Легальные грузоперевозки что лучше. Выгодный бизнес на грузовых перевозках с нуля. Доходы и рентабельность

Услуги грузовых перевозок – этот тот бизнес, который точно не пропадет в России. Естественно, для этого нужно иметь продуманный план и хороший капитал для старта.

Перевозка мебели, квартирные переезды или транспортировка больших 82-кубовых грузов – все это невозможно осуществить без грузового автомобиля.

Поэтому на начальном этапе следует позаботиться именно о транспорте. Помимо этого, есть еще ряд существенных факторов, от которых зависит прибыльность компании и ее востребованность на рынке. Как составить бизнес-план транспортной компании по грузоперевозкам, читайте в нашей сегодняшней статье.

Оформление лицензии

Первоначально ваша компания должна иметь лицензию, иначе все перевозки, которые вы осуществляете, будут считаться нелегальными. За это полагается штраф, сумма которого доходит до нескольких сотен тысяч рублей. Легализация бизнеса заключается в оформлении различных документов во всех необходимых инстанциях. Как правило, данный документ выдается предпринимателю в течение не более 30 дней.

И если в России открытие ИП по грузоперевозкам сопровождается получением соответствующей лицензии в обязательном порядке, то в Украине совсем наоборот. Несколько лет назад там официально была прекращена выдача лицензий.

Для того чтобы открыть собственную фирму, украинским предпринимателям не обязательно обходить различные инстанции и ожидать выдачи данных разрешений. С одной стороны, это большой плюс для «частников», однако с другой - грузоперевозки как бизнес в Украине вскоре уйдут «в тень». Особенно это касается квартирных и офисных переездов: объявлений об услугах с использованием ГАЗелей без номера лицензии в последнее время просто масса.

Организовываем грузоперевозки: с чего начинать бизнес? Расчет тарифа и оплаты за фрахт

После оформления документов в бизнес-план грузоперевозок следует включить такую графу, как тариф. Чаще всего данное значение измеряется в рублях, деленных на километр. Для того чтобы не спугнуть заказчика и в то же время не уйти в убыток, нужно правильно составить тариф перевозок. Это нужно делать, исходя из объема и грузоподъемности машины, которая есть у вас в автопарке. К примеру, если это 86-кубовая фура, ее оптимальный тариф будет составлять 35-40 рублей/километр. 10-тонники и 5-тонники берут от 20 до 25 рублей/км в среднем.

ГАЗель на межобластных перевозках сейчас работает по цене от 15 до 20 рублей/километр. А то, сколько будут стоить офисные и квартирные переезды, следует рассчитывать, исходя из района города. Здесь даже при одинаковом расстоянии стоимость может отличаться в 1.5-2 раза. Чтобы не ломать над этим голову, можно просто заглянуть на сайт компании-конкурента и узнать там, сколько берут владельцы ГАЗели за переезд в том или ином городе.

Перед тем как начать бизнес грузоперевозок, учтите, что большая часть прибыли, полученная вами, уйдет на обслуживание транспортного средства. К примеру, на 20-тонниках затраты на топливо и запчасти могут составить порядка 55-60 процентов от суммарной выручки (то есть чистая прибыль с 1 километра приблизительно 15-20 рублей).

Как искать заказы?

Конечно, в большом городе проблем с поиском заказов у вас не будет, однако в силу такой конкуренции, которая возникла в последнее время на рынке, порой приходится бороться за клиента. Чтобы повысить свои шансы, нужно в первую очередь разместить рекламное объявление (более подробно о маркетинговых ходах мы расскажем немного позже). Также можно попробовать посотрудничать с диспетчерскими и посредническими фирмами.

Такие компании точно будут иметь подходящие заказы и постоянно обеспечивать вас работой. За сотрудничество диспетчерские фирмы зачастую взимают плату порядка 10 процентов от общей выручки. На первый взгляд это достаточно солидные деньги. Однако, учитывая то, что в день размеры чистой прибыли будут составлять несколько сотен долларов, 10 процентов покажутся на этом фоне мелочью.

О документации

При организации грузоперевозок также следует отметить юридическую сторону вопроса. Если вы хотите занять определенную долю на рынке, вам следует заключать договоры с клиентами на оказание услуг (тендеры). В этом документе указываются все соглашения с вашей стороны и со стороны заказчика. Таким образом, при заключении тендера вы будете обеспечены постоянной работой на протяжении довольно длительного времени (чаще всего срок действия соглашения от 6 до 12 месяцев).

Важно уметь правильно составлять договоры и заполнять накладные. От этого будет зависеть доверие заказчика к вашей компании, а возможно, и дальнейшее сотрудничество.

Рабочий персонал

Любая перевозка груза, даже самого мелкогабаритного, сопровождается загрузкой и выгрузкой. Если это какой-либо малотоннажный автомобиль, к примеру ГАЗель, то поначалу с работой грузчика можно справиться самому. Однако стоит учитывать, что квартирный переезд может подразумевать под собой погрузку не только телевизора и пары тумбочек, но и более габаритных вещей, которые могут поднять лишь 2 и более человек.

Поэтому лучше всего нанять себе помощника. Если вы осуществляете грузоперевозки ежедневно, и это ваш основной доход, желательно иметь несколько сотрудников (грузчиков) в своей компании. При частых заказах можно назначить постоянную оплату. Однако логистика грузоперевозок показывает, что лучше всего оплачивать труд от выработки (т. е., сколько заказов сделано, такова и зарплата). Бывает так, что в один месяц вы осуществите 20 квартирных переездов, а в следующий - не более 3-х.

Оказание складских услуг

Некоторые компании занимаются указанием не только транспортных, но и складских услуг. В таком случае вам просто не обойтись без специального погрузочного оборудования. Здесь стоит учитывать и дополнительные расходы, такие как аренда или покупка помещения, а также обслуживание самой техники, которая осуществляет погрузку/разгрузку автомобилей на складе.

2005 год. Прошло уже несколько лет с момента окончания обучения в ВУЗе, а толкового применения я так себе и не нашел. По специальности я историк, но история меня не интересовала. Однако с молодости не раз замечал свой интерес к коммерции, к управленческим порывам и всевозможным финансовым схемам. Еще во время обучения в ВУЗе мною была создана Молодежная общественная организация «Наш Выбор» при Комитете по делам молодежи города N (в дальнейшем даже готовили меня на должность Председателя Комитета по делам молодежи). Однако что-то с общественной деятельностью в тот момент сытым я не стал, и желаемый «мерседес» тоже не появился (очень большое пристрастие с детства к автомобильной отрасли было).

И вот однажды, проезжая осенним днем по трассе Москва - Санкт-Петербург, я обратил внимание на безумно большое количество фур, пролетавших по дороге. Вот, видимо, в тот момент и пришла ко мне идея заняться автомобильным бизнесом, точнее, бизнесом, связанным с грузоперевозками. Сразу открыл интернет, журналы, газеты, короче, искал информацию о том, что это за бизнес и с чем его едят! В итоге понял одно - что ничего не понял, кроме того, этим бизнесом занимаются либо бывшие начальники «совдеповских АТП», попавших к ним в руки во «времена всеобщего дележа», либо криминальные структуры. Что-то в тот момент энтузиазма у меня поубавилось, но интерес не пропал, я бы даже сказал повысился. Пришлось даже на трассу прокатиться, с «водилами» пообщаться, мол, тоже, вот, хочу фуру купить. В последующие два-три месяца я изучал тип этого бизнеса и высчитывал математику данного проекта. Выяснил, что существует два типа этого «перевозочного» бизнеса. Первый, это когда ты пошел, купил себе фуру, посадил за баранку водителя, отправил его в рейс и сидишь себе, ждешь, когда он тебе кучу денег привезет за наезженные рейсы (это я так, в упрощенном варианте рассказал). Этот вариант для меня как-то мало подходил, так как денег-то и не было купить себе подержанный «мерседес», о котором я так мечтал, не то что фуру! А вот второй тип этого бизнеса мне как-то сразу приглянулся. Подумал, вот, моя тема! Заключался он в следующем... Все вот эти владельцы фур ведь к кому-то обращаются за грузом, ищут груз, чтобы фуру загрузить и перевезти груз? Правильно, ищут и находят всяких разных диспетчеров (правда, в России их оказалось несколько десятков тысяч). Задача диспетчера заключается в том, чтоб найти того, кому нужно свой груз перевезти, и найти того, кто сможет перевезти. Правда, есть еще много деталей и подзадач у диспетчера, но... об этом отдельно как-нибудь потом. Вот в этой простой формуле «из воздуха» и формировалась маленькая, но частая прибыль с каждого рейса. А чем больше фур загружаешь и чем чаще они катаются туда-сюда, тем и прибыль все больше и больше.

В итоге, я занял у приятеля 50 тыс. рублей. Зарегистрировал «ООО» (7000 р.), снял офис на месяц (8000 р.), купил компьютер, факс и принтер (20000 р.) и, конечно же, подключился к интернету. Остальные денежки оставил на «прозапас», мало ли что!

Первый рабочий день. Сижу, в интернете роюсь. Что там ищу, сам не понимаю. По разным сайтам лазаю (профильным, конечно). К тому моменту у меня уже были контакты нескольких водил, которые согласились на то, что если у меня появится какой-нибудь груз (за хорошие деньги), то они готовы будет его перевезти. Вот я и сижу в интернете роюсь, так сказать, клиентов ищу. И вдруг, нечаянным образом попадаю на сайт, в котором большой список самих этих водил и самих клиентов и даже все контакты есть, правда, за денежку (парни, что придумали тот сайт, огромное вам спасибо, век вас не забуду!).

В итоге оплатил с расчетного счета пару тысяч, получил 30-дневный доступ к контактам... и вперед! Вот тут началась моя работа. Звоню одним, предлагаю груз, звоню другим, предлагаю транспорт. И так с 8:00 и до 18:00 каждый день. И я такой не один, таких в сети тысячи и по всей России. После 18:00 составляю всякие списки (теперь это базы данных) водителей и заказчиков, кто хоть как-то заинтересовался моими предложениями. Правда, иногда приходилось привирать, типа того, что фуры мои. А то кто бы стал со мной работать? Подумали бы, очередной посредник! Хоть я таким и являлся на тот момент. Ну, а что ж делать-то, с чего-то стоило начинать.

В итоге за первую неделю я отгрузил около 8 машин и заработал 12000 рублей, за вторую еще 12 машин и так далее... за месяц я отбил «долговые» 50 тыс. рублей и был очень доволен! С бухгалтерией и отчетностью, слава Богу, мама помогла, она у меня бухгалтер со стажем.

Работаю я, работаю, и в середине второго месяца я выхожу на одного заказчика, который очень много машин в сутки отгружает своей продукцией. Звоню. Предлагаю. Меня «отфутболивают». Типа, мол, «у нас своих перевозчиков туча, вас тут не хватало еще!». Ладно, думаю, вы же не одни такие в России. И забываю про них. Благо, бизнес этот позволяет охватить большую географию, лишь бы телефон да интернет был. Потом нашел еще пару мелких заказчиков и так помаленьку, «с миру по нитке» вроде и денежка стала появляться.

Проходит несколько недель, дело уж близится к Новому году. И тут звонок. Звонит представитель того завода, что меня «отфутболил» и говорит, что у них не хватает машин перед новым годом, а они начали поставлять продукцию в новый регион и не успели наработать связи с местными перевозчиками. Просят, чтоб помог. Я, конечно, парень не злопамятный! Согласился. Но представитель говорит, что нам нужно встретиться, нюансы обсудить. Я соглашаюсь, понимая под этим официальное знакомство и заключение письменного договора с ценовым соглашением. В принципе, все так и происходило, правда, у меня в офисе, а не на заводе заказчика (что меня немного удивило). И не зря меня это удивило, так как в конце разговора мне было сказано, что стоимость каждой перевозки на которую я согласился, должна быть увеличена на 1000 рублей, и эта сумма должна передаваться данному представителю лично и ежемесячно в качестве вознаграждения за предоставленный контракт и поддержку по всем вопросам. Я взял пару дней на раздумья. Посоветовавшись с «опытными людьми», пришел к выводу «видимо все так работают».

Заказчик и вправду оказался очень серьезным клиентом, в день только на один его завод я подавал по 8-10 машин с прибылью от 2000 рублей. А заводов было три. К тому моменту я уже нанял себе заместителя, бухгалтера, пару-тройку менеджеров-диспетчеров и секретаря-операциониста. Работа кипела. Я постоянно в разъездах, встречи с новыми клиентами, перевозчиками, постоянное обсуждение направлений перевозок, ставок, решение спорных вопросов и т.д. Короче, то, о чем я мечтал, настоящая деловая активность! Всё шло отлично, добавились новые направления в бизнесе, пришлось даже в Москву весь бизнес перевезти. Конечно, с большей частью персонала. Переезд в Москву сопровождался эмоциональной радостью. Покупка квартиры, машины, аренда красивого и просторного офиса в современном бизнес-центре. Короче, жизнь наладилась!

Бизнес тоже рос, компания стала узнаваемой в своей сфере. Среди основных клиентов к тому времени уже были «Вимм-Биль-Данн», «Русский Алкоголь», «Росстеклопром», «Русский Алюминий» и т.д.

С «Вимм-Биль-Данн» вообще интересная история приключилась. Они очень долго отказывались с нами сотрудничать в сфере грузовых перевозок. А я их так достал, что они меня уже видеть не могли, я разве что не ночевал у них. В итоге очень хорошо был знаком с отделом логистики и его начальником, который и не против бы с нами поработать, но указаний сверху нет, следовательно, и договора нет. В итоге через два месяца я «переманиваю» к себе в компанию почти весь транспортный отдел с начальником. Конечно, на очень хорошие деньги. И буквально через три дня мне поступает звонок от руководства о том, что у них уволился почти весь транспортный отдел, и некому заниматься подачей транспорта. В итоге теперь уже мои парни занимались подачей транспорта на свой бывший завод. Как понимаете, проблем у меня и теперь уже моих сотрудников с этим не было. Правда, все это вскрылось через четыре месяца, в итоге им предложили еще выгоднее зарплату, и они снова поменяли работодателя. Хотя чего и стоило ожидать, раз так легко они пришли, так же легко и должны были уйти. Но выводов я сделал немало из этой ситуации. В первую очередь, я плотно занялся персоналом и его мотивацией, чтобы в будущем от меня так просто не уходили сотрудники.

Так прошли 2006-2007 гг, затем заканчивался 2008 год, и уже к концу года я почувствовал что-то неладное. Клиенты как-то странно стали рассчитываться за услуги, точнее, я бы сказал, перестали совсем рассчитываться. И.... вот он КРИЗИС!

Еще в августе 2008 года нашей компанией было создано новое направление, точнее, новые взаимоотношения с финансовыми институтами. Название направления: «Управление неликвидными транспортными активами банков и лизинговых компаний». Мы прекрасно понимали, что проблемы в банковском секторе, в первую очередь, отразятся и на нашей компании. К тому времени мы планировали расширение грузового автопарка и готовились к сделке с лизинговой компанией «N» по приобретению 40 единиц автотехники. Стоимость контракта была около 4,8 млн евро. Подготовка и проверка шли где-то два месяца, затем лизинговая компания запросила еще дополнительные документы, рассмотрение затянулось еще на несколько месяцев. В итоге, когда все согласовали, и нам даже выдали положительное решение кредитного комитета с подписью руководства и печатью, и мы были готовы уже вносить авансовый платеж, эта лизинговая компания присылает нам уведомление о приостановке финансирования, т.к. головной офис (в Европе) не был готов к финансированию. Стало понятно, если уж у лизинговой компании «N» все так туманно, что уж с другими-то делать! Тогда и было принято решение о начале работы с банковским сектором по программе «Управление неликвидными транспортными активами». К тому моменту кризис очень сильно затронул сферу грузоперевозок, и многие компании, не сумевшие подготовиться к мерам по оптимизации издержек и разработать антикризисную стратегию, стали разоряться. Так как наша компания в основном работает с моно-заказчиками (где ежедневно совершается от клиента не менее 30 региональных перевозок), то мы были готовы к суровым условиям конкуренции.

Лизинговое имущество изымалось и возвращалось кредиторам ежедневно. Банки и лизинговые компании не представляли, что с ним делать, продавать? А кому? Все автосалоны и дилеры сами не могу продать свою технику.

Мы вышли к банкам и лизинговым компаниям с предложением об управлении этой грузовой техникой. Наши юристы и финансисты разработали несколько вариантов управления. В основном мы делали ставку на то, что при управлении неликвидными активами банков и лизинговых компаний их платежный баланс остается положительным (мы платим за должников), значительно сокращаются просрочки по платежам, а активы по итогу за год выкупаются по остаточной стоимости нашей компанией. Эти меры позволили многим банкам и лизинговым компаниям освободиться от неликвидных (проблемных) активов.

Данное направление по «Управлению неликвидными транспортными активами» позволило нашей компании избежать рискованных инвестиций, приспособиться к кризисной ликвидности транспортных активов и создать необходимый парк транспортных средств, что является одним из важнейших конкурентных преимуществ в сфере автомобильных грузовых перевозок.

Коротко, но это один из вариантов, как мы решили проблему с нехваткой финансовых средств для увеличения парка.

В наше время грузоперевозки — довольно востребованный и перспективный бизнес. Но на данном рынке уже работает достаточное количество крупных и совсем крошечных фирм, занимающихся различными услугами по перемещению грузов. Чтобы удачно выбрать свою нишу и с успехом выдерживать конкуренцию, необходимо хорошо взвесить свои возможности, проработать бизнес-план, учесть все тонкости подобного бизнеса.

Перед тем, как открыть бизнес по грузоперевозкам, необходимо выбрать подходящий вид транспорта и продумать об особенностях, которые помогут выделиться среди конкурентов. Беспроигрышным вариантом всегда была ставка на неизменное качество перевозок, удовлетворенность клиентов, порядочность и честность.

У каждого предпринимателя свои возможности, но основные моменты начала бизнеса будут сходны между собой, отличаясь лишь широтой размаха и наличием капитала. Итак, самые первые шаги по организации грузоперевозок будут выглядеть следующим образом:

1. Зарегистрировать фирму или оформиться индивидуальным предпринимателем (ИП).

2. Приобрести или нанять в аренду грузовые машины.

Количество и марки приобретаемых автомобилей будут зависеть от предполагаемого объема работ и состояния финансов. Если в распоряжении пара «Газелей», то рассчитывать на серьезные заказы не стоит. С таким автопарком придется ограничиться одиночными заявками частных лиц при переезде или перевозке небольшой партии товара. Для обслуживания более значительных клиентов понадобятся еврофуры с большой грузоподъемностью. Как вариант, можно объединиться с несколькими частными владельцами машин. В некоторых регионах России распространены грузоперевозки на открытых Газелях.

3. Взять в аренду офис или приобрести помещение для него.

Однако, при скромных планах можно ограничиться собственной квартирой и гаражом.

4. Нанять работников.

Необходимы будут следующие специалисты: водители, грузчики, механик, юрист, бухгалтер, диспетчер. Причем, один сотрудник может совмещать сразу несколько обязанностей.

5. Открыть счет в банке.

6. Грамотно оформить контракт с заказчиком на перевозку.

Перевозка грузов: виды, условия, особенности

Перевозки грузов производятся как внутри региона, так по всей России и между различными странами.

В случае поставки товара между регионами, даже если автомобиль не пересекает границы государства, требуется особое разрешение на перемещение тяжелых и крупных грузов. После его получения в территориальных дорожных органах и согласования в ГИБДД, выдается пропуск на право перемещения грузового транспорта.

При перемещении груза между странами, разрешительных документов понадобится намного больше.

Кроме автомобильного вида транспорта широко применяются железнодорожные, морские, речные и авиаперевозки. Наиболее выгодным по затратам и скорости перемещения является автомобильный транспорт. Железнодорожный выгоднее использовать при нахождении пункта доставки на значительном отдалении от основных дорог и при любых климатических условиях. Морской и речной отличается небольшой себестоимостью перевозок. Авиаперевозки применяют чаще всего при жестком ограничении во времени или невозможности иного доступа до места назначения.

Условия перемещения грузов у компаний, занимающихся грузоперевозками, могут разниться, но в договорах, как правило, оговаривают следующее:

  • место отправления и доставки;
  • наименования всех задействованных лиц и компаний;
  • характеристики товара;
  • описание средства транспортировки;
  • договорная стоимость и порядок расчета;
  • сроки.

При оформлении договора нужно предусматривать также все особенности транспортирования, включая маршрут. Договора допускается подписывать как на единственную поставку, так и на достаточно продолжительное время.

Стоит помнить, что вся материальная ответственность на время следования маршрута ложится на хозяина транспортного средства.

Шоферам, которые будут доставлять опасные грузы, например, сжатые газы, взрывчатые или ядовитые материалы, в установленном порядке следует получить особое разрешение.

Обычно, чтобы оформить поездку на автотранспортном средстве, кроме договора необходимо наличие следующих документов:

  • путевой лист с данными водителя и владельца бизнеса, марки машины и ее характеристики, допуск и задание водителю, а также отметка о его предрейсовом медосмотре;
  • транспортная накладная и заказ-квитанция;
  • обязательная и добровольная страховка на случай причинения имущественного вреда.

Диспетчер грузоперевозок: бизнес на дому

Одним из вариантов бизнес-идеи по грузоперевозкам является их организация без наличия собственного автомобиля. В таком случае диспетчер, к которому обращаются грузоотправители, ищет соответствующий транспорт для конкретного товара, договаривается по поводу условий перевозки, ее стоимости, формирует нужный маршрут. А после того, как работа будет произведена, получает свой оговоренный процент от ее общей стоимости.

Для работы диспетчером не нужно специальное образование, достаточно коммуникабельности, внимательности, усидчивости. Немаловажно также наличие спокойного стрессоустойчивого характера.

Начинать бизнес можно и в своей квартире, имея только компьютер с интернетом, телефон и факс. Но зарегистрироваться в качестве ИП все-таки придется. Также необходимо составить бизнес-план диспетчерской службы по грузоперевозкам.

Как открыть ИП на грузоперевозки

Процесс оформления ИП по грузоперевозкам почти такой же, как и при обычной регистрации и состоит в подаче в налоговый орган следующих бумаг:

  • заявление;
  • квитанция об уплате пошлины;
  • копия страниц паспорта с собственными данными и с регистрацией места жительства;

Код ОКВЭД на грузоперевозки можно выбрать следующие:

  • 63.4 «Организация перевозок грузов»
  • 60.2 «Деятельность прочего сухопутного транспорта»

Причем ИП по грузоперевозкам можно регистрировать не только при личном присутствии, но и по доверенности, заверенной нотариусом. Наряду с расходами на оплату пошлины необходимо будет заказать личную печать для документации и завести расчетный счет.

Большим подспорьем для новичка в грузоперевозках будет составление продуманного бизнес-плана. Поскольку, начальные условия у всех разные, то и бизнес-план будет у каждого свой. Но усредненный вариант включает в себя следующее:

  1. Общий обзорный раздел. В нем описывается форма бизнеса, цели, актуальность проекта.
  2. Описание деятельности
  3. Анализ рынка грузоперевозок. В этом разделе производится обзор рынка в данном сегменте в регионе, анализ недостатков конкурентов и предложение своих преимуществ.
  4. План производственных работ. В нем рассматриваются последовательные шаги по исполнению работ, предполагаемые риски, описание необходимых ресурсов.
  5. Затраты на проект. Описываются все текущие и предполагаемые расходы, доходы и расчет эффективности и окупаемости.

Сколько можно зарабатывать на грузоперевозках? В зависимости от тоннажа машины и характера перевозок, в месяц можно получать от 50 тыс. рублей. можно скачать пример готового бизнес-плана по грузоперевозкам для ИП.

Готовый бизнес по грузоперевозкам

Многие предприниматели готовы купить готовый бизнес по грузоперевозкам, чем организовывать его с нуля. Как правило, в поставленном бизнесе уже существует парк автомобилей, на которых работают водители и диспетчера, налажена база постоянных клиентов и даже заключены некоторые договора на продолжительный срок. Единственное, что нужно от покупателя — это вложение денег и дальнейшее грамотное управление.

  1. Если отсутствует опыт по управлению грузоперевозками, то начинать лучше всего с внутригородского уровня.
  2. Необходимо устанавливать долгосрочные отношения с клиентами , поскольку это не только обеспечит постоянными заказами, но и сделает вам дополнительную рекламу.
  3. Всегда спрашивайте от крупных клиентов рекомендательные письма . Они послужат хорошей гарантией надежности.
  4. Отличным вариантом будет создание собственного сайта или . Это убедит потенциальных заказчиков в серьезности компании.
  5. К неизменному успеху могут привести четыре составляющие: качество перевозок , более привлекательная цена для клиентов, безопасность и выполнение сроков доставки.

Полезные статьи

Перевозка грузов – востребованная услуга. Бизнес в сфере грузоперевозок при правильной организации приносит стабильный доход. Поэтому он пользуется популярностью у малого бизнеса, несмотря на высокую конкуренцию. С чего начать бизнес по перевозке грузов? Какие разрешения нужны? Сколько необходимо вложить на первом этапе? Об этом читайте в нашей статье.

Первые шаги по организации перевозки грузов

Предварительный этап – изучение рынка. Проанализируйте деятельность крупных компаний по грузоперевозкам в вашем регионе. Изучите ситуацию в данной области, узнайте о том, какие виды грузов и автомобилей наиболее востребованы. Эта информация станет отправной точкой для создания собственной транспортной компании.

Следующий шаг – разработка бизнес-плана, в котором:

  • описываются этапы реализации проекта;
  • выводится маркетинговая стратегия;
  • рассчитываются затраты (в том числе на приобретения транспорта и оборудования), потенциальная прибыль и сроки окупаемости;
  • оцениваются риски.

Бизнес, связанный с перевозкой грузов, достаточно специфичен, но как и любой другой требует соблюдения норм законодательства. Организация экспедиторской фирмы потребует вложений. Их размер зависит от финансовых возможностей, целей и размера будущего бизнеса.

Индивидуальный предприниматель может начать с 400 тысяч рублей, транспортная компания инвестирует не менее 5 миллионов.

Виды грузоперевозок

Грузоперевозки могут осуществляться авиационным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Крупная логистическая компания может позволить себе комбинировать различные способы перевозок, обеспечивая мультимодальность. Но предприятия малого и среднего бизнеса (МСП), как правило, начинают с автомобильных перевозок. Это самый доступный тип с точки зрения организации, стартовых затрат и спроса на такие услуги.

По данным международной консалтинговой компании KPMG, в 2017-2018 годах объем перевозок автомобильным транспортом в России постепенно восстанавливается и по итогам текущего года может достигнуть уровня 2014-го. Рост обеспечивают малые и средние предприятия. 73 процента рынка занимают перевозки генеральных грузов или FTL (от англ. Full Truck Load), то есть заказ полностью загруженного товаром автомобиля. Самым быстро растущим сектором являются сборные грузы или LTL (Less Truck Load). Это тип транспортировки, при котором одно транспортное средство перевозит грузы разных отправителей до склада (около 17 процентов рынка). Опасные и негабаритные грузы занимают всего 3 и 7 процентов соответственно.

Для транспортировки малогабаритных грузов весом до 3,5 тонны чаще всего используют:

  • ГАЗ-3302,
  • «Газель Next»,
  • «Газель Бизнес»,
  • Ford transit,
  • Volkswagen Crafter,
  • «ЗИЛ бычок».

Такие машины востребованы при перевозке грузов, связанных со сферами строительства, общественного питания, торговли и мелкого производства. Для сыпучих грузов и продукции сельского хозяйства существует отдельная категория – грузовики с открытым кузовом (модели «МАЗ», «ЗИЛ», компактные самосвалы).

Среднегабаритные грузы до 5 тонн перевозят на машинах, имеющих изометрические фургоны разной вместимости (например, Hyundai HD78). Крупногабаритные грузы на дальние расстояния перевозятся, как правило, в еврофурах. В зависимости от типа груза, на машине меняют полуприцеп. Он может быть тентованным, изометрическим или цельнометаллическим.

Регистрация бизнеса в сфере грузоперевозок

Регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или создавать юридическое лицо? Этот вопрос задают себе все начинающие предприниматели.

Если речь идет о небольшой фирме, оформление ИП имеет преимущества перед ООО. Во-первых, есть возможность работать на одной из специальных налоговых режимов, таких как популярная у малого и среднего бизнеса упрощенная система налогообложения (в процессе работы можно ее поменять). Во-вторых, отпадает необходимость ведения сложной бухгалтерской отчетности.

Но есть обратная сторона медали:

  • в случае развития компании (значительное увеличение штата, закупка техники, рост доходов) придется открывать ООО;
  • за задолженность перед клиентом или банком ИП, в отличие от юрлица, отвечает собственным имуществом.

Как показывает практика, большинство мелких частников, работающих в сфере грузоперевозок, предпочитают ИП. При регистрации необходимо выбрать коды ОКВЭД из общероссийского классификатора. В качестве основных понадобятся следующие коды деятельности: 49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам», 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта» и 63.4 «Организация перевозок грузов».

После завершения оформления ИП понадобятся разрешительные документы. Для МСП, осуществляющих перевозки в небольших объемах в черте города, лицензия не требуется. Исключением являются транспортировка опасных грузов и авиаперевозки. Полный перечень лицензируемых видов деятельности содержится в законе N99-ФЗ . О том, какими видами дейтельности может заниматься ИП, можно прочитать .

Автомобильные грузоперевозки на расстояние более 50 километров предполагают наличие у водителя следующих документов:

  • путевой лист,
  • страховка,
  • транспортная накладная,
  • акт приема-передачи,
  • договор на оказание услуг.

Покупать ли грузовик?

Приобретения автомобилей – самая затратная часть бизнеса по транспортировке грузов. Количество машин, их грузоподъемность и другие характеристики предприниматель выбирает исходя из вида груза и размера стартового капитала. ИП обычно начинают с покупки нескольких машин. Автопарк расширяют, если дело приносит достаточный доход.

Покупка или аренда грузовой техники

Один из вариантов для начала бизнеса в сфере грузоперевозок - аренда машины или лизинговый договор. Лизинг набирает популярность в России благодаря приемлемым условиям и оптимально подходит тем, кто не уверен в своих силах. Лизинг техники – это долгосрочная аренда с возможностью выкупа по остаточной стоимости. Такая схема удобна, прежде всего, тем, что не нужно сразу оплачивать стоимость грузовика. При покупке автомобильной техники лучше ориентироваться на новый транспорт.

Ориентировочная стоимость некоторых моделей стоимость грузовых авто приведена в таблице:

Требования к безопасности перевозки грузов и водителям

Предприниматель обязан обеспечить безопасные условия при транспортировке грузов. Основные требования утверждены приказом Минтранса РФ N7 от 15.01.2014г. Эти правила в частности предусматривают, что:

  • допустимая масса груза не должна превышать величину, указанную в ПТС;
  • масса груза должна распределяться равномерно с соблюдением весовых и габаритных параметров машины;
  • каждый тип груза должен иметь специальную упаковку;
  • необходимо составлять схему размещения груза.

Водитель должен знать устройство грузового автомобиля, уметь обращаться с эксплуатационными материалами и заполнять соответствующие документы. Обязательное требование - наличие российского гражданства.

Рентабельность бизнеса по перевозке грузов

Прибыльность бизнеса в сфере грузоперевозок можно рассчитать по формуле: П = Д минус С (где Д – доходы, С – себестоимость перевозки).

Себестоимость услуги по доставке грузов складывается из прямых затрат (аренда и обслуживание техники, оплата ГСМ, зарплата водителей) и косвенных (накладные расходы, включая питание водителей, связь, зарплата управленцев).

Полученный результат за отчетный период (месяц, квартал, год) сравнивается с предыдущим. На основании такого несложного анализа можно сделать вывод, насколько рентабелен или напротив убыточен выбранный тип перевозок. Доходы должны быть как минимум на треть выше себестоимости.

Средний срок окупаемости бизнеса в сфере грузоперевозок составляет от трех месяцев до нескольких лет.

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь , предложение ограничено.