Как закрыть тсж добровольно. Как проходит ликвидация тсж. Претензии по расходам ликвидационной комиссии ТСЖ

Закрытие товарищества производится согласно закону (Гражданскому кодексу), в нем отражены сам порядок и имеющиеся основания для ликвидации. Решение об этом принимается судом либо через собрание собственников дома, в котором есть ТСЖ.

Ликвидирование может быть осуществлено в добровольном или принудительном порядке (судом, госорганом, в чьем ведении находится ТСЖ.). Суд сам назначает специальную комиссию, которая будет заниматься вопросами ликвидации и вынесет .

Основания для ликвидации:

  • если процесс создания товарищества был произведен с нарушением законодательства;
  • если члены товарищества не набирают 50% голосов от общего числа голосов членов;
  • суд не признал реорганизацию товарищества действительной;
  • добровольное волеизъявление участников собрания;
  • было вынесено судебное решение.

Для ликвидации ТСЖ потребуется придерживаться следующего порядка, сущность которой заключается в:

  • создании на первоначальном этапе активной группы владельцев квартир, которых объединяет решение данного вопроса;
  • выбор наиболее инициативных представителей (лучше, если они будут представлять каждый подъезд);
  • создание реестра членов товарищества, для чего потребуется написать соответствующее заявление на имя ;
  • после изучения реестра и выявления тех граждан, которые тоже недовольны функционированием ТСЖ, написание заявления в трех экземплярах на выход из товарищества;
  • написание заявления на ликвидацию ТСЖ.

О самой процедуре говорится на видео:

Ликвидирование ТСЖ через суд может происходить в случае плохого выполнения или не выполнения вовсе обязанностей товарищества, его членами. Это:

  1. Общее имущество находится в плохом санитарном и техническом состоянии.
  2. Дом плохо обслуживается или не обслуживается вовсе.
  3. Не осуществляются вовремя членами товарищества.
  4. Происходит ущемление прав жильцов, не входящих в членство ТСЖ.

В суд должен обратиться орган жилищного надзора государственного значения либо орган муниципального жилищного контроля и доказать следующее:

  1. В процессе создания ТСЖ были выявлены нарушения законодательства.
  2. Нарушается закон в процессе работы товарищества, нарушения имеют неустранимый характер.
  3. Устав ТСЖ не соответствует законодательству. При этом, должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования, т.е. органы, которые контролируют работу товарищества направляют председателю предписание с выявленными нарушениями, которые он должен устранить в течение полугода. Если предписание не выполняется, орган вправе требовать ликвидации через суд.

Процедура ликвидации через судебный орган такая же, как через собственников, разница лишь в назначении ликвидационной комиссии. Суд сам ее назначает, это может быть специальный орган или сами участники товарищества (его учредители).

Если поручить процесс вышеописанным лицам невозможно, то суд может назначить в качестве ликвидатора физическое лицо, но только с его согласия по предложению того органа, который подал заявление в арбитражный суд с просьбой ликвидировать товарищество. Суд также назначает срок, в течение которого надо представить в арбитражный суд ликвидационный баланс, этот срок могут продлить.

Если имеются основания, чтобы ликвидировать товарищество, то процесс ее происходит по следующим этапам:

  1. Собирается собрание участников товарищества, на нем решаются вопросы о ликвидировании и назначении комиссии.
  2. Окончательное решение утверждается протоколом. В нем указывается состав и сроки работы комиссии.
  3. О решении ставится в известность орган регистрации и налоговая служба в течение 3-х суток с момента принятия.
  4. Комиссией дается объявление в журнал о том, что ТСЖ будет ликвидировано. В нем указаны сроки, когда кредиторы могут предъявить свои требования (не более 60 дней со дня печати).
  5. Комиссия ищет кредиторов и сообщает им о процессе ликвидирования в письменном виде.

После 2-х месячного срока составляется баланс , в котором содержатся сведения об общем имуществе, какие требования предъявляют кредиторы и итоги их рассмотрения. Его должны подписать на собрании, потом производятся все расчеты с кредиторами, и делается окончательный баланс и подписывается на собрании.

Документация сдается в налоговую службу.

Образец протокола

Протокол нумеруется, пишется его название – протокол общего собрания собственников жилья в доме о ликвидации ТСЖ. Указывается город, район, область, где находится ТСЖ, адрес места, где проводится собрание, его время.

Также указывается количество членов ТСЖ, кто был на собрании, В протокол вписывается полностью имя и фамилия председателя товарищества и секретаря собрания.

Что такое ревизионная комиссия?

Большое значение в работе товарищества имеет ревизионная комиссия. Она контролирует финансовую деятельность ТСЖ. Бухгалтер регулярно предоставляет сведения и , чтобы комиссия работала нормально.

Избирает комиссию собрание собственников , срок ее деятельности не более 2-х лет. Члены комиссии не имеют право состоять в управлении товарищества. Ее компетенция прописана в законодательстве и уставе, а порядок работы в документе, который утвердило собрание.

Проверки могут осуществляться:

  1. По итогам за весь год.
  2. В любое время, если этого требуют члены товарищества на собрании, либо проверку решило провести правление товарищества.
  3. Она также может потребовать созвать собрание внеочередного плана, чтобы обсудить итоги проведенной работы.

Функции

  1. Проверка документов ТСЖ о финансах и данных о проведении инвентаризации имущества.
  2. Сопоставление с первичными документами бухучета.
  3. Проверка договоров, расчетов с контрагентами на законность.
  4. Анализ бухучета.
  5. Проверка соблюдения правил и нормативов финансовой деятельности ТСЖ.
  6. Анализ финансового положения, способность производить платежи, ликвидность активов ТСЖ.
  7. Проверка осуществления платежей в госбюджет вовремя.
  8. Проверка отчетности для налогового органа.
  9. Проверка правомочности принятых решений должностными лицами ТСЖ, соответствие Уставу и решениям собрания товарищества.
  10. Разработка рекомендаций по правлению товариществом.

Итоги проведенной работы комиссия отражает в своем акте. Он содержит такие разделы, как:

  1. Общие положения – состав комиссии, сроки проверки и все лица, кто привлекается для ее работы.
  2. Сведения о том, в каком состоянии находится имущество.
  3. Проверка документов кассовых и авансовых отчетов.
  4. Проверка документов банковских.
  5. Начисление и выплата ЗП.
  6. Поступление
  7. финансов в виде доходов.
  8. Организация политики ТСЖ тарифного плана.
  9. Задолженность ТСЖ.
  10. Таблица с расхождениями по статьям сметы расходов и доходов.
  11. Сводные таблицы.
  12. Оценка работы управленческих органов товарищества.
  13. Свои выводы и рекомендации.

  1. Проведение плановых ревизий работы ТСЖ за год.
  2. Подготовка заключения о проекте сметы, размерах платежей и взносов за год.
  3. Рассмотрение жалоб и писем от членов товарищества.
  4. Информирование о результатах всех проведенных проверок управленческих органов товарищества в течении 10-ти дней после них.
  5. Отчет о своей работе перед собранием.

Положение о комиссии разрабатывается в соответствии с Жилищным законодательством и Уставом ТСЖ. В нем указаны:

  • общие положения, регулирующие деятельность комиссии ТСЖ;
  • цели и задачи комиссии;
  • порядок избрания председателя и членов, работающих в комиссии;
  • права с обязанностями;
  • порядок проведения заседаний и ревизий;
  • хранение документов;
  • уведомление членов товарищества о своем решении;
  • финансовое обеспечение работы комиссии.

Образец отчета можно скачать .

Таким образом, ликвидирование товарищества может быть произведено добровольно собственниками, либо судебным органом . Процедуры ликвидирования по обоим случаям совпадают, отличия только в назначении комиссии по ликвидации членами ТСЖ или судом.

Решение о ликвидировании принимается, если создание ТСЖ было с нарушениями закона, члены ТСЖ не набирают 50% голосов, ТСЖ не выполняет свою работу как положено, если так решило большинство членов ТСЖ.

При товариществе создается специальная ревизионная комиссия, которая проверят финансовую деятельность товарищества, у нее есть свои права и обязанности, которые она должна неукоснительно соблюдать.

Выход из членства товарищества не будет считаться его ликвидированием, для этого нужно иметь большинство голосов собственников. Весь процесс ликвидирования контролируется комиссией, которая осуществляет свою работу на основании закона.

Если ТСЖ не выполняет задачи, которые были возложены на него собственниками жилья, появляется необходимость его ликвидировать. Расскажем, как происходит ликвидация ТСЖ и какие особенности ей присущи.

Что такое ТСЖ

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) - это некоммерческая организация, создаваемая для управления жильем собственниками:

  • помещений в многоквартирных домах (одном или нескольких, близко расположенных и имеющих общую инфраструктуру);
  • близко расположенных индивидуальных жилых домов.

Преимущества управления домом с помощью ТСЖ перед управляющими компаниями заключаются в том, что:

  • все важные вопросы решаются собранием собственников;
  • председатель ТСЖ и члены правления заинтересованы в надлежащем управлении многоквартирным домом, так как сами в нем проживают;
  • документация ТСЖ прозрачна и доступна любому собственнику;
  • финансовые документы регулярно проверяются ревизионной комиссией, которая отчитывается перед собственниками;
  • расчеты за коммунальные ресурсы производятся между ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ напрямую;
  • ТСЖ предоставлена возможность извлекать собственные доходы из оказания услуг, например, по сдаче в наем общего имущества многоквартирного дома, предоставлению персонала (сантехника, уборщика) другим ТСЖ.

С чего начинается ликвидация

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В первом случае это ликвидация ТСЖ по решению собственников. Такое решение может быть принято в связи с:

  • невыполнением или ненадлежащим выполнением ТСЖ возложенных на него задач;
  • возникновением большой задолженности перед поставщиками коммунальных услуг в результате неэффективной деятельности ТСЖ;
  • выполнением задач, для которых создавалось ТСЖ (например, капитального ремонта);
  • истечением срока, на который ТСЖ создавалось, и др.

Во втором случае решение о ликвидации выносит суд, если имеются следующие основания:

  • грубые нарушения при создании ТСЖ (например, подделка подписей);
  • систематическое нарушение законодательства;
  • неэффективная деятельность товарищества, приведшая к возникновению долгов перед поставщиками коммунальных ресурсов;
  • невыполнение возложенных на товарищество задач;
  • невнесение членами товарищества платы за коммунальные услуги;
  • отсутствие какой-либо деятельности (неработающее ТСЖ);
  • доля не вступивших в ТСЖ превышает общее число собственников и др.

Порядок ликвидации ТСЖ

Процедура добровольной ликвидации складывается из совершения определенных действий:

1. Созывается общее собрание собственников, на котором в повестку дня выносятся вопросы, связанные с ликвидацией:

  • утверждение решения о ликвидации;
  • назначение ликвидационной комиссии.

2. В налоговый орган направляются уведомление о ликвидации по форме Р15001 и протокол.

3. Кредиторы ТСЖ должны быть уведомлены о начале процесса ликвидации. Для этого сообщение о ликвидации с порядком заявления требований публикуются в «Вестнике государственной регистрации», а ликвидационная комиссия направляет кредиторам уведомления по почте. В это же время комиссия выявляет и дебиторскую задолженность.

4. Проводится налоговая проверка на предмет наличия у ТСЖ долгов.

5. Составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражается информация об имуществе ТСЖ, его обязательствах и дебиторских задолженностях. Если долги товарищества превышают его возможности, организуется продажа имущества. Если и этих средств будет недостаточно, должна быть начата процедура банкротства.

6. На общем собрании утверждается итоговый ликвидационный баланс.

7. В налоговый орган для регистрации ликвидации товарищества собственников жилья подаются:

  • заявление о госрегистрации;
  • ликвидационный баланс;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины (в 2017 г. - 800 рублей).

Для того, чтобы решение ликвидировать ТСЖ принял суд, с иском должны обратиться инициативная группа собственников или уполномоченные органы, если товариществом нарушаются нормы закона. Вся информация о нарушениях должна быть документально подтверждена. Суд может предоставить ТСЖ возможность добровольной ликвидации или назначить ликвидационную комиссию самостоятельно.

Ликвидация ТСЖ с долгами

Немногие ТСЖ занимаются деятельностью, которая могла бы приносить собственника дополнительную прибыль (например, от сдачи помещений в наем, оказания бытовых услуг и др.), поэтому, когда у ТСЖ возникают долги перед поставщиками коммунальных ресурсов, бывает, что их нечем погасить. В таком случае единственным выходом становится ликвидация.

Прежде чем такое товарищество будет ликвидировано, в отношении него будут проведены проверки, целью которых является выявление фактов умышленного доведения ТСЖ до банкротства, проверка действий председателя ТСЖ, не присвоил ли он себе денежные средства собственников, и т.д.

Для погашения задолженности может быть продано имущество ТСЖ (например, оборудование, техника, транспортные средства). Если этого все равно недостаточно, ТСЖ объявляется банкротом.

Иметь нужно для этого немного, а именно – желание большинства владельцев квартир , степень обоснованности дальнейшего существования лица, либо решение суда. Также создается ликвидационная комиссия.

Для начала, следует оговорить, когда может быть терминировано это лицо?

Это может быть выполнено как по желанию собственников (ст. 61 ГК), так и в принудительном порядке (по решению суда) . В первом случае, для того, чтобы ликвидировать товарищество, нужно, чтобы к точно такому решению пришли на общем собрании хозяева этого жилого дома .

Причем, независимо от того, имеют они статус членов товарищества или нет. Количество голосов «за ликвидацию», должно составлять как минимум две трети от всего объема .

Важно! Это как раз тот самый случай, когда лицо неизбежно прекратит свое существование (ст. 141 ЖК).

Статья 141. Ликвидация товарищества собственников жилья

  1. Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
  2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Принудительно товарищество может быть терминировано в судебном порядке – если его деятельность выходит за рамки Устава и законодательства; если оно более не обладает авторитетом в глазах собственников; либо его лицензия просрочена, либо владельцы помещений решили, что в плане управления домом ТСЖ им более не подходит .

Инициатором этого могут быть:

  1. надзорные инстанции , либо иные заинтересованные государственные органы;
  2. инициативная группа собственников.

Пошаговая инструкция ликвидации

Собственно, сам процесс будет выглядеть так:

Важно! Последний пункт заслуживает особого внимания. Для этого существует определенный порядок и требует определенной документации.

Потребуются следующие бумаги (Федеральный закон № 129-ФЗ, ст. 21):

  • отчетность для ПФР;
  • ликвидационный баланс;
  • квитанция госпошлины.

С этого момента (исключение из ЕГРЮЛ) товарищество считается распущенным .

Протокол процесса

Это основной документ собрания жильцов и ведение его должно строго соответствовать установленным нормам . В нем не должно содержаться ничего, что бы выходило за рамки повестки дня или принятого решения.

Помимо этого бумага должна содержать в себе :


Заполненный документ на фото ниже:

Способы устранения товарищества с долгами

Может оказаться, что у товарищества есть долги перед некими третьими лицами (среди них могут быть и ресурсоснабжающие инстанции). С ними организация может быть ликвидирована стандартным порядком . Кредиторы могут заявить свои претензии на любой стадии ликвидации – то есть либо в процессе работы ликвидационной комиссии , или уже через суд.

Важно! Претензии должны быть выдвинуты максимум через два месяца после опубликования известия о грядущем прекращении деятельности.

Если причина — банкротство

Инициировать этот процесс могут либо сами члены организации, либо – инициативная группа (ст. 130-131 ГПК).

Статья 130. Выдача судебного приказа взыскателю

  1. В случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению.

    По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю, в том числе в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  2. В случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который заверяется гербовой печатью суда и направляется судом для исполнения в этой части судебному приставу-исполнителю.

    Исполнительный лист может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  3. Требования к форматам судебных приказов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Когда признают товарищество банкротом ?

  1. Наличие долгов как минимум на сто тысяч рублей ;
  2. невыполнение обязательств в течение минимум трехмесячного срока .

Но и это еще не факт, что конец. Обычно суд назначает конкурсное производство, период оздоровления (1 год), само товарищество переходит под внешнее управление . Но если и за этот период дела не удалось поправить, тогда перспектива прекращения существования организации становится более чем реальной .

Что будет выясняться?

  • Является ли банкротство преднамеренным;
  • степень участия главы товарищества.

Именно председатель будет нести наибольшую ответственность . И если окажется, что банкротство было умышленным, а в действиях главы товарищества содержится злоупотребление, то для председателя это будет означать привлечение к суду по административной, и даже уголовной статьям .

Если же окажется, что товарищество разорилось не по причине злоупотреблений руководство, суд принимает решение о признании банкротом .

Помимо закрытия, согласно жилищному законодательству (ст. 140 ЖК , ст. 57 ГК) товарищество может быть также реорганизовано – например в ЖСК.

Последствия для собственников


Судебная практика

Как показывает практика, хотя все и начинается с недовольства именно владельцев квартир , одного их решения мало и от стандартной процедуры никуда не уйти.

Пример: в Кемеровской области суд отказал истцу в переходе на непосредственный способ управления домом, поскольку иск содержал только это требование и данные о мнениях жильцов. Мотивы суда были следующими – высшим органом управления ТСЖ является собрание собственников, однако никаких данных о протоколе, голосовании и принятом решении не представлено.

Важно! Если же правопреемником будет Управляющая компания, то со всеми правами она получит и долги ликвидированного товарищества.

Нет данных и о работе ликвидационной комиссии, да и о ее созыве тоже. А это значит, что отсутствуют необходимые условия для удовлетворения иска .

Претензии по расходам ликвидационной комиссии ТСЖ

Ликвидационная комиссия выявляет кредиторов и дебиторов, принимает меры по уплате долгов, составляет баланс организации . Смета доходов и расходов, составленная ревизорами, должна иметь свои обоснования. Члены ТСЖ могут и возразить против необоснованно завышенных показателей . Правда, это не отменяет, что они сами должны иметь для этого более чем серьезные основания.

Пример. Василеостровский суд отказал истцу Васильеву В.В. в иске о необоснованно утвержденных с его точки зрения показателях, внесенных в смету комиссии. Согласно нормам действующего законодательства, ликвидационная комиссия среди своих полномочий имеет и составление сметы, нарушений в ее работе не выявлено.

Таким образом получается, что и ликвидировать товарищество собственников можно , и реорганизовать, но легко это только на словах. В любом случае придется проходить стандартную процедуру и начинаться все будет с общего внеочередного собрания и составления протокола по всем правилам.

Актуальность статьи: март 2019 г.

ТСЖ – одна из самых прозрачных форм управления жилыми домами, предполагающая максимальную степень участия собственников жилья в процессе управления домом и общим имуществом дома .

Такое управления требует максимальной ответственности членов ТСЖ.

Нередко возникают ситуации, когда целесообразно изменить способ управления многоквартирным домом (МКД).

Перед передачей МКД другой организации ТСЖ необходимо ликвидировать.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Нормативная база

Вопросы создания, функционирования и прекращения деятельности товариществ собственников жилья (ТСЖ) находятся в ведении гражданского и жилищного права .

Двойственность источников регулирования объясняется спецификой вопроса.

ГК РФ регламентирует деятельность ТСЖ с точки зрения принадлежности к некоммерческим корпоративным организациям, а в частности, к отдельному их виду – товариществам собственников недвижимости (статья 123.12).

Как и на любое юридическое лицо на товарищество распространяются в том числе и положения статьи 61, содержащей требования к процедуре ликвидации.

ЖК РФ рассматривает ТСЖ как одну из форм управления общим имуществом МКД .

Именно с этой позиции жилищным законодательством предъявляются требования к созданию и отдельным вопросам функционирования ТСЖ.

Что касается ликвидации товарищества, то статья 141 ЖК РФ не содержит каких-то требований к порядку ликвидации, а отсылает к нормам гражданского законодательства .

Основания для прекращения деятельности

Срок существования ТСЖ законодательством не ограничивается .

Однако в силу различных жизненных ситуаций возникает необходимость прекратить деятельность ТСЖ.

Процедура может происходить:

  1. По решению членов товарищества и общего собрания собственников недвижимости в МКД ;
  2. Принудительно .

Ликвидация ТСЖ общим собранием (добровольная ликвидация), когда собственники помещений в независимости от того, являются ли они членами ТСЖ или нет, обязаны на общем собрании принять решение о ликвидации ТСЖ.

Решение о добровольной ликвидации выносится высшим органом управляющей организации – общим собранием членов товарищества. Количество голосов членов, проголосовавших за решение о прекращении деятельности должно быть не меньше двух третей от всех голосов.

Статья 141 ЖК РФ предусматривает только один случай, когда ликвидация товарищества неизбежна.

Это происходит, когда у членов ТСЖ становится менее 50% от голосов всех собственников помещений в МКД.

Также добровольная ликвидация осуществляется, если товарищество создавалось на определенный срок или в связи с достижением поставленных задач (фиксируется в уставе) .

Принудительное прекращение деятельности товарищества происходит в порядке судопроизводства.

Инициаторами судебного процесса могут быть:

  • Заинтересованные владельцы помещений в МКД ;
  • Госорган (орган местного самоуправления), на который возложены функции жилищного надзора ;
  • Иные госорганы .

Среди оснований, по которым можно инициировать судебное разбирательство по вопросу ликвидации ТСЖ выделяют:

  1. Неустранимые нарушения законодательства, допущенные при регистрации товарищества;
  2. Утрата лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД;
  3. Нарушения законодательства при эксплуатации МКД и управлении общим имуществом дома;
  4. Ведение деятельности, не предусмотренной уставом;
  5. Невозможность дальнейшего управления МКД;
  6. Выбор собственниками иного способа управления МКД.

Если у товарищества имеются долги перед ресурсоснабжающими организациями или иными третьими лицами ликвидацию вполне возможно провести в стандартном порядке.

При этом кредиторы вправе предъявить свои требования:

  • В рамках судебного процесса ;
  • Ликвидационной комиссии .

Последовательность удовлетворения притязаний кредиторов определяется законодательством. Причем такие претензии должны быть выставлены не позднее 60 дней с момента опубликования сведений о ликвидации.

Порядок ликвидации ТСЖ

Процедуры прекращения деятельности товарищества начинается с оформления протокола.

Правомочны составлять протокол:

  • Собрание собственников ;
  • Собрание членов ТСЖ .

В повестку дня таких заседаний обычно включаются вопросы:

  1. Об упразднении ТСЖ;
  2. Об образовании ликвидационной комиссии;
  3. О сроке, порядке и отдельных условиях прекращения деятельности.

Важно составить этот документ в строгом соответствии с законодательством. В протокол не должны вноситься вопросы, не заявленные в повестке дня .

Необходимо зафиксировать точную информацию:

  • О должностных лицах (председатель, секретарь);
  • О количестве и распределении голосов ;
  • О составе комиссии по ликвидации .

Предлагаем вам скачать образец протокола общего собрания собственников МКД о ликвидации ТСЖ: Скачать бланк .

В дальнейшем процедура ликвидации проводится ликвидационной комиссией.

В течение 3 рабочих дней с даты вынесения решения о прекращении ТСЖ нужно направить соответствующее уведомление в налоговую инспекцию, действующую на территории регистрации товарищества.

Форма уведомления №Р15001 утверждена приказом ФНС от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@.

В документе указывается информация:

  1. О заявителе;
  2. О ликвидируемом ТСЖ;
  3. О ликвидационной комиссии.

Подпись заявителя на уведомлении должна быть удостоверена нотариально. К уведомлению прикладывается ликвидационный протокол .

Предлагаем вам скачать образец уведомления о ликвидации юридического лица: Скачать бланк .

На основании такого уведомления налоговый орган вносит в единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) отметку о том, что организация находится в стадии ликвидации.

Информацию о ликвидации ТСЖ необходимо разместить в открытом доступе.

Сведения публикуются на специальном ресурсе – «Вестнике государственной регистрации ». Это необходимо для информирования кредиторов ТСЖ. Публикация платная, и цена зависит от объема объявления.

Кроме того, ликвидационная комиссия обязана самостоятельно определить круг кредиторов ТСЖ .

Каждому кредитору необходимо направить письменное уведомление о ликвидации с указанием срока, в течение которого они могут выставить претензии по оплате долга. Такой срок не может быть меньше 2 месяцев.

Исчисление срока начинается с даты публикации сведений о ликвидации .

После уточнения всей суммы дебиторской и кредиторской задолженности представителю товарищества нужно снова обратиться в ИФНС.

На этот раз необходимо предоставить промежуточный ликвидационный баланс вместе с новым заявлением по форме №Р15001. Баланс должен быть утвержден на общем собрании собственников.

После выплаты долгов и возврата излишне уплаченных сумм от поставщиков формируется окончательный ликвидационный баланс и собирается пакет документов для подачи в инспекцию .

Окончательное решение об исключении организации из ЕГРЮЛ и завершения процедуры ликвидации регистрирующий орган принимает на основании следующего пакета документов:

  • Нотариально заверенное заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (бланк №Р16001);
  • Ликвидационный баланс, утвержденный общим собранием собственников жилья ;
  • Если в товариществе работали лица, подлежащие обязательному пенсионному страхованию, следует предоставить документы, подтверждающие направление сведений в филиал Пенсионного фонда ;
  • Квитанция об оплате госпошлины (800 рублей).

В течение 5 рабочих дней налоговый орган должен исключить ликвидированное ТСЖ из реестра либо направить отказ в госрегистрации.

Отказ возможен, если:

  1. Предоставлен не весь пакет необходимых документов;
  2. Процедура ликвидации проведена с нарушениями законодательства;
  3. Документы подписаны лицом, не имеющим таких полномочий;
  4. Не соблюдена нотариальная форма.

Важное значение в работе ТСЖ занимает ревизионная комиссия. Через этот орган, избираемый членами товарищества, проходит вся управленческая и финансовая документация организации. Заключения комиссии учитываются в ликвидационной процедуре .

Принудительная процедура качественно не отличается от добровольного порядка прекращения деятельности товарищества. Различия заключаются в том, что ликвидатор назначается решением суда.

Реорганизация товарищества собственников жилья

Реорганизация отличается от ликвидации тем, что права и обязанности реорганизуемого ТСЖ переходят другой организации .

Порядок реорганизации ТСЖ не отличается от общей процедуры, предусмотренной для всех юридических лиц, и утвержден статьей 57 ГК РФ.

По нормам, содержащимся в статье 140 ЖК РФ ТСЖ возможно преобразовать в кооператив (жилищный или жилищно-строительный) .

Возможна реорганизация ТСЖ, которые обслуживают несколько МКД. Такие организации можно разделить на несколько, а также возможно выделить одно или несколько юридических лиц. Руководство домом можно передать .

Все решения о реорганизации ТСЖ утверждаются на общем собрании собственников простым большинством голосов .

Когда ТСЖ стало проблемой? Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.