделки изделий, когда на отдельные участки наносится эмаль. Для подобной отделки могут использоваться горячие (силикатные), холодные (органические) и финифтевые (живописные) эмали. Под эмалью принято понимать как сам цветной материал, используемый для отделки ювелирных изделий, наград и т.п., так и процесс их нанесения на изделия. Эмалирование принято считать одной из сложнейших технологий отделки ювелирных изделий, и умение его тонко и правильно наносить – это своеобразным «эталон мастерства».

печь для обжига эмали

Горячие эмали - это свинцовое стекло (может быть как прозрачным, так и нет), которое может окрашиваться в нужный цвет при использовании окислей различных металлов. Для подобного способа эмалирования необходимо использование специальной муфельной печи, так как отделка требует обработки при высоких температурах (600-850 градусов по Цельсию).

Холодные эмали - вид отделочного покрытия, основанный на использовании различных пигментов, а также лакокрасочных материалов, предлагаемых современной промышленностью. Кристаллизация их на готовом изделии ускоряется применением специальных катализаторов.

Живописные эмали - представляет собой, как правило, живопись миниатюрных размеров, выполненную эмалевыми красками на эмалевом покрытии. Закрепление нанесенного рисунка на основу выполняется посредством обжига при температуре в 600-700 градусов по Цельсию (в муфельной печи). После обжига рисунок еще и покрывается бесцветной эмалевой глазурью, после чего также обжигается.

Урок технологии на тему

«Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»

Предмет: технология.

Класс: пятый.

Четверть: третья.

Количество часов: один.

Дата: 21.03.2015 г. (1 час).

Урок: №52.

Раздел: «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов».

Учитель:

Цель: ознакомить учащихся с отделкой изделий из металла и пластмассы, правилами нанесения на поверхность краски, эмали и лака; научить пятиклассников выполнять отделку изделий из металла и пластмассы, контролировать и оценивать качество изделий, выявлять и устранять дефекты отделки; развивать аккуратность, внимательность, точность исполнения.

Дидактические средства обучения: верстак, тиски, струбцины, плоскогубцы, круглогубцы, деревянные бруски, чертилки, металлические линейки, напильники, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, масляные краски, эмали, лаки, кисти, резиновые перчатки, учебник (§ 31), рабочая тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практические работы .

Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Основные понятия: окрашивание, метод распыления.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала.

1. Фронтальный опрос:

Вспомните, каким образом выполняют отделку изделий из древесины.

Как защитить металлическое изделие от ржавчины?

Как нужно подготовить изделие, прежде чем его окрашивать?

Какие материалы и инструменты для окраски вы знаете?

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы».

Цель урока – научиться выполнять отделку изделий из металла и пластмассы.

III. Изложение нового материала.

Сначала учитель рассказывает о защитной и декоративной функции операции отделки поверхностей изделий из металлов, показывает обучающимся образцы изделий, не прошедших и прошедших отделку, знакомит с материалами для отделки (масляной краской, эмалью и лаком), демонстрирует технологию окрашивания на небольших образцах. Следует акцентировать внимание обучающихся на необходимости тщательной зачистки металлических деталей перед окраской, рассказать, как устранить дефекты покраски, появляющиеся как в момент окрашивания, так и после высыхания окрашенного слоя. Затем сообщить правила безопасной работы.

Для фронтального опроса по новому материалу можно задать вопросы, приведённые в конце §31 учебника.

После этого школьники приступают к выполнению практической работы № 29 учебника.

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмасс – окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия.

Отделку стальных деталей выполняют окрашиванием . Окраска не только улучшает внешний вид, но и защищает изделие от коррозии (ржавчины). Детали из алюминия , меди или латуни часто отделывают лакированием.

Рассмотрим технологию отделки металлического изделия на примере стальной металлической коробки (рис. 154).

Работу начинают с зачистки всех поверхностей (см. §26). Сначала все заусенцы, острые кромки и углы зачищают напильником с мелкой насечкой (рис. 154, а) . После этого все поверхности обрабатывают шлифовальной шкуркой (рис. 154, б ), зачищая царапины, неровности и снимая следы ржавчины. Затем поверхности обезжиривают специальными растворами (выполнять под руководством учителя ).

Окраску выполняют только тогда, когда поверхности высохнут. Масляную краску тщательно растирают кистью во всех направлениях, а эмаль наносят без растирания (рис. 154, в ). Приёмы работы кистями такие же, как и при отделке изделий из древесины (см. рис. 67). После высыхания первого слоя окраску изделия можно повторить.

Иногда краску или лак наносят методом распыления из баллончика (рис. 155).

Описанная технология окрашивания изделий из металла также подходит для отделки изделий из пластмассы. Однако некоторые виды пластмасс могут быть окрашены только специальными эмалями, так как обычные эмали не удерживаются на их поверхности.

Правила безопасной работы

1. Работы по окрашиванию проводить только в хорошо проветриваемом помещении.

2. Оберегать руки и одежду от попадания красок и эмалей.

3. По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.

IV. Фронтальный опрос по новому материалу.

1) Что такое отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов?

2) Какие инструменты применяют для отделки металлических изделий?

3) Что даёт, кроме улучшения внешнего вида, окрашивание изделия из стальной проволоки?

4) Почему деталь из алюминия или меди лучше лакировать, чем красить?

5) Что произойдёт, если нанести на поверхность второй слой краски, не дав высохнуть первому?

6) Нужно ли окрашивать деталь, изготовленную из белой жести?

7) Почему при нанесении краски методом распыления из баллончика не следует долго окрашивать одно и то же место?

V. Практическая работа № 29

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов

Перед практической работой ученики должны заполнить таблицу в рабочей тетради (п. 1 задания 29). Это задание способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий посредством формирования способности ставить учебные цели, планировать их реализацию, осуществлять выбор путей достижения целей, контролировать и оценивать свои действия по полученному результату. После составления плана действий обучающиеся занимаются непосредственно отделкой изделий из металла или пластмассы.

Внимание! Обезжиривать поверхности перед окраской и отмывать кисти от краски, эмали и лака после работы должен только учитель!

После выполнения окраски следует предложить обучающимся выполнить п. 2 задания 29 в рабочей тетради, чтобы они оценили качество отделки изделия.

Ошибки, которые наиболее часто допускают пятиклассники:

– некачественно зачищают поверхности перед отделкой;

– наносят на поверхность слишком толстый неровный слой краски, эмали или лака.

Необходимо следить за недопущением таких ошибок.

Примерные критерии оценки качества работы на данном уроке:

1) правильное выполнение задания 29 в рабочей тетради;

2) соблюдение правил безопасной работы;

3) правильная подготовка рабочего места для отделки изделий;

4) верный выбор инструментов и материалов для отделки;

5) качественная очистка детали от заусенцев и острых кромок напильником;

6) хорошая очистка металлических поверхностей от пыли или ржавчины шлифовальной шкуркой;

7) правильное использование приёмов работы при окрашивании и лакировании;

8) выявление дефектов и их устранение;

9) время выполнения задания;

10) качество окончательно окрашенных или лакированных поверхностей.

Текущий инструктаж

Учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы при отделке деталей и изделий.

1. Распределите обязанности в группе. Подготовьте рабочее место для окрашивания или лакирования деталей, а также краску или эмаль, лак, кисти.

2. Зачистите поверхности сделанных ранее изделий, обработайте раствором для обезжиривания (под наблюдением учителя), дайте поверхностям просохнуть.

3. Выполните окраску или лакирование поверхностей изделия.

4. Если необходимо, нанесите после высыхания второй слой краски или лака.

5. Проверьте качество полученного изделия.

Не забудьте сфотографировать сделанные изделия и поместить фотографии в портфолио (см. пример в Приложении).

VI. Подведение итогов урока.

1. Выставление и комментирование отметок за урок. По окончании урока учащимся выставляется оценка по указанным выше критериям. Вместе с учениками следует сделать выводы по изученному материалу.

2. Домашнее задание. 1)* Разгадать кроссворд из рабочей тетради.

Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1 – кусачки, 2 – электродрель, 3 – патрон. По вертикали: 4 – кожух, 5 – бородок, 6 – заклёпка.

2) Найти в Интернете информацию об окрашивании металлических деталей на промышленных предприятиях, например, кузовов автомобилей на автозаводе, и подготовить к следующему уроку небольшое сообщение.