Членство и органы управления тсж. Способы управления жильем при помощи ТСЖ – как организовать процесс и кто контролирует работу товарищества? Органами управления товарищества собственников жилья являются

Согласно ст. 144 ЖК РФ органами управления товариществом являются: общее собрание членов товарищества жилья; правление товарищества. Председатель правления ТСЖ указанной статьей не отнесен к органам управления. Однако анализ положений ст. 149 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что он является единоличным исполнительным органом товарищества. Необходимо обратить внимание, что в ст. 115 ЖК РФ к органам управления жилищного кооператива отнесен председатель правления кооператива. Следовало бы аналогичную норму включить и в ст. 144 ЖК РФ.

Высшим органом управления ТСЖ является общее собрание (ст. 145 ЖК РФ). Объем полномочий высшего органа управления определяется ЖК РФ и уставом.

Компетенцию высшего органа можно разделить на исключительную и альтернативную.

К исключительной компетенции относятся внесение изменений в устав общества; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; утверждение годового плана финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда; определение размера вознаграждения членов правления товарищества; принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме; другие вопросы, предусмотренные ЖК РФ и иными федеральными законами.

Альтернативная компетенция общего собрания товарищества предполагает возможность принять к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции правления товарищества. Объем альтернативной компетенции определяется общим собранием.

ЖК РФ в ст. 145 не указывает среди полномочий, принадлежащих общему собранию товарищества собственников жилья, отнесенные к компетенции общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ).

Среди таких вопросов: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; о пределах использования (в том числе об ограничениях пользования) земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Указанные вопросы отнесены ЖК РФ к разрешенной деятельности ТСЖ (п.2 ч.2 ст. 152, п.2, п.3 ст. 137), однако реализация данных полномочий отнесена к компетенции общего собрания собственников, а не общего собрания ТСЖ.



Решения указанных вопросов могут быть отнесены уставом к компетенции общего собрания членов ТСЖ, на которым они должны будут приниматься квалифицированным большинством голосов в порядке ч. 4 ст. 146 ЖК РФ. В то же время при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме они решались бы 2\3 от общего числа голосов собственников помещений.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов товарищества ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления.

Уставом товарищества может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов (п. 6 ст. 146 ЖК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что среди полномочий общего собрания членов ТСЖ ЖК РФ не указывает ряд прав, принадлежащих общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме, которые им принадлежат в силу закона (ст. 44 ЖК РФ). Анализ и других норм ЖК РФ, в частности п. 1 ст. 147 ЖК РФ, п.3 ст. 161 ЖК РФ, позволяет сделать вывод о том, что ТСЖ по некоторым вопросам не заменяет общее собрание собственников жилья. Таким образом, на базе многоквартирного дома может функционировать одновременно две формы управления: ТСЖ и общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, что является правовой коллизией.

Для ведения текущей работы общее собрание избирает исполнительно-распорядительный орган – правление (ст. 147 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем за два года.

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя правления.

Председатель правления товарищества собственников жилья обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда (п. 2 ст. 149 ЖК РФ).

Контрольным органом товарищества собственников жилья является ревизионная комиссия (ревизор), которая избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

Проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

Представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

Отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности (п. 3 ст. 150 ЖК

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Когда возникает право собственности на общее имущество собственников многоквартирного дома?

2. Что относится к общему имуществу многоквартирного дома?

3. В каком порядке приобретается право на долю в общем имуществе многоквартирного дома?

4. Что относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

5. Какое преимущественное право есть у собственника общего имущества в коммунальной квартире?

6. Что такое товарищество собственников жилья?

7. Какими правами обладает товарищество собственников жилья?

8. Когда и у кого возникает членство в товариществе собственников жилья?

9. Перечислите органы управления в товариществе собственников жилья.

10. Какими видами хозяйственной деятельности может заниматься товарищество собственников жилья?

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 1.

1. Проанализируйте действующее жилищное законодательство и определите его структуру.

2. Проанализируйте современную жилищную политику РФ. Дайте ее оценку. Установите тенденции жилищной политики РФ.

3. Что жилищное законодательство понимает под «жилым помещением». Как это определение соотносится с пониманием жилого помещения в решениях по конкретным делам Европейского Суда по правам человека.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 2.

1. Составьте сравнительную таблицу договора социального найма жилого помещения и договора коммерческого найма жилого помещения.

2. Составьте сравнительную таблицу договора социального найма жилого помещения и договора найма специализированного жилого помещения.

3. Составьте договор коммерческого найма жилого помещения.

4. Составьте исковое заявление о расторжении договора социального найма жилого помещения в связи с выездом нанимателя и членов его семьи на постоянное место жительства; исковое заявление о выселении нанимателя без предоставления другого жилого помещения в связи с систематическим разрушением жилого помещения; исковое заявление о выселении за невозможностью совместного проживания.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 3.

1. Осуществите сравнение правового положения членов семьи нанимателя жилого помещения, членов семьи собственника жилого помещения, членов семьи пайщика ЖК или ЖСК.

2. Охарактеризуйте право пользования жилым помещением на основании завещательного отказа и по договору пожизненного содержания с иждивением.

3. Составьте исковое заявление о признании недействительным отказа в приватизации занимаемого жилого помещения.

4. Составьте перечень изменений и дополнений, внесенных в закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с момента его принятия и до наших дней. Объясните их причины.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 4.

1. Напишите Устав ТСЖ.

2. Составьте договор управления многоквартирным домом.

3. Сравните способы управления общим имуществом многоквартирного дома. Установите преимущества и недостатки каждой из них.

4. Сравните правовой статус членов ТСЖ и членов ЖК или ЖСК.

Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 2008. С. 19.

СЗ РФ. 1937. №3. Ст. 99.

Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С.17; С. 97, 100, 103, 29; Васильев Ю.Г. О договоре жилищного найма. Советское государство и право. 1959. №9. С. 106; Потюков А.Г. Жилищное право. Л., 1973. С.5.

Чигир В.Ф. Жилищное право. - Минск: Вышейш. шк. 1986 .- С. 12.

Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. - М.: Юристъ, 1999. -С. 313.

Литовкин В.Н. Концепция развития жилищного законодательства // Жилищное право. 2004, № 33. С. 613.

Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата. 1963 г. С. 17, 97.

Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Жилищное право. Ростов-на-Дону. 2007. С.11.

Корнеев С.М. Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 150-151; Свердлык Г.А. Принципы приватизации жилых помещений в Российской Федерации // Жилищное право. 2007. № 9. С. 23.

Басин Ю.Г, Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата. 1963. С. 19.

Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Там же. С. 19.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: кризис доктрины, смена принципов, от прошлого к настоящему. В кн. Проблемы современного гражданского права. М., 2000. С. 239.

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу российской Федерации (постатейный). М.. 2005. С. 54.

Рыжов А.Б. Осуществление перевода жилых помещений в нежилые как функция органов местного самоуправления. Электронный журнал Волго-Вятской академии государственной службы. Выпуск 1. 2006 г.

Лапач В.А. Изменение назначения жилого помещения: некоторые правовые вопросы. Закон. 2006. №8.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №22. Ст. 2126.

Лапач В.А. Прекращение и отпадение права. Законодательство. 2005. №9.

Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2005. С. 57

1 СЗ РФ. №6, 2006 г. ст. 702

2 В.Н. Литовкин Указ. соч. С.41

1 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам, М., 1995 г. С.173

Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Жилищное право. Ростов-на-Дону. 2007. С. 40.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 350.

Святловский В.В. Жилищный вопрос с экономической точки зрения. Выпуск 5. Жилищный вопрос в России. Краснодар. 2000. С. 107.

Святловский В.В. Там же. – С. 111.

Бессонова О.Э. Жилье: рынок и раздача. Новосибирск 1993. С. 63.

Дмитриев Н. Важная социальная проблема. - М.: Московский рабочий, 1970. С. 34.

Жилищное законодательство: сборник официальных материалов. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. С. 53.

3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 671

Аскназий С.И., Брауде И.И., Пергамент А.И. Жилищное право. М.,1956. С.11.

Дмитриев Н. Важная социальная проблема. - М.: Московский рабочий, 1970. - С. 37.

Дмитриев Н. Указ. соч. - С. 41.

Дмитриев Н. Указ. соч. - С. 38.

СУ РСФСР. 1918. №62. Ст. 674

СУ РСФСР. 1921. №59. Ст. 403

Жилищные законы. Под ред. В.И. Вегер. - М., 1927. С. 54-57.

Там же. С. 456.

Там же. С.455 - 456.

СЗ СССР 1937. №69. Ст. 314.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: федеральный и региональный аспект. В кн.: Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003. С. 607.

Ст. 25 всеобщей Декларации прав человека, утв. генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г.

Конституция СССР 1977 года

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека ООН.

Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище. Журнал российского права.2003. №4. С. 27.

Скрипко В.Р. Право граждан на жилище и его судебная защита. М., С. 5

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С. 4.

СЗ РФ. 1995. №33. Ст. 3349.

ВВС РФ. 1991. №16. Ст. 503.

СЗ РФ. 1997. 330. Ст. 3590.

СЗ РФ. 2001. №23. Ст. 2277.

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32. Ст. 1227.

Жилищный кодекс Российской Федерации. Под ред. д. ю. н. П.В. Крашенинникова. М.. 2005. С.263

См. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006//СЗ РФ, 2006 г., №6

СЗ РФ. 2005. № 22.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: кризис доктрины, смена принципов,

от прошлого к настоящему. Проблемы современного гражданского права: сборник статей – М.: Городец, 2000. – С. 275.

Литовкин В.Н. Там же– С. 242.

Литовкин В.Н. Там же – С. 271.

1 Толстой Ю.К. Жилищное право. – М.: Пост-Фактум, 1996. – С. 71.

2 Вишневская И.С., Парада Е. С. Новое в регулировании договорных отношений по найму жилых помещений в свете части второй ГК Российской Федерации// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 1998. №4. – С. 77.

1 Комментарий части второй ГК РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА М-НОРМА, 1996. - С. 687.

2 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Том 1. - М.: ОГИЗ, 1935. –С. 433

Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова. Том 3. С.1198-1199

Там же. С. 616

Там же. С. 339

Жилищное законодательство. Сборник региональных нормативных правовых актов. Сост. И.С. Вишневская, Г.Д. Улетова. М., 1998.

ФЗ от 24 декабря 2002 г. № 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)».

Толстой Ю.К. Жилищное право: учебник. М., 2008. С. 49.

Толковый словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова М., 2003. С. 754.

Свит Ю.П. Договор найма специализированного жилого помещения. Жилищное право. 2005. №3. С.3.

СЗ РФ. 2006 г. №6. Ст. 697.

СЗ РФ. 35, 2006. Ст. 5.

СЗ РФ. №6, 2006. Ст. 697.

Шешко Г.Ф. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление, пользование, выселение // Жилищное право. №1. 2006. С.16.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 660, 662.

Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 2008. с. 50.

Сергеев А.П. Жилищное право. М., 2006. С. 121.

СЗ РФ. 2001. №3 23. Ст. 2277.

Якупова А.И. Жилые помещения маневренного жилищного фонда. Жилищное право. 2007. № 3. С. 19.

СЗ РФ, 1995, №32. Ст. 3198.

Свит Ю.П. Договор найма специализированного жилого помещения. Жилищное право. 2005. №3. С. 11.

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С. 174.

Бюллетень международных договоров, 1995 г., № 5.

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С. 178.

Якупова А.И. Жилые помещения маневренного жилищного фонда. Жилищное право. 2007. № 3. С. 18.

В Типовых договорах найма специализированного жилого помещения сформулировано, что «наймодатель передает нанимателю…», а не обязуется предоставить жилое помещение.

Нерсесянц А.В. Философия права. М., 2003. С. 28

Кучерена А.Г. Жилищные споры: юридический справочник для населения. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008. С. 12

Толстой Ю.К. Жилищное право: учебник. М.. 2008. С.19

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 37

Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. М., 2008. С.153

Титов А.А. Там же. С.97

СЗ РФ. 2006. №5. Ст. 546

Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 21.

Текст абзаца 2 статьи 53 ЖК РСФСР 1983 года подлежал применению к отношениям с участием членов семьи собственника жилого помещения в силу отсылки содержавшейся в абзаце 2 ст. 127 ЖК РСФСР

Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.. 1995. С. 262

Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М.. 2004. С. 319. // Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 24

Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 24

Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 85

Толчеев Н.К., Ефимов А.Ф. Настольная книга судьи по жилищным спорам. М., 2007. С.84

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г. // СИС Консультант Плюс

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С.49-50.

Обзор законодательства и судебной практики за IY квартал 2005 г.

Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 28

Толчеев Н.К., Ефимов А.Ф. Настольная книга судьи по жилищным спорам. М., 2007. С.92

СЗ РФ. 2006. №6. Ст. 702

Жилищное законодательство. Сб. региональных нормативных правовых актов. Ч. 1 М., 1998. С. 107

Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М., 1992. С. 15.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.

СЗ РФ от 01.01.2007. №1 (1 ч.). Ст. 14.

Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) СССР. 1989. №1. Ст. 4.

Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР. 1989. 313. Ст. 72

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 208-209

См: Закон РФ от 23.12.1992 №4199-1; ФЗ от11.08.1994 №26-ФЗ, от 28.03.1998 № 50-ФЗ, от 01.05.1999 №88-ФЗ, от 15.05.2001 №54-ФЗ, от 20.05.2002 №55-ФЗ, от 26.11.2002 № 153-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 29.12.2004 №189-ФЗ; изм., внесен. Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 №25-П, Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 №316-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 №6-П // первоначальный текст Закона опубликован в «Ведомостях СНД и ВС РСФСР», 11.07.1991, №28, ст.959; текст с последними изменениями опубликован в СЗ РФ, 03.01.2005.

Гришаев С.П. Ваше право собственности на жилое дом и квартиру. М.. 1995. С. 3

Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. М., 2008. С. 187

Седугин П.И. Жилищное право. М., 2003. С. 240

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. №8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №11. С. 3.

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 212.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №7.С.9.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №11; 1997. №1.

Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 316-О / СЗ РФ. 2003. №5. Ст. 503

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 5

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 3430.

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 197

СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2963

СИС Гарант.

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 215-216

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 258

Тарасова А.Е. Сделки с обсобенностями волеизъявления. Журнал российского права.2008. №4. С.86.

Чефранова Е.А. Правовое регулирование отношений собственности в многоквартирном доме. Закон. 2005. №6. С.16

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С.96.

Российская газета. 2006.№37.

Шешко Г.Ф., Литовкин В.Н. Качество закона, или работа над ошибками. Закон 2005. №6. С.8.

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 226

Шешко Г.Ф., Литовкин В.Н. Качество закона, или работа над ошибками. Закон. №6. 2005. С. 9

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С.264.

Попов А.В. Товарищество собственников жилья как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в многоквартирном доме. Авт. На соискание ученой степени к.ю.н. Волгоград. 2006. С. 22.

Рыжов А.Б. Момент заключения договора управления многоквартирным домом при выборе управляющей организации. Жилищное право. 2007. №1. С. 43

Михайлов В. Возможная модель правового режима // ЭЖ-Юрист. 2006. №18. С.4.

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 292-299

Попов А.В. Товарищество собственников жилья как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в многоквартирном доме. Автореферат на соискание степени кандидата юридических наук. Волгоград. 2006. С.10-11

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5079

Попов А.В. Товарищество собственников жилья как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в многоквартирном доме. Автореферат на соискание степени кандидата юридических наук. Волгоград. 2006. С.11-12

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 269

СЗ РФ. 1998. №15. Ст. 1794

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 251

Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации / М.Ю. Тихомиров. М., 2005. С. 267

Членство и органы управления ТСЖ

Как возникает членство в товариществе собственников жилья?

Согласно ч. 1 ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество. Если в многоквартирном доме такое товарищество создано, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать его членами после возникновения у них права собственности на помещения. Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

Каковы органы управления товарищества собственников жилья?

В соответствии со ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества.

Общее собрание является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (ч. 1 ст. 145 ЖК РФ).

К компетенции общего собрания относятся:

1) внесение изменений в устав товарищества;

2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

3) избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

5) образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

8) утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана;

9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме;

13) другие вопросы, предусмотренные ЖК РФ или федеральными законами.

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания также может быть отнесено решение иных вопросов. Общее собрание имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Согласно ч. 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. В уведомлении о проведении общего собрания указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества правомочно, если на нем присутствуют более половины членов или их представителей.

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с п. 2, 6, 7 и 12 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества. Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Согласно ч. 1 ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление полномочно принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества. Правление является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества. Заседание правления признается правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство его членов. Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом.

В соответствии со ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

2) контроль над своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

9) выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ).

Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

Согласно ст. 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества. Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Военная организация государства: понятие и структура

Военное строительство является важнейшей составной частью деятельности, направленной на реализацию такой функции государства, как защита Отечества. Политические установки по вопросам военного строительства и, в частности...

Гражданско-правовой статус акционерного общества

Важнейшим в деятельности любого корпоративного образования является вопрос о формировании его воли как единого субъекта гражданского оборота. Предусмотренная Законом структура органов АО призвана обеспечивать интересы акционеров...

Киевская Русь как раннефеодальная монархия

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь - его функции заключались в налаживании внешней торговли, командовании вооруженными силами, сборе дани...

Права акционеров

Правові системи країн Британської Співдружності націй

В даний час у всіх країнах Британської Співдружності в тій чи іншій формі діє система англійського загального права. Простіше перерахувати держави, що входять до Співдружності, в яких діють інші системи права, ніж англійське загальне право...

Правовое положение производственного кооператива

В ст. 5 Устава Международного кооперативного альянса в качестве самого первого принципа, которому должна соответствовать любая организация, претендующая на статус кооператива...

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ

Акционерное общество одно из наиболее сложных организационно- правовых форм юридического лица. В ней предполагается наличие нескольких органов управления, органов внутреннего и внешнего контроля, распределение между ними компетенции...

Правовые положения акционеров: защита их прав и законных интересов

Акционерное общество одно из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического лица. В ней предполагается наличие нескольких органов управления, органов внутреннего и внешнего контроля, распределение между ними компетенции...

Производственный кооператив. Структура управления и правовая регламентация

Членство в производственном кооперативе предполагает личное трудовое и иное участие членов в его деятельности, тогда как, например...

Процесс создания и функционирования общественных объединений

В соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения должны иметь фиксированное членство. Членами общественных объединений могут быть только физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях...

Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь

Хозяйственное управление связано с созданием материальных благ, изготовлением, выработкой и созданием какой-нибудь продукции, производством товаров, оказанием услуг, осуществлением купли и продажи и т.д...

Структура, состав и порядок формирования органов управления обществ и товариществ оказывают определяющее влияние на их деятельность. Поэтому они должны обеспечить максимум демократизма...

Органы управления ТСЖ

Товарищество собственников жилья, как любая организация, имеет свои органы управления. К ним относятся:

  • - общее собрание членов ТСЖ;
  • - председатель правления;
  • - правление.

Общее собрание членов ТСЖ является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном статьями 146, 45-48 Жилищного кодекса, уставом товарищества. Перечень вопросов, которые решаются на общем собрании, включает в себя:

  • - принятие решений о наиболее важных организационных вопросах ТСЖ (избрание правления, членов ревизионной комиссии, рассмотрение жалоб на их действия, утверждение устава, определение размера вознаграждения председателя и членов правления, принятие решения о реорганизации или ликвидации ТСЖ);
  • - принятие решений о финансовой деятельности ТСЖ (установление размеров обязательных платежей и взносов членов товарищества, утверждение сметы доходов и расходов и отчетов об их исполнении, привлечение заемных средств, определение направлений использования доходов от хозяйственной деятельности ТСЖ).

Важно понимать, что возможность проведения общего собрания членов ТСЖ не отменяет необходимости проводить в многоквартирном доме общее собрание собственников помещений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции такого собрания. Например, вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД не могут быть решены на общем собрании членов ТСЖ. Для принятия по ним решений необходимо созывать общее собрание собственников.

Правление товарищества собственников жилья — это исполнительный орган, он подчиняется общему собранию членов ТСЖ. Поэтому наиболее важные вопросы решаются на собрании, а те вопросы, которые в соответствии с Жилищным кодексом и уставом не относятся к компетенции общего собрания собственников и общего собрания членов ТСЖ, могут решаться правлением ТСЖ.

Избирать членов правления можно на любой срок в пределах двух лет. Как правило, выборы назначают либо раз в год, либо раз в два года.

Заседания правления созывает председатель (кстати, его можно выбирать на правлении, а можно — на общем собрании членов ТСЖ, какой вариант выбрать — дело самих членов товарищества собственников жилья, однако выбранный способ должен быть зафиксирован в уставе).

Для того чтобы решения правления считались законными, на его заседании должна присутствовать как минимум половина членов правления. Если больше половины собравшихся проголосовало за какое-либо предложение, оно считается принятым. После голосования необходимо оформить протокол, который должны подписать председатель и секретарь заседания.

Обязанности правления ТСЖ

  1. Соблюдать законодательство и требования устава ТСЖ.
  2. Контролировать своевременность оплаты взносов членами ТСЖ.
  3. Составлять годовые сметы расходов и доходов ТСЖ, отчеты о финансовой деятельности, предоставлять их общему собранию ТСЖ для утверждения.
  4. Заключать договоры на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в доме.
  5. Нанимать и увольнять работников для обслуживания дома.
  6. Вести реестр членов товарищества, бухгалтерию, делопроизводство.
  7. Созывать и проводить общее собрание членов ТСЖ.
  8. Выполнять иные обязанности, вытекающие из устава ТСЖ.

Председатель правления ТСЖ — лицо выборное. Как уже говорилось, его могут избирать члены правления, а могут все члены ТСЖ на общем собрании. Срок работы председателя обговаривается в уставе товарищества. Его задачи — координировать работу правления и ТСЖ в целом. Кроме того, он разрабатывает нормативные документы: правила внутреннего распорядка ТСЖ (утверждаются эти правила на общем собрании), положение об оплате труда наемных работников и т. д.

Ревизионная комиссия (ревизор) ТСЖ избирается на общем собрании членов ТСЖ. Максимальный срок работы комиссии — 2 года, затем должны последовать перевыборы. Главная ее задача — как минимум раз в год проводить ревизии финансовой деятельности ТСЖ и давать отчет членам товарищества о результатах. Кроме того, ревизионная комиссия составляет заключение на сметы различных работ, разработанные правлением.

Плюсы ТСЖ:

Денежные средства собственников аккумулируются на расчетном счете ТСЖ и расходуются только на нужды дома;

Возможность самостоятельно нанимать организации или работников для содержания, ремонта и обслуживания общего имущества. Для выполнения некоторых работ товарищество может привлекать на договорной основе граждан, проживающих в этом доме. Таким образом, частично может быть решена проблема занятости некоторых жильцов;

Возможность переизбрания правления в случае его неудовлетворительной работы;

ТСЖ может открыть на себя специальный счет для проведения капитального ремонта;

ТСЖ само определяет, что ремонтировать в доме, когда и в каком порядке проводить ремонтные работы, собственники сами выбирают материалы для ремонта, устанавливают порядок сбора денежных средств на эти нужды.

Недостатки ТСЖ:

Главный недостаток — это «неидеальность» жильцов: далеко не все жители вовремя платят за коммунальные услуги, из-за этого нарушается финансовая устойчивость ТСЖ;

ТСЖ может быть выгодно в условиях крупного многоквартирного дома; если квартир мало, содержание дома для собственников оказывается слишком дорогим удовольствием;

На практике председателем ТСЖ может стать недобросовестный человек.

Для оперативного руководства товариществом предусмотрен более мобильный и менее многочисленный орган управления - правление.

Общее руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. Правление ТСЖ вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов ТСЖ.

В обязанности правления в соответствии со ст. 148 ЖК РФ входит:

  • 1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;
  • 2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;
  • 3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;
  • 4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;
  • 5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;
  • 6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • 7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • 8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;
  • 9) выполнение иных вытекающих из устава ТСЖ обязанностей.

По сути, правление является коллегиальным органом управления, наиболее близким эквивалентом которого является совет директоров хозяйственного общества. Оно избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. При этом количество членов правления законодательно не установлено, впрочем, как и подробный порядок его функционирования. Подразумевается, что подобные вопросы должны находить отражение в уставе конкретного товарищества.

Правление считается исполнительным органом товарищества, оно выбирает из числа своих членов председателя, который обеспечивает выполнение решений правления и имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Председатель правления товарищества согласно п. 2 ст. 149 ЖК РФ действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

При перечислении органов, участвующих в деятельности ТСЖ, нельзя не упомянуть о ревизионной комиссии либо ревизоре ТСЖ.

Ревизионная комиссия (ревизор) ТСЖ обязана:

  • 1) проводить не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
  • 2) представлять общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;
  • 3) отчитываться перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Из вышеизложенного видно, что у товариществ достаточно серьезно проработанный механизм управления многоквартирным домом. Кроме того, товарищество имеет целый ряд властных полномочий, направленных на реализацию процедуры управления имуществом дома.

В частности, товарищество вправе:

  • 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом (в том случае, если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме будет принято решение о привлечении управляющей организации для содержания многоквартирного дома), а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества;
  • 2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели;
  • 3) устанавливать на основе принятой на год сметы доходов и расходов товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • 4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;
  • 5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
  • 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;
  • 7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.

Кроме того, в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ вправе:

  • 1) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;
  • 2) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;
  • 3) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации;
  • 4) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков;
  • 5) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.

В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах, ТСЖ в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. Также ТСЖ в судебном порядке может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.

Кроме того, в соответствии с нормами п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления ТСЖ в соответствии с уставом ТСЖ.

Кроме того, ТСЖ является юридическим лицом и имеет собственное обособленное имущество. В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома.

Средства ТСЖ состоят из:

  • 1) обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
  • 2) доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества;
  • 3) субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;
  • 4) прочих поступлений.

Для достижения целей, предусмотренных уставом, ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью. ТСЖ может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:

  • 1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  • 2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  • 3) сдача в аренду, в наем части общего имущества в многоквартирном доме.

На основании решения общего собрания членов ТСЖ доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ.

Таким образом, ТСЖ при должном подходе может стать вполне приемлемым способом организации содержания многоквартирного дома в новых условиях. Однако на пути этого существует целый ряд препятствий. Наиболее существенной, по моему мнению, является проблема определения правовой природы денежных средств, поступающих в распоряжение товарищества. В силу того что товарищество не является организацией, ставящей своей целью получение прибыли и распределение ее между своими участниками, денежные средства, поступающие в товарищество в виде целевых взносов от своих членов, стоит рассматривать как целевое финансирование. В то же время доход, который товарищество может получать от сдачи в аренду общего имущества в составе многоквартирного дома, следует рассматривать как доход от предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью финансирования основной уставной деятельности товарищества.

Практика создания товариществ собственников жилья в Республике Татарстан

По данным (март 2007года) Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на сегодняшний день в Республике Татарстан в 75% жилищного фонда многоквартирных домов собственников помещений определились со способом управления домом. Для сравнения, по России этот процент не превышает 15%.

В случаях, где собственниками не выбран способ управления многоквартирным домом, открытый конкурс по выбору управляющей организации, органы местного самоуправления проводят самостоятельно. Дату конкурса назначают органы местного самоуправления. Сегодня по республике дата не определена еще ни в одном районе, городе, поэтому у собственников жилья еще есть время самостоятельно определиться со способом. И до конца года (2008), доля домов, в которых сами собственники выбирали способом управления, может увеличиться до 80-85%.

На сегодняшний день в республике создано 775 ТСЖ (в Казани - 358 ТСЖ) и 366 ЖСК (в Казани - 309 ЖСК).

Опрошенные Intertat. ru (Официальный Портал Правительства Республики Татарстан) собственники жилья практически в один голос признали создание ТСЖ самым привлекательным вариантом управления многоквартирным домом. Хотя проблемы в их создании и функционировании возникают, но они продолжают утверждать, что в доме должен быть хозяин.